Наказание за жадность и гордыню

Клименко Галина
В крайней хатке, на одной из улиц небольшой деревеньки, умерла пенсионерка, Ермакова Акулина Петровна. Её кончина для селян оказалась полной неожиданностью. Понятно, что уже старость глубокая, вроде и пора уже, но ведь Петровна до последнего на ногах была: за огородом сама смотрела, за садом, во дворе всегда порядок, кушать наготовлено, цветники ухожены, даже на задворках подметено, там, где у неё расположена деревянная лавочка со спинкой, выкрашенная нежно-зелёной краской.
Буквально ещё вчера в магазине её видели, за хлебом и мукой наведывалась, а утром пришла к ней соседка, Надежда Овчарова, чтобы на чай бабушку пригласить. Звала, звала, а никто не откликается и двери изнутри заперты. Женщина сразу почувствовала недоброе и поспешила в контору, сообщить о своём подозрении. Обычно Петровна, ни свет ни заря, уже в палисаднике толчётся, а тут и в окне на окрик не показалась. Председатель распорядился взломать все, так сказать, препятствия, вот так и обнаружили старушку в постели, во сне померла от инсульта, как позже покажет экспертиза.

А родных у Акулины Ермаковой, так никого и нету. Мужик ейный, уж давно на погосте, сын в Афганистане погиб. Только одна племянница нашлась, которая прописана в райцентре, это дочь двоюродной сестры. Зовут Тамарой. Не замужем, хотя ей почти тридцать годков. Тамара никогда к Акулине не приезжала, знаться не хотела с ней, она и на похороны не явилась, погребли Петровну на колхозные средства, а соседи веночки купили и стол потом накрыли, чтобы помянуть усопшую.
А тогда и прибыла Тамарка, но на кладбище идти отказалась, ссылаясь на сильную занятость. Надежда Овчарова, у которой хранились ключи от жилища Ермаковой, отомкнула той замок и поманила приезжую, мол, проходи и проверь, тут же всё теперь твоё. Тамарка не пожелала зайти во внутрь помещения, а прильнула к окошку, глянула мельком и брезгливо поморщила носик.

-   Мне ничего отсюда не надо, закрывайте.  -  сказала и упорхнула к Жигулям, что припаркованы у обочины. Там её дожидался молодой человек. А у самой калитки обернулась и, как бы невзначай, распорядилась:

-   Не знаю, как вас...

-   Надежда я, Семёновна.  -  с недовольством буркнула Овчарова.

Наследница кивнула.

-   Вы тут присматривайте за двором, Надежда Семёновна, а то мало ли?  -  и даже не попрощавшись, укатила.

-   На чертей оно тебе надо? Ты что, в охранники к ней нанялась?  -  возмущалась Люба Сидоренко, живущая напротив Надежды, прямо через дорогу. Трое женщин всегда облюбовывали вечерком чью-либо лавочку и обсуждали там все последние новости, произошедшие в их маленьком селении. А также делились сокровенным, просили совета друг у дружки, в общем, по-соседски иногда дружат ещё крепче, чем некоторые кровники. Проверено.

-   Хоть бы денег тебе немного заплатила, а то присматривайте, мол, Надежда Семёновна, ага, вроде Надежда Семёновна ей чем-то обязана. -  продолжала Люба, всё больше распаляясь.  - Пусть сама и сторожит свои хоромы, а то глянь, госпожа выискалась, даже не спросила, за чей счёт бабку похоронили, а как имущество продавать, так сразу время у неё нашлось. За таких людей говорят, что с дерьмом не расстанутся, вот и она - за копейку удушится, а ты, Надька, потакаешь ей.

-   Да ладно, Люб, ну чего ты завелась?  -  оправдывалась Надежда.  -  Мне не тяжело, ведь я уже пенсионерка с весны, всё равно целыми днями дома. Днём покараулю, так и быть, а ночью я не собираюсь охранять тот двор. Зачем мне это?

