Заботливая «баба Шура»
Совсем маленькой девочкой Юлия Кравченко представляла себя укротительницей хищников. Даже примеряла на себя роль славной дрессировщицы левов Ирины Бугримовой. Потом — где-то так к седьмому классу — мечтала быть Маугли. Не отказалась бы стать и Тарзаном. Потому что хотела научиться понимать язык животных. Пока же умела перелетать с дерева на дерево не хуже этих литературно-экранных героев и ловко исчезать из школы, отправляясь на свои собственные уроки — в Киевский зоопарк. Сюда она позднее устроилась и работать: на смирном коьке развозила корм для питомцев.
Вероятно, она наездила бы ещё не одну сотню километров, но неожиданный случай внес кардинальные изменения в её судьбу.
В зоопарке в те годы работал Театр зверей, организованный дрессировщиком Олегом Чепяковым. Однажды, когда Юлия подвезла еду для «артистов» зооатракциона, она услышала крики и увидела, как люди от кого-то убегают. В одну сторону, другую, бросились назад. Девушка поняла, что причиной переполоха была обезьяна. Как оказалось, животное переводили из зимней вольеры в летнюю. Наверное, обезьяна испугалась и всех перекусала. Поймать её не удавалось. И тут Юлия спокойно подошла к ней и сказала: «Дай ручку!». И беглянка к полному удивлению персонала выполнила её команду. Когда все было позади, дрессировщик посоветовал: «А теперь открой клетку и снова туда её посади». Вторая и третья попытки тоже были удачными.
С того времени Саночка признавала только Юлию. Другим не удавалось найти подход к обезьяне с таким плохим характером. Она часто приводила в действие зубы даже в обезьяньем обществе. В одной из потасовок ей так надкусили ухо, что оно долго не заживало. Поэтому Юлии было несложно приобрести Саночку. Подготовив с ней номер, дрессировщица пришла в «Цирк на сцене». Обезьянка демонстрировала множество способностей — выполняла стойку на руках, ровно, будто гимнастка, вытягивая ноги, выполняла сальто-мортале, жонглировала, танцевала вальс, листала, будто опытный читатель, журналы, ездила на велосипеде. Не менее способной, впрочем, она была и в придумывании разных пакостей. Стоило ей только попасть в комнату артистов, как там поднимался переполох — летели во все стороны коробки с пудрой и гримом, а тюбики с губной помадой Саночка с удовлетворением надкусывала. Одним из любимых развлечений обезьянки было надорвать перед выходом на сцену колготки артистке, и с интересом наблюдать, как ползет стрелка. Судя по всему, нравились ей также эмоциональные реакции на эту ситуацию каждой из пострадавших.
Но был в творческом коллективе акробат, который любил поиздеваться и над самой обезьянкой. Перед выступлением Юлия пристегивала за кулисами поводок Саночки к батарее, чтобы она куда-нибудь не убежала. Пользуясь этим, акробат дразнил обезьянку и веселился, наблюдая, как та от злости начинает высоко подпрыгивать. Саночка не стала долго терпеть такое поругание. Однажды она заметила, что акробат стоит на краю ковровой дорожки, и резко потащила её к себе. Обидчик обезьянки упал и от внезапности ударился так, что несколько дней не мог выступать.
Но вопреки своему коварному характеру, Саночка умела чудесно нянчить детей. Когда Юлии надо было заняться какими-то своими делами, она просто сажала обезьянку в коляску с дочерью. Саночка нежно гладила ребенка по голове, перебирала ей волосики, что-то рассказывала на своём языке — щебетала, хрюкала, чмокала. Она даже отгоняла от неё комаров, а во время репетиций по-своему шикала на шумных артистов, чтобы те не мешали малышке спать. Так она помогала растить обоих детей дрессировщицы. С того времени обезьянку стали называть «бабой Шурой» — сперва в шутку, а потом — по привычке. Вырастила она и свою «артистическую смену» — макаку-лапундера Паиньку.
Баба Шура достигла небывалого для своих сородичей возраста — тридцати восьми лет — и стала своеобразной цирковой легендой. Собственных детей она не имела. Когда-то в молодые года Саночка потеряла своего единственного друга, после которого никто уже не растопил лёд её сердца. Возможно, и у обезьян существует чувство, которое у людей называют верностью первой любви.
_________________________
Фото: один из фрагментов номера Юлии Кравченко. Автор: Сергей Тушинский