Вещатели-приятели...

Валентина Лефтерова
Вещатели–приятели…
(Из архива «Письма»)
___________________________
Никандр Кв – в
1
Валя, здравствуй!
Нашлась причина написать тебе письмо. Только за фотки прошу большого извинения. Как видишь они неважные. Причина же такова: Встретил* случайно друга ну и… подвыпили. Последствия налицо. Постараюсь всё же их напечатать лучше и обязательно вышлю снова. Так что не расстраивайся сильно. К тому же мне тебя расстраивать не хочется.
Как мало мы виделись и говорили с тобой, а приятное на душе осталось. Веришь или нет, но в первую же ночь видел тебя во сне. Это уже у меня получается как признание. На следующий день мы грузились в Северном порту – в Химках. Как я пожалел, что не записал твоего московского адреса. Через справочное же. то долгая история, да и времени большим не располагал.
Карточки же я мог принести прямо в гостиницу. И вот сейчас очень это сожалею, что не встретились вторично. Может когда и придёться нам встретиться в той же Москве. Всё же все дороги ведут в столицу, вот и мы будем надеться, вернее пока я. Твоего же мнения я буду ждать в письме.
Как видишь, Валя, случайная наша встреча по экскурсии,**  даёт о себе знать. Ты же и сама наверное заметила, что и во время экскурсии нашей, тянуло поближе к тебе. Разговорились же в конце, да и тут Галина чуть не испортила настроение. Пришлось вот за тобою идти ускоренным шагом. Хорошо что хоть немного да поговорили. Нужно бы конечно больше но… служба есть служба.
Валя, как мне показалось ты не любитель фотографироваться, но попрошу выслать хорошее фото, не как моё. Это может тебе казаться странным. Первое письмо, ничего о себе ещё и не знаем друг о друге и такие вопросы. Всё же, Валя, я попрошу фото. Такая встреча из головы выйдет не быстро. Может это чуть и сблизит наше далёкое с тобою расстояние.
Ну а теперь как твои дела. Как прожила остатки дней пребывания в столице и каков результат поступления на учёбу. Мне думается только хорошее. Такие как ты поступят. Не знаю как тебе, но мне Галина оставила впечатление не из хороших. Такие вот не облагораживают наверное никого. Вообще-то сибиряки такие. Так и В.Высоцкий поёт о них.
На этом, Валентина, пожалуй и закончу.
До свидания. Желательно до встречи и жду письмо и фото.
Никандр.
Там есть маленькая фотка, эта фотка редкая, пусть она будет нашим сувенирчиком. Хотя там и собачки.***
Фотки шлю в 2-х конвертах.
12.09.70.
__________________________
Примечания В. Леф от 10.01.2018:
*В публикациях писем во всех случаях сохраняются синтаксис, орфография, знаки препинания, описки авторов писем. Иногда просто рука просится исправить авторские оплошности, но т.к. цель публикаций – через письма раскрыть характер, психологию, портрет человека, даже скорости его поступков в жизни, то никаких исправлений в них не допускаю. Публикуются по оригиналу.
**В центре Москвы, на Красной площади и в Кремле.
***Несколько редких фоток-сувенирчиков позднее из моего фотоальбома - по-тихому - выкрадет младшая сестрица А.Л. Ничего тут уж не поделать, такова её «увлечённость»…
________________________________
2
Валя, здравствуй!
За письмо спасибо. Пишу возможно с небольшим опозданием, извини. Ты знаешь, что я плаваю и поэтому почту получаю не во время, а когда проходим только мимо своего завода – Тольятти.
За карточки благодарить не стоит, они получились неважно. А что удивлена насчёт фамилии то это конечно верю. Мы с тобою мало побыли вместе, к тому же я и фамилие своё не называл. А вот насчёт Никандра получается как-то уж официально. Называй просто Никаша. Так я привык. Просто никандром подписываюсь.
А вот болеть наверное не стоит. Как говориться: плюй на всё – береги своё здоровье. Так что не очень-то и расстраивайся об том «типе». Правда не знаю сколько тебе лет, как и ты у меня спрашиваешь. Возможно тебе уже и семейную жизнь устраивать пора. Тогда я конечно не прав. Жизнь требует своего.
Мне тоже уже надоели дома с этим вопросом и свои родные и другие. Даже и девчата интересуются. У нас из класса осталось три девчёнки всего и то одна осенью покинет этот коллектив. Вообще-то пора, школу закончили в 64 году. Два года в училище приобретал специальность радиста-электрика.
Три года армии позади и вот потом второй год работы на гражданке. Как видишь годиков уже много, - идёт 24-й. Вот и ответил на твой полушутливый вопрос. Интересно, а сколько ты мне давала? А вот о себе ты тоже не очень0то сильно распространяешься. Так что имей в виду тоже самое.
Да, в Москве ты загуляла долго. Опят жалею, что тогда не взял московского адреса. И тогда бы ещё встретились и уже ещё бы раз. Мы в столицу ещё приходили. Вот тогда бы карточки пришлось бы тебе отсылать не письмами, вернее, не в конвертах, а бандеролью.
Валя, я в том письме писал, что неплохо бы получить твоё фото хорошее. Ты уж за сувенирчик уважь человека. Я же тебе ещё шлю фотки метеора на Волжском просторе. В общем мои альбомы ждут твоей фотки. А то всё приходиться слать тебе, и возврата нет. Имею в виду не своих фоток.
Эти фотки чуть лучше, но всё же московская пьянка дала о себе знать. Плёнку я тогда чуть перепроявил. Так что, Валя, до следующей встречи, если она у нас будет.