-   Я вчера пацанов застала у Петровны.  -  сказала ещё одна товарка, Нина Корягина, проживающая рядом с Любой.  -  Крикнула им, так они по кустам разбежались. Хоть бы окна не поразбивали, а то такие неслухи, что и избушку спалят к едрене фене.

-   Вот и я пацанов гоняю, надоели шалопаи, надо бы их родителей поставить в известность. У Петровны банки трёхлитровые висели на заборе, так они их все с рогаток расстреляли, от уже сорванцы, глаз да глаз за ними нужен. -  шумно вздохнула Надежда.
Ой, девчата, я чего согласилась стеречь мазанку Петровны... Хочу, чтобы люди там поселились, ну хоть кто-нибудь. Недавно душно было ночью, я и выбралась на улицу. А с той стороны такая темень, прямо аж жутко стало. И такое впечатление, будто кто-то за мной наблюдает, представляете? Так я... хромыль, хромыль и в комнату поковыляла. Ну его нафиг, самой сидеть во дворе. А когда Петровна там обитала, то никогда никакого страху я не чуяла, а теперь боюсь, верите? На дойку ночами в одиночку на велосипеде лётала и ничего, а тут дрожу, словно осиновый лист. Если мальчишки развалят ту халупку, то на неё никто не позарится, а вот это мне и не выгодно.

Но Тамарка два года не могла продать своё наследство.

-   Конечно!  -  вновь возмущалась Люба, закатывая глаза к небу.  -  Она бы ещё поболее цену заломила. Вот жадюга! У меня хата в три раза вместительней, вагонкой обшитая, шифером крытая и то сомневаюсь, дадут ли столько за неё, а Томка, ишь на чё замахнулась! Говорю же, скупердяйка. Ну и пусть скряжничает, дождётся, что строение вовсе завалится, так тогда она точно ничего за него не выручит.

А домик Акулины Петровны и правда требовал вмешательства человеческих рук. Стены потрескались в некоторых местах, и побелить бы потом после помазки да ставенки выкрасить. Всё травой заросло, что и до порога не долезешь, а Томке всё некогда. Ага, не с того теста она, чтобы портить свои маникюры. Но однажды, вновь посетила деревню, дабы лично убедиться, как тут дела обстоят с её скромными владениями.

-   Может помажете?  -  с наглой улыбкой попросила она Надежду.

-   Тебе надо, вот и мажь.  -  парировала Овчарова.  -  Ты не обнаглела, а, красавица? Кто-то выручку прикарманит, а я корячься? Мало того, что сторожу её бесплатно, ещё и ремонт я должна тут исполнять? Ага, прямо щас, разогналась!
Цену снижай, пока не поздно. Ещё через пару лет - она совсем завалится, а за руины тебе никто и гроша не преподнесёт. Людям крыша над головой нужна, это самое главное, а потом уже сад и огород.

Томка, видимо, послушалась Надежду и двумя днями позже привезла покупателей. Мужчина и женщина, ещё молодые, имеют пятерых детей.

-   Надька, ну хвались, кто ж теперь будет у тебя в соседях?  -  допытывалась Люба.

-   Хорошие люди, ой, я так рада! Зовут их Света и Аркадий, а фамилия Лукашовы. Я уже с ними познакомилась. Трудолюбивые, порядочные. Света дояркой собралась устраиваться, а Аркашка скотником.

-   А откуда их к нам занесло?

-   Та с города. Прозябали всей оравой с родителями Аркадия. Теснота невыносимая, ведь на всех только две комнаты частного сектора. А теперь у них будет свой уголок. Ничего, как говорится, подправят халупку, подремонтируют, а она ещё и постоит. А если разбогатеют, кирпичом обложат, так ей и вовсе сносу не будет. У Петровны крепкая мазанка, она ракушник в замес добавляла, сама мне как-то признавалась. Ох, царствие небесное покойнице.

Минула холодная зима, а весной, когда присохла на солнышке вся слякоть, из-под растаявшего снега, и народ потянулся к огородам: кто бороны потаскать, чтобы закрыть влагу для будущей высадки, кто засохший бурьян подпалить, навороченный плугом на меже, а новички Лукашовы стали завозить к себе во двор различный стройматериал.

-   А что они задумали?  -  снова спрашивали подругу Люба и Нина.  -  Чи хату будут облаживать?

-   Да я толком и не знаю. Спросила у Светы, а она улыбнулась и говорит, мол, что-то да и придумаем.

-   А чего она секретничает? Ну, можно думать, что мы не заметим. Этого же не скрыть от посторонних глаз.

-   Потому и не стала распространяться, что все и так всё увидят.

Надежде было неприятно, что Света не поделилась с ней по-соседски о намеченных планах на будущее, но она всё равно заступилась за Лукашовых, уж больно они ей нравились. И дети у них воспитанные, не шумливые, не хулиганистые. Как можно так ребятню воспитать, аж пятеро голов, чтобы они старших уважали, здоровались всегда и Боже упаси, без спроса залезть на шелковицу, что за двором у Надежды. Каждый раз испрашивают разрешения, чего раньше не случалось услышать от местной детворы. Но когда за кирпичом и песком Лукашовым подвезли цемент, доски и шифер, да всё в немалых количествах, то тут уже не было предела изумлению, даже у самой Надежды, не говоря уже о Нине с Любой.

-   Ничего себе! Оказывается, наши новосёлы богачи?!  -  Люба страшно нервничала, когда ей становилось что-то не ясно.  -  За такие деньжищи, кои они потратили на материал, можно было хоромы приобрести у нас в самом центре, а они обыкновенную саманку купили на краю, чтобы опосля надрываться со стройкой. Зачем?

-   Ну мало ли?  -  пожимала плечами Надежда.  -  Может хотят своими руками благоустроить своё гнёздышко. Разве не имеют на то право? Они что, украли эти доходы или у тебя денег попросили? Их капиталы, им и распоряжаться, куда их потратить.

-   Да я не завидую, Надь, уж ты-то меня знаешь. Просто поражена этими людьми, к чему затеваться с такой тяжёлой работой, если гроши позволяют купить всё готовое? Понимаю, что не моё собачье дело, но ты только глянь, они же не какой попало домишко замыслили, а всё-таки двухэтажный, понятно вам? Туточки у нас и у зажиточных нету таких, я имею в виду, по нашей улице. Только у Волковых и Анцуповых да и то с одним этажом, а у Лукашовых будет аж два.

-   Ну и что?  -  гнула Надежда свою линию.  -  У них детей пятеро. Вот хлопцы оженятся и будет куда жинок привести. И чего ты буровишь, будто по нашей улице всего два кирпичных дома? Плохо ты считаешь, мать.

-   Надька, не путай времянку с настоящим домом. У времянки лишь два окна на улицу, а то и одно. А у дома - три и более. Соображать надо.

-   Надя права.  -  внезапно вешалась в разговор Нина.  -  Дети быстро растут, а потом замучаешься их определять. А у Лукашовых уже будет куда. Жизнь такая, что может и девчата ихние мужей в свой двор приведут. Он, Людка у Кузнецовых... Замуж-то выскочила, а у жениха жить негде. Потому что у родителей, кроме него, есть ещё трое младшеньких. Вот и поселился зятёк у тёщи и что тут такого? Возводят люди два этажа, ну и на здоровье.

Но вскоре все свыклись, что на краю посёлка вырос огромный двухэтажный "особняк". Ведь Лукашовы были приветливы со всеми, потому их все и полюбили. Света за полгода вырвалась в передовые доярки, Аркадий тоже числился лучшим работником, мужчина не пил, хоть и скотник, но всегда на ферме появлялся чистым, выбритым и никогда не прогуливал. Домом он занимался поздними вечерами, а иногда и ночами. Ещё ему помогали два свояка и три кума. Потом и из местных нашлись желающие подсобить, просто так, не из корыстных целей обогащения. Света им столы накрывала, всех вкусно кормила, в магазине покупали не дешёвую выпивку для магарычей и все оставались довольны таким обоюдным взаимопониманием.

