Мегалиты и римские термы. Юг Англии. Этюд 28

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото - канал между речками Кеннет и Эйвон;   вид  фасадной части моста Палтни через реку Эйвон в древнем городе Бат, графство Уилтшир;  курганы и мегалитические сооружения Стоунхендж в Солсбери. Южная Англия.



Знакомство с островами Грейтбритэн было бы не полным без посещения его южных земель. Поэтому, возвратившись в Лондон из поездки по северу Шотландии, на следующий день отправились на юг, в графство Уилтшир.

Наша небольшая группа из 15 человек в Лондоне пополнилась новоиспечёнными русскими англичанами. Немолодая низкорослая хохотушка привнесла в нашу жизнь оживление. Она и её худощавая дочь со смуглокожим другом почему-то решили отправиться на юг Англии в свой уик-энд именно с русскоговорящей группой.

Вряд ли это было продиктовано желанием общения со своими бывшими соплеменниками. Разговорчивая дама сразу же расставила всё по местам: в Англию они переехали на ПМЖ вместе с большой группой бывших русских за своим покровителем, Березовским.

Здесь он скупил чуть ли не целый микрорайон для своей свиты, которая включала в себя специалистов всех мастей. Но, в основном, юристов, бывших работников министерств и ведомств, с которыми у него сложились тесные деловые связи.

Вот и она, бывший служащий министерства юстиции, всегда была на хорошем счету у "некоронованного короля". В Лондоне всей свитой они продолжают не только общаться, но и ведут общие дела по бизнесу своего "хозяина".

Дама сходу нашла общих знакомых по Москве с нашими туристками. Три невзрачных бабушки в сланцах и турецких майках оказались служительницами фемиды, а потому в охотку разговорились с бывшей соотечественницей.

Пока дамы общались между собой, мы, за неделю одичавшие среди холмов, изучали молодую пару, которая мирно щебетала на непонятном языке. Уж точно, не на русском и не на английском. Скорее всего, на арабском.

В Лондоне имеют бизнес многие богатые представители арабского мира, а их дети чувствуют себя здесь не хуже обитателей "сити". Понятно, элита общества.

А нам вспомнилась вчерашняя Лондонская встреча на светофоре с одним таким представителем элиты. Который на скорости за 200 проскочил на красный свет в своём красном скоростном автомобиле, чуть не сбив пешеходов, двух девушек. Полиция за такими даже не гоняется: себе же хуже. И куда-то в этот момент исчезает.

По оголённым ногам молодой особы было видно, что она не так давно перенесла операцию по удлинению ног. Девушка еврейской внешности теперь обладала длинными ногами топ-модели. И этот факт, по всему видно, её радовал, рядом с красавцем арабом. А со стороны хотелось пожалеть, представляя, какую длительную боль ей пришлось вытерпеть.

Наговорившись с коллегами, дама переключилась на аудиторию. Взяв в свои руки микрофон, она начала рассказывать о том, почему они выбрали в качестве объекта своего внимания именно Солсберийский храм. Мы же, изрядно уже уставшие от постоянных переездов по горам Шотландии, переполненные впечатлениями, слушали в пол-уха. А зря! Леди оказалась права.

***

Непривычно припекало солнце: после прохлады и бесконечно моросящего дождика в горах Шотландии погода в Лондоне удивила. Градусник термометра поднялся выше +30 по Цельсию. И даже установленные кондиционеры не справлялись: ночью в тесных номерах отеля было нечем дышать. А дневная жара раскалённых улиц не давала прохлады и при открытых окнах.

Тем с большей охотой мы вырвались за пределы Лондона. Наш путь лежал на запад, в земли графства Уилтшир. Чем дальше мы продвигались на запад, тем более привычные нашему глазу встречались ландшафты.

Равнины с перелесками, поля с вызревающими злаковыми, небольшие холмы: они как бы вернули нас в среднюю Россию.  Однако, встречавшиеся на пути поселения совсем не походили на наши.

