На экзамене

Владимир Нестеров 3
               
Приближалась первая сессия студента первого курса Владимира и старосты по совместительству.  По незнанию, а может по неопытности, экзамен по  высшей математике оказался первым в череде четырех  и  значился третьего января, аккурат после празднования Нового года. Вечный студент и земляк Ваня Ожегов многозначительно предупредил, что нужно готовиться и просто так проскочить на холяву не удастся. Владимир и сам отчетливо понимал, что будет, пожалуй, самый трудный экзамен из предстоящих. С математикой у старосты были непростые, сложные отношения, с одной стороны тупариком  себя не считал и владел основами, а с другой имелись пробелы , связанные с поездками на соревнования и живучим убеждением, что это не попадется  и никогда не пригодится.  Тем не менее, учась в институте , на лекции Дьячука Р.П. ходил регулярно, старался не пропускать, опасаясь последствий.  Все-таки первый курс, вылетишь и не заметят потери студента, а жизнь постоянная  борьба за место под солнцем. Преподаватель –классический советский интеллигент, математику знал досконально и на первой лекции заявил примерно следующее: « Забудьте чему вас учили в школе , все начинаем сначала ,но уже по правилам вуза, никто с вами нянчиться не будет, кто отстал, тот пропал.» Чувствовалось, что процесс чтения предмета доставляет ему истинное удовольствие и он купался в формулах и выводах теорем, как курортник в ласковых волнах Черного моря. Последняя лекция первого семестра значилась чуть ли не тридцать первого декабря, да ещё первой парой. Но студенты народ ушлый, знали коронный номер преподавателя –спрашивать студентов по материалу последней лекции. Владимир на лекции присутствовал, да еще внимательно впитывал и записывал мудреные формулы параболоидов вращения и прочих объемных фигур.
Но вот и день экзамена, с утра пропал  даже маломальский аппетит, надев талисман –белую нейлоновую рубашку , сунув в голенище валенка тетрадь с лекциями по «любимому» предмету для спокойствия, староста поспешил  на испытание. Процесс начался, зашли первые пять человек, Владимир идет за ними, чтобы не трястись бессмысленно перед дверями аудитории. В голову все равно ничего не лезет, ощущение, что ничего не знаешь и напрочь забыл, что знал. Сейчас уже сложно вспомнить, как начали сдавать, кажется первые не заваливали.  Владимир вытянул билет из веера , разложенного на столе, назвал номер и пошел  готовиться. Садились по одному за стол. Дьячук Р.П. периодически ходил по аудитории и, если обнаруживал «шпоры» ,просто выгонял штрафника с экзамена. Да и во время ответов студентов, внимательно смотрел на остальных , жестко пресекая попытки списывания. Меж тем, староста судорожно прочитал вопросы билета, их было четыре-два теория и два из практики. В голове промелькнуло, с двумя, похоже, справлюсь, а с оставшимися вряд ли, никаких ассоциаций.  Постепенно прошел мандраж, нужно было трудиться, напрягать память.  Пот предательскими струйками заскользил по спине и бокам, быстро справился с двумя заданиями, но остальные  категорически не поддавались. Списывать даже не пытался,  не умел, да и считал зазорным. Находясь в аудитории, весьма полезно слушать вопросы, которые задает преподаватель экзаменуемым они , как правило, одни и те же и будут заданы другим студентам. Шел второй час борьбы за выживание и нужно было идти к экзаменатору, тем более он уже настойчиво приглашал. Владимир сел рядом , начал с вопросов, которые знал, бодро и уверенно объяснил , показал решение. Но настала очередь и двух оставшихся, кроме невразумительного икания, Дьячук Р.П. ничего не услышал и сразу насторожился, как охотничья собака перед дичью. Взял листки, посмотрел, повертел перед глазами, только что не понюхал понял, что студент не знает остальные задания.  И началось самое сложное испытание, преподаватель принялся щупать знания студента методом дополнительных вопросов, отвечать нужно сразу, по крайней мере пытаться,  не молчать, в противном случае шансов нет.  Владимир естественно напрягся на пределе  интеллектуальных  сил, край пропасти в виде завала замаячил все отчетливее. Есть ответ, следующий вопрос-молчание, еще задачка-ответ,  далее опять провал. Студент почувствовал , как экзаменатор начал раздражаться и его терпение стало иссякать, он заерзал, заворчал и произнес что-то вроде , а ну последний вопрос –напишите-ка мне молодой человек формулу параболоида вращения, Студент трясущейся рукой выводит формулу , доставая её из памяти на подсознательном уровне, но какой знак минус или плюс? Совсем неуверенно выводит минус и слышит спасительную, удовлетворенную реплику экзаменатора: « Ну вот, был на последней лекции» и быстро, размашисто рисует в зачетке спасительное «удовл» . На ватных ногах староста вышел из аудитории, молча, с ненавистью швырнул тетрадь с лекциями вдоль по пустынному коридору, она  полетела махая листками , как безголовая курица крыльями.  Присел на подоконник, опустошенно глядя перед собой, с трудом соображая, о чем спрашивают сокурсники. Из группы в двадцать пять человек , экзамен не выдержали одиннадцать, несколько студентов так и не смогли преодолеть барьер и были просто отчислены. После случившегося, Владимир понял, да и не только он, что высшая математика требует пристального внимания, посещения всех лекций и упорного труда. Что и было впоследствии реализовано. После пяти семестров, на последнем экзамене, Дьячук Р. П выставил твердую четверку старосте, последний, уже уверенный в себе студент, честно признался, что на пять  математику не знает. На том и распрощались , весьма довольные друг другом, ведь все было по честному и справедливо.