И когда прошло пятнадцать лет, а дети у Лукашовых разъехались кто куда, лишь младший сын с ними ещё проживал, он шофёром трудился в колхозе, только тогда Надежда узнала всю правду о достатке своих соседей. Но, к сожалению, она не могла об этом поведать своим подругам, потому что обещала Светлане.
Как-то утром Надежда пожарила картошку и достала из холодильника малосольных огурчиков, предвкушая вкусный завтрак. Тут постучалась к ней Светлана.

-   Надюша, давай выпьем за здоровье моей старшей доченьки!  -  женщина поставила на этажерку чекушку домашнего вина. Надежда удивилась, Светлана очень редко увлекалась спиртным.

-   Надя, у моей Валюши сегодня день Рождения. Я уже на почту сбегала, телеграмму ей отослала. Аркаша на ферме, а у меня выходной. Хочу немножко отметить это событие, не отказывайся, я же по-соседски, от всей души. Да и немного тут в бутылочке, мы лишь легонько пригубим и всё.

Кроме вина, Светлана принесла котлеты, половину жареной курицы и фаршированные яйца.

-   Да зачем столько всего?  -  всплеснула руками Надежда.  -  Хватило бы и картошки с огурцами.

-   Ну как же, Надя! Для меня нынче особенная дата, я готовилась. Мы постоянно нашим детям отмечали их дни Рождения.

Выпили по махонькой рюмочке, покушали, потом поговорили на обыденные, ничего не значащие темы, и снова налили по чуть-чуть. Вот Надежда и осмелела, как за язык её кто дёрнул.

-   Свет, уже долгое время мне не даёт покоя один вопрос. Только ты не обижайся за моё излишнее любопытство, но всё же... Почему вы затеяли тогда стройку, когда у вас были деньги купить неплохой кирпичный домик?

-   Надь, да ничего у нас не было. Я к председателю записывалась на приём и просила аванс, чтобы семье протянуть до получки. Мы приехали сюда гол, как сокол, веришь?

-   Тогда откуда всё? Клад, что ли нашли?  -  в шутку обронила Надежда. А то чудеса получаются да и только. Ни гроша в кармане, а такие хоромы возвели, ну как так можно?

-   Клад, говоришь?  - Светлана хитро улыбнулась.  -  Можно сказать и так.

-   ??? - брови Надежды невольно поползли вверх.

-   Хорошо, Надя, я тебе признаюсь, но только молчок, договорились? Я верю, что сохранишь тайну, ты очень хороший человек. Слушай. Как только мы попали сюда, то первым делом занялись уборкой, уборкой всего: и двора, и огорода, а главное хаты. Я мазала, белила, Аркаша ставни подправлял, забор. И полы подновили, и кое-что из обстановки. Я очень довольна была, что нам от бабушки досталась эта старенькая мебель, а также посуда, ведь свекруха нам даже ложки с вилками не выделила. А от Петровны и перина перешла нам по наследству, подушки, одеяла, ну целое богатство. А вот матрас один у неё лежал на кровати возле печки, он грязный был весь и пожелтевший от времени, даже дыры по нему кое-где просматривались, которые я и латать отказалась, он рвался от малейшего прикосновения, таким ветхим уже стал. Решили мы с Аркашей его спалить и потащили в общую кучу с мусором. Он уже и керосином намеревался облить это тряпьё, а я смотрю, что-то торчит с одной из дыр этой старинной подстилки. Вижу, на купюру вроде похоже. Вытащила - точно, десятка красненькая. Аркаша говорит, мол, может там ещё есть? Разодрали весь матрас, а там денег, Надь, я столько и в кино не видела. Я не буду отчитываться, сколько мы там обнаружили, но поверь, это было очень много. А теперь ты мне ответь, откуда у этой старушки столько сбережений, где она могла их заработать?