До свидания. Жду и письмо и фотку. Никандр.
10.10.70 г.
3
Валя, здравствуй!
Захотелось тебе написать небольшое письмецо. Ты уж извини, что оно внеочередное. Хотел я тебя увидеть, и был не очень далеко от тебя, но всё же без разрешения не захотел приехать. К тому же даже хотел тебе прислать телеграммку, чтобы возможно ты и приехала сюда, но ведь тоже подумав решил, что тебе это покажется слишком нагло.
Мы же вот в Таганроге стоим третьи сутки, посещаю кинотеатры и всё. Время как видишь есть и можно было приехать. За сутки-то наверное добрался бы к тебе, хотя и дороги не знаю. Возможно правильно и сделал, что не поехал, как ты думаешь?
Мы уже скоро встанем на зимовку, и по городам не буду бывать до следующей навигации. В Москву же, возможно, ещё нынче попадём, но ведь тебя там не будет, так что неинтересно. Наверное читаешь и удивляешься, что слишком часто тебя тут припоминаю. Не знаю, как ты это воспринимаешь, но всё же должно быть улыбаешься.
Валя, какая у тебя любимая песня. Её я постараюсь записать и хоть буду её слушать в воспоминание о тебе. Да – да, не удивляйся.
На этом до свидания.  С сердечным приветом к тебе Никандр
Ответа жду и конечно ещё твои сувенирчики. Мои уже кончились.
11.10.70 г.
______________________________
Наташа Г – на
1
Здравствуй, Валя!
Вчера с тобой говорила по телефону, но я очень плохо слышала, вернее ни фига не слышала. Вчера письмо твоё получила, а сегодня прочла твою статью. Валя, ч сразу постаралась читать её, как статью об одной незнакомой мне девочке-десятикласснице, незнакомой журналистки В. Лефтеровой.
Это мне удалось, я этого хотела и прежде всего я жаждала твою заметку для «критики». Ведь я тогда наслепую давала тебе замечания. А теперь у меня аргументы.
Милый друг мой, не знаю. как тебе, но мне очень понравилось. Нет прежней «воды» и ненужной «лирики. Я тебе говорила ведь, что не нужно в статье делать все выводы самой, подавать читателю всё на блюдце, навязывать мнение. Пусть он сделает это сам. И на этот раз тебе это удалось.
Не знаю, понравиться твоя героиня читателям или найдут её слишком непосредственной – нам это не важно. Важно, что я подумала о тебе иначе – хорошо. В том смысле, что ты толковая дивчина и из тебя может получится хороший журналист.
Валечка, не сердись, но твои работы меня немного раздражали: слишком «положительными, серьёзными» героями и неким присюсюкиванием.
Ты старше, но я ведь тоже не дитя. Я давно хотела с тобой познакомиться, но… Знаешь, я ведь тебе специально дала прочесть Зуеву и Немёнову. Надо же у кого-то учиться. Я рада безмерно, что они тебе понравились.
Валечка, я вот пишу о тебе, а сама я тоже (не тоже, потому, что ты работаешь, имеешь опыт) на распутье. Ты советуешь больше писать. А я не могу за перо взяться. У меня был один лирический рассказ – я любила его, мне он нравился. Где он делся не знаю, найду пришлю. И ещё я чувствую, что не скоро я смогу отдаться любимой работе – писать.
Сейчас, правда и некогда. Я вожусь на огороде. Была в Запорожье, в институте усовершенствования была английская олимпиада. Для меня она была удачной.  Я всё сдала порядком. Я тебе говорила – в Запорожье очень модно макси и миди. Но я так устала, что приехала домой – Яна не пускала, но мама…
Приехала и работа – огород. Это хорошо 0 махать лопатой, на свежем воздухе, но к вечеру я уже не способна ни на что. А каникулы кончаются, я их правда, не видела.
С стенографией, пожалуй, на гране завала.
Нужно готовить к университету уйму вещей. Вопрос – когда?
Валя, если я не успею написать больше заметок, достаточно ли моих? И важно в какой газете они печатались? Валечка, посоветуй, о чём мне написать?
Четверть я закончила удачно, чем была необыкновенно рада. Четверть была трудной, обычно она была для меня неудачной. В классе всё хорошо. Бегают однокашки в гости – чай с ними пьём.
А вообще есть и неприятности. Если я их не переборю – напишу тебе.
Я жалею, что эту фотографию поместили. Лучше бы, ту, где я улыбаюсь. Я немножко была рассердилась, но я не хочу тебя огорчать и потому не ругаю.
Валя, будешь ли ты учить стенографию? Если да – напиши мне. И ещё напиши, как ты сама оцениваешь «Юначка мрие» и что о твоей работе сказали в редакции. Она ведь не в духе «Носка». Очень важно знать.
Напиши о себе. Читать я больше могу чем слушать, но и второе не так сложно. Я маме рассказывала о нашей встрече, обо мне она ещё не читала. Мама тебе привет передаёт. Она себя хорошо чувствует, но я боюсь сглазить.
Я очень суеверная и мечтаю иметь маленькую иконку и крестик. Об этом в другой раз. Я рада, что с мамой хорошо. Помнишь, я тебе сказала, что когда тепло нам хорошо. Дай бог, чтоб было тепло.
Ну вот и всё. Жму ладоши. Пиши поскорее. Наташа.
Ефремовка, 30.03.71 год.
2
Здравствуй, Валя!
Извини, бога ради, