2011 Карижинский Вячеслав. На берегу реки и в реке

Виталий Иванов
Карижинский Вячеслав. Рецензия на «На берегу реки и в реке»
Виталий Иванов
Рифма.ру  01.02.2011 19:04
---------------------------------

Ну, Виталий, право же я потрясён... Ты меня и приятно удивил, и шокировал, и вообще... смог подняться здесь до такой глубины, сублимируя китайскую и индийскую мудрость, что я читаю и - вдруг -ах! - Агъей (...в капле океана бессмертие), опа - Конфуций (...малым людям не по силам всё великое, но они ценны в малом) - и вот - катарсис! И кого бы ты думал, я услышал в катарсисе - никогда не угадаешь)) Владимира Соловьева:

Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.

Новые воды... Конечно, во всей мировой культуре, и в библейской символике вода символизировала время.
Но вот встречаются в пространственно-временном континууме Агъей и Циолковский, и заявляют голосом Виталия: «Время ничто для воды».

Здесь, будучи в какой-то степени физиком по специальности, я не могу не обратиться к современным моделям пространства и времени, которые базируются именно на идеях Циолковского («Монизм Вселенной») и Вернадского (Ноосфера, иp которой позже вышло куда более широкое на мой взгляд - и объединяющее космизм Циолковского с любовью к Земле Вернадского и даже эсхатологией - понятие экзосоматической системы).
В этих моделях время статично. Время - иллюзия наблюдателя. Что же тогда есть «вода»? «Это - одно» - в переводе послания «гармонии» на язык «алгебры» - информационное единство мира.

А дальше я вынужден поубавить пыл своего до-мажорного вдохновенного пассажа, оказавшегося на гребне волны аллюзий и увидевшего целый океан памяти... и вернуться к маленькому оргАну - в сумрачную «келью Патера Лоренцо» ))
Вот здесь:

«Смертью своею я лишил бы Тебя Твоего, Господи! А страдания мои - не только мои. Что же, если Ты терпишь, как же мне не потерпеть, Господи?»

содержится на мой взгляд та необходимая ФОРМА, формулировка, тот вариант ответа, который наиболее близок к идее (не удивляйся) примирить ценности гуманистической идеологии с концепцией единого и справедливого Бога, а также - буквально одним махом - разрешить целый ряд противоречий в чисто экзотерическом понимании текстов Библии.
Обращали ли мы (наверное, это вопрос я сам себе задаю)) внимание на то, как часто в текстах Библии говорится о страданиях Бога?
Да-да, не о страданиях человека, а о страданиях Бога?
Мало! Я считаю, что и сказано об этом мало в текстах Писания... И незаметно это как бы, однако же в незаметном (невидимом) на первый взгляд (вспомним добрым словом нашего старого знакомо Экзюпери) нередко скрывается истина.
Почему же я говорю так неуверенно? Т.е. называю предложенный ответ только вариантом ответа, предполагая всего лишь возможность приближения к ответу точному... Потому, что есть ещё ряд вопросов, которые трудно разрешить, даже заменив строгого управителя (со)страдающим вместе со своими актёрами великим трагиком и драматургом, всем сердцем погружённым в сценическое действо... Но это...
С твоего позволения, это после... ))) Потом, не сейчас... Не хочется об этом в контексте «вод».

А хочется вспомнить один курьёзный, забавный и вместе с тем очень сентиментальный момент из собственной капли-жизни. О своей любви к воде и всем её проявлениям в природе я всегда говорю с нескрываемым восторгом. Так вот...
Была весенняя пора, дожди катарсиса в начале мая)) И я слегка был подшафе, и грустно отчего-то стало мне в холодной комнате без света, без музЫки... И винной вольностью охвачен, пустился в мысленный полёт я по горизонтам бытия, ищя как будто бы маяк на небе сумрачно-беззвёздном. Подоблачная тишина давила тяжестью на крылья, смотрела холодно она на мир безмолвия и пыли. И стало мне невмоготу, и я воскликнул: «Боже свЯтый, нарушь вселенной немоту! Я сын твой страждущий, распятый, что взором гаснущих зениц к твоей свободе устремлённый, в вине неласковых зарниц утонет, кровью опьянённый...»

Только успел я это всё сказать в мыслях, как за окнами шарахнул гром. И начались раскаты за раскатами, хлынул неистовый ливень, в комнате началась пляска голубоватого света молний, воздух, душный майский ташкентский воздух наполнился прохладой и свежестью... и в тот миг я сидел, смеялся и плакал, и мне казалось, что и Бог сам расплакался вместе со мной. Как хорошо, что меня в тот момент никто из людей земных не видел)))

____________________________________
На берегу реки и в реке. Виталий Иванов
http://www.proza.ru/2017/06/21/279