-   Ну, вообще-то я не в курсе, если честно.  -  заговорила Надежда после небольшой паузы.  -  Петровна знатную пенсию получала, с огорода и сада всё на рынок тащила. А ещё раньше, как мне девчата рассказывали, она скотину держала, коров у неё было аж три штуки сразу, телята, поросята, птицы полный двор. Я ведь тоже не всегда здесь жила, приехала из другого района. Мы там коттедж имели на два хозяина. А когда мой муж скончался от тяжёлой болезни, то дочь с зятем сделали ремонт во всех комнатах да и поселились с моего позволения на постоянной основе. А я сняла с книжки, что накопили с моим Лёшиком и перебралась сюда, в деревню. Потому я толком не могу тебе точно сказать о Петровне и её доходах. Но Люба с Ниной заверяли, вроде со слов самой Акулины, будто последняя посылала переводы, причём, весьма приличные, какой-то своей, сильно бедной и немощной родственнице на Урал. Ну, а теперь выясняется, что никуда она ничего не посылала, а просто копила все денежки, а куда и кому - кто уж нынче разберёт. Надо полагать, что и родни у неё нету, она специально всё выдумала, чтобы люди не догадались о её богатстве. Томку, по сути, Петровна не любила, тогда почему детдому, например, свои сбережения не отдала, вот вопрос. И некому теперь на него ответить. Наверное, не думала ещё помирать. Да она ни разу и на здоровье не жаловалась, года три как всё хозяйство своё распродала, немного ноги стали беспокоить. А ну-ка, всё-таки девятый десяток разменяла. Молоко, яйца, мясо, творог, сметану, овощи, фрукты - всё реализовывалось и за множество лет, конечно, можно накопить, тут даже нету сомнений.
Ну, а вам просто повезло и знаешь, я рада за вас, честно, Света. Это Господь вашу дружную семью наградил за то, что вы честные и добросердечные люди. А что Томке не признались, так она того не заслужила. Девка Акулину и за свою не признавала, даже на похороны не соизволила явиться. Отмазалась, мол, в командировке была. Брешет, как собака. А чего же потом на погост не сходила, цветочки не отнесла старухе, ведь хатку не побрезговала прибрать к ручонкам-то загребущим. Пусть не палаты царские, но хоть что-то, но выручила за неё, вот как будто на дороге нашла добавку к зарплате. Ещё и поболее.

-   И мне она не понравилась, Надь. До последней копейки с нами торговалась, чтобы побольше с покупателей содрать. И сделки собиралась на нас повесить, а я настояла, чтобы пополам. Кроме того, она лично объявила, что весь этот вонючий хлам и прочее барахло, как она выразилась, с барского плеча нам на халяву дарит, чтобы помнили её доброту. Ну что ж, раз подарила, то мы и не преминули воспользовались этим.
Спасибо Акулине Петровне и низкий ей поклон. За то мы ей и памятник красивый поставили, и за могилочкой её следим. Она нам, Надь, как родная стала.

-   Верю. Но как вы своим близким объяснили такое неожиданное обогащение?

-   Соврали, Надь. Стыдно, но что делать, разве можно сознаваться? Так и до Тамарки дойдёт, а она в суд на нас сразу бы подала. Мы для родных сочинили историю, вроде нам колхоз помощь выделил, как для многодетной семьи. И стройматериалы, вроде, также нам продали по сходной цене. Знаешь, страшно было, когда местные тоже присоединились к стройке, ну, думаю, вдруг, кто-то из кумовьёв заведёт беседу на эту тему, но всё обошлось слава Богу.
Надь, прошу тебя, никому, ладно?

-   Ладно, Светочка, не переживай, я умею хранить тайны и ни грамма вас не осуждаю. Вы правильно поступили, а Томку судьба наказала за её жадность и гордыню. Как она сказала, мол, дарю вам всё имущество, так ведь было?

-   Верно, именно так.

-   Тогда полными дураками надо быть, чтобы не принять то подношение, от которого нельзя отказаться. Ну давай за это и выпьем! Тут по пять капелек, как раз у нас с тобой и осталось.