Катастрофа бронзового века и книга Бытия

Галкин Сергей
Катастрофа бронзового века и книга Бытия.

Записки дилетанта.

Вроде бы это признанный научный факт – истребление существовавшей тысячи лет и успешно распространявшейся по планете цивилизации бронзового века.  Цивилизация организовывала людей, люди строили города, занимались ремеслами,  любили друг друга и учились добру. Последние десятилетия перед катастрофой и войн-то не было. Конечно и в Египте, и в Микенах, и в Хеттии  наверняка было не всё гладко. Но была письменность, строились храмы, пирамиды, дворцы, развивалось искусство. И вдруг всё это было разрушено странной, непонятной, неодолимой силой.
И так получилось, что тот опыт долгого и непрерывного развития человечества в Средиземноморье почти полностью потерялся. Сотни лет – десятки поколений выжившие выживали, всё меньше помня о потерянных достижениях разума.
Потом эта неодолимая разрушающая сила исчезла.  И люди снова стали строить и заселять города, по-новому делить землю, восстанавливать древние знания или открывать их заново.
Огромное количество накопленных знаний и человеческого опыта погибло. Но так получилось, что самая распространенная на Земле книга – Библия, в той самой древней своей части, в которой новообразующемуся народу даётся Закон, прямо и косвенно освещает страшные события того времени.   
Вот только мне, с позиций профана в исторических науках (впрочем, и в богословских тоже), хочется оспорить хронологию библейских событий.  Считается, что Авраам жил в 19-17 веках до н.э. , а Моисей в в 16-12 веках до н.э.  Но до двенадцатого века древние империи ещё были сильны и, по моему мнению, не было нужды основывать альтернативную государственную структуру.
А вот когда мир рушился, тогда можно понять и Фарру, уходящего из обреченного Ура в пустынную землю, и Авраама, уходящего из этой пустынной земли, спасающегося от голода в теряющем величие и мощь, но остающемся при плодородном Ниле Египте. И фараона, прельстившегося сестрой кочевника из голодной земли. И четырех царей, побивших пятерых других царей, но побежденных тремя сотнями Авраамовых слуг…
Мир рушился, но тут же создавался заново. Создавался жестокими людьми, верящими в жестокого Бога.  И вот уже три тысячи лет люди читают книгу Бытия, и цивилизация, возрожденная в те века, продолжается и развивается.  А та, древнейшая, вошла в эту новую безмолвными и почти бесполезными памятниками существования доисторической жизни – пирамидами и сфинксом, развалинами городов.
Хотя… мифы древней Греции и поэмы Гомера живут вместе с нами, не так ли?

2.

Признаюсь, я не очень внимательный читатель. И мне сложно читать древние тексты, которые даже специалисты иногда толкуют по-разному.  Поэтому вполне допускаю, что мои суждения относительно древнейшей истории и библейских персонажей могут быть легко опровергнуты знающими людьми.
Итак, после краткого ознакомления с некоторыми историческими фактами и с Библией, у меня сложилось впечатление о не тождественности Бога Авраама и Бога Моисея.
С Богом Авраама всё понятно (особенно тем, кто читал «Иосифа и его братьев» Томаса Манна)).
А вот Бог Моисея мог быть просто человеком.  Магом, хитроумным мошенником и отчаянным авантюристом, которому позарез надо было выбраться из охваченной эпидемией местности куда-то в сторону Междуречья. И лучшим инструментом для этого он выбрал полудикое племя кочевников, которое по дороге значительно цивилизовал и дал (может быть и не желая такого результата) веру в Бога, сильнее которого нет ни у какого другого народа, Бога, который избрал себе именно это племя и заключил с ним союз против всех прочих народов.  Бога, которому обязательно нужен свой верный народ. И, хотя этот Бог и намеревался иногда в гневе уничтожить «буйных» израильтян и начать всё заново, но он все-таки легко отказывался от этого намерения.