Любовник леди Чаттерли. Дэвид Лоуренс

Антон Шишкодремов
Лоуренс решил до конца завоевать расположение женщин, поэтому очень достоверно изобразил мужа-инвалида, у которого парализована вся нижняя часть тела. По рассказам женщин таких мужей чрезвычайно много, не инвалид, так на рыбалке застудился, на спецзадании облучился, совершил над собой духовную экзекуцию с отрезанием или еще какая оказия. У Лоуренса получилось более достоверно, поэтому воспитывать доверчивость можно с помощью его книги. Сюда же можно присовокупить всех погибших пап летчиков-испытателей, убитых на бандитских разборках и прочих 28 панфиловцев. На этом, собственно, и базируется надуманный героизм, ибо если верить историям, рассказанным женщинами и другими особями с женским началом, то у нас вокруг одни великие баскетболисты и их родственники, а все девочки оплакивают погибших парней-байкеров, спасавших котенка с дерева.

Грядет мировая революция. Пролетарий придет в виде грубого егеря, который на самом деле хорошо воспитан, лукаво картавит и из приличной еврейской семьи. Что касается верхов, что уже не хотят и низов, что уже не могут, то здесь все зависит конкретно от ваших предпочтений. В общем, вся эта чепуха, что придумываешь по ходу чтения, гораздо более занимательна, чем само произведение. "Леди Чаттерли" оставила меня равнодушным, настолько, что сие значение максимально приближено к возможному абсолюту. Речь идет о людях, чьи проблемы тебя, мягко сказать, мало волнуют. Обычно, если у читателя не получается примерить на себя предлагаемую ситуацию, то можно попытаться найти другой смысл, некий голый актив, принцип, который пытался донести до аудитории автор. Абсолютно все, за что бы не брался этот писатель, у него упирается в платное чувство справедливости. На этом кривом пути автор далеко не первый, но, если он встает на сторону женщины, то пытается всячески подчеркнуть, что он мужчина. За собственные права сможет выступить любой дурак, но если удается заполучить в свои ряды, как это кажется, лицо незаинтересованное, то это придает извечной битве за справедливость особый оттенок правдоподобности. Если писатель радеет за счастье низших классов, то выглядит это эдак по-панибратски, будто Ленин спустился в карьер и ухватился под рукоплескания фотоаппаратов за то самое пресловутое бревно. Потом еще для пущего юмора Лоуренс начинает разглагольствовать о мужском и женском начале устами единственного своего брутального героя, но, ха-ха, к началу самого Лоуренса все это имеет мало отношения. Довольно долго можно думать, что книга написана женщиной. Потом случайно замечаешь мужское имя на обложке.

По части убедительности автор ушел гораздо дальше своих смысловых аналогов. Ему веришь гораздо больше, чем тому же ласковому подхалиму Харуки Мураками или грязным откровениям Сафарли-Вишневских. Последние явно опоздали во времени, поэтому лавров Лоуренса им уже не видать. Дело, собственно, даже не в том, что свой семинар автор "Леди Чаттерли" построил на сравнении самых различных видов справедливости - на уровне полов, классов, где-то даже был намек на равенство перед богом. Смысл в том, что тема эта по сути у Лоуренса единственная. Даже эти его многочисленные описания постельных моментов, которые сто лет назад успешно выдавались за порнографию, а теперь ничего кроме острой зевоты не вызывают, и они ни что иное, как попытка казаться честным, а заодно и оригинальным. Сложная задача, не правда ли? Ни чуть не бывало. Задачи и не было. Как тот самый Горбушка из "Республики Шкид", который очень искренне писал свои стишки и негодовал по поводу того, что над ним все смеются, тот же самый Мазох когда-то написал свою "Венеру в мехах". Написал ее о любви, но кто это понял? Кто поймет, что, например, "Крейцерова соната" Толстого о любви? О чем угодно она - о мужском шовинизме, о ненависти, о попытке оправдаться. Но это все мишура, ибо основное у Толстого - это нравственное чувство, построенное на любви к нему. И если туда намешана жена вместе с семьей, то это именно то, из чего эта любовь и состоит. Примерно так же у Мазоха - любишь госпожу, так люби ее вечно. Нечто похожее потом изобразил и Набоков в своей "Лолите", тяга к малолеткам (извольте им хранить верность)- это всего лишь приманка, как издевательства у Мазоха или порнография у Лоуренса. Как все это похоже-то, обратите внимание.

В итоге, примерно обозначилась аудитория Лоуренса. Народ всегда требовал себе новогодней справедливости и вот, ему ее дают бесплатно, за цену книжки без картинок. Уверен, впрочем, что существуют и с картинками. И фильмы соответствующие сами напрашиваются отдельной статьей в бюджете страны. Вера, хотя и слепа, требует постоянной подпитки, пусть и то, что перед глазами, никак не соответствует тому, о чем мечтаешь.


p.s. А, ну и тот старый анекдот. "Почему женщины смотрят порнофильмы до конца? - Потому что они думают, что в конце фильма все поженятся." В этом отношении - да. У Лоуренса единственная порнуха, где все заканчивается свадьбой.