Часто встречались посёлки в одну улицу с невысокими таунхаусами по обеим сторонам. Либо простенькие отдельно стоящие невысокие домики с припаркованными машинами и мусорными контейнерами на небольшом загороженном участочке возле дома.

По всей видимости, принадлежавшие более зажиточным хозяевам. Правда, рядом с одним домом нам ни разу не встретилось более одной машины. Всё скромно, всё соответствует предписаниям Королевы.

На одной из остановок перед перекрёстком удалось прочитать объявление на доме, что здесь живёт и осуществляет приём врач. Чуть поодаль живёт фармацевт.

Что более всего умиляло, так это уличные сушилки для белья в виде крутящегося зонтика.

Было ощущение, что эта жаркая погода, не свойственная острову Туманного Альбиона, дала возможность перестирать и просушить всё имеющееся в домах бельё на год вперёд.

Но вот параллельно с дорогой появилось необычное гидротехническое сооружение. Было понятно, что рукотворное. Этот судоходный канал между притоком Темзы, рекой Кеннет и рекой Эйвон, длиной 140 километров, имеет 105 шлюзов. Он не широкий, но довольно глубокий, около 5 метров.

Задумка принадлежит придворным Елизаветы 1, но построен он был позже, на рубеже 18-19 веков. Чтобы укоротить путь от Ньюбери до Рединга, и от Бата до Бристоля. То есть, чтобы путешествие с восточного побережья южной Англии на западное можно было совершить и по воде.

Несколькими днями позже мы совершили такой переезд из Лондона в Кардиф, но по автотрассе.

Итак, мы подъезжали к старинному британскому городу Бат в графстве Сомерсет. Вот она, настоящая старушка Англия, знакомая нам по картинкам в учебнике английского в наши школьные 60-е годы.

Поселение, стоящее на реке Эйвон ещё с античных времён, заприметили и римляне. Поскольку эта местность изобилует термальными источниками. Название городка Бат, собственно, и означает "баня".

И, конечно, построили термы, которые впоследствии использовались и пришедшими сюда саксами. Город рос, приобретая популярность. В аббатстве, основанном здесь англосаксами в 973 г., венчался на царство Эдгар, первый король объединённой Англии.

Но впоследствии, во времена Столетней войны и Реформации, город претерпел разрушения, термы оказались под завалами. И только в середине 18 века их расчистили и стали использовать по назначению. В город зачастили лондонские денди  во главе с "королём щёголей" Ричардом Нэшем.

С середины 18 века и почти до конца 19 Бат служил неофициальной столицей британской общественной жизни, сюда в летнее время года перемещались аристократия и знаменитости.

Тогда-то и были построены многие достопримечательности, которые сделали горд неповторимым и привлекательным для туристов. Например, мост Палтни через реку Эйвон. Сам Бат превратили в витрину входившей тогда в моду архитектуры палладианства, ранней формы классицизма.

С южной стороны моста сделан парадный фасад с арками и облицовкой (см. фото). С северной стороны моста облицовки нет, верхней части тоже, вместо них видны разнообразные задворки магазинов, помещения которых свисают с моста и крепятся подпорками.

То есть, такая витрина с одной стороны, и подсобные непрезентабельные помещения без крыши с другой. Но мост является проезжим для автомобилей и по сей день.
 
Чуть позже началось строительство канала, вдоль которого и проходила большая часть нашего пути из Лондона. По нему-то и приплывала лондонская знать в Бат. Повседневная жизнь приближённых к коронованным особам обитателей Бата красочно описана в романах английских авторов 19 века.

Городок, действительно, очень мил. Но у нас, как всегда бывает в групповых путешествиях, время было ограничено. И, когда автобус остановился на площади перед Римскими Термами (сейчас это больше музей, чем баня), то нам предстояло выбрать, посетить бани или отведать превосходный кофе с вкусной выпечкой в местной кофейне.

Сразу оговорюсь, что за всё время своего большого путешествия по Великобритании нам ни разу не удалось выпить чашечку настоящего кофе! Ну, не уважают англичане этот напиток! Будучи истинными патриотами своего королевства, воспитанные с давних времён в послушании, и до сих пор популяризируют чай.

Даже в гостиничных номерах рядом с чайником и маленьким кусочком печенья всегда положено несколько сортов английского чая. Кофе тоже есть, как дань времени, для туристов, но это всего лишь напиток.

Оно и понятно, чай в 17-18 веках давал рабочие места населению Англии, исстрадавшемуся от безработицы и нищеты.

Ведь после колонизации Индии и Китая англичане получили первоочередное право на продажу чая по всему миру. Такие океанские порты Англии, как Ливерпуль и Белфаст (северная Ирландия) выросли и приобрели могущество, как порты с мировым именем, в большей степени именно благодаря чаю.

Сотни кораблей из Азии везли по морю не расфасованный чай в полотняных мешках, разгружались. А затем чайные листья мелко дробились на чайных фабриках и расфасовывались под английской маркой, отправляясь далее, в Америку и по всему свету.

Именно с того времени в Ливерпуле и других портовых городах Англии появились китайские кварталы: вместе с чаем приплывали и специалисты. Обучать чайному мастерству англичан.

Выйдя из автобуса, желание испить настоящий кофе пересилило любопытство туриста. Да и римские термы для нас были не в новинку.

На том наше короткое знакомство с древним городом Бат закончилось. Впереди ожидала встреча с ещё более неизведанным и загадочным - мегалитическими сооружениями Стоунхенджа.

Необыкновенного золотого цвета поля с дозреваюшей пшеницей простирались до самого горизонта. Но вот и Стоунхендж, поворот на стоянку транспорта. Автобусов столько, что не сосчитать!

Надо сказать, от жары и переутомления в пути разболелась голова. Но ожидание встречи с неизведанным и загадочным пересилило все недомогания.

Пройдя через тоннель, где в переходе выдавали аудиоплееры, оказались прямо перед мегалитами.

Выжженная трава колола ступни ног: но желание разуться и походить босиком пересилило. Аудиогид давал рекомендации, в какую сторону идти, куда поворачивать голову, рассказывая об этом древнем памятнике то ли архитектуры, то ли некрополя.

Сам мегалит огорожен от туристов верёвочным ограждением. Но подойти метров на 10 к нему возможно. 

То ли от долгого ожидания этой встречи с загадочным, то ли от чего-то другого, постороннего, возникло ощущение безвременья. Голова, несмотря на полуденное солнце, перестала болеть. Странно, но и люди не мешали друг другу, хотя одновременно ходили рядом туристы из 15-20 автобусов. Их присутствия не ощущалось.

Мёртвая тишина иногда разрывалась звуками пролетающих над Стоунхенджем вертолётов и сверхзвуковых самолётов. Напоминая туристам о том, что жизнь в настоящем времени  не менее опасна, чем ритуальные жертвоприношения в местах силы (как считалось) в далёком прошлом.

Позже гид разъяснила, что неподалёку находятся базы Королевских ВВС.

На небольшом расстоянии от мегалитических камней были различимы курганы, окружающие Стоунхендж со всех сторон. Возможно, и мегалитическое сооружение имело ритуальное значение.

Когда мы вернулись к автобусу, оказалось, что прошло полтора часа. Хотя нам показалось, что не более получаса.

Не могу сказать, что чувствовали в это время другие, но я получила заряд бодрости и хорошего настроения.

Нам предстоял переезд в город Солсбери и знакомство с одним из чудес старой Англии - собором Святой Марии. Куда так стремились попасть в свой уик-энд наши бывшие сограждане, проживающие ныне в Лондоне. 


"Выше интересов королей. Солсберийский собор" эт.29 - http://www.proza.ru/2018/01/18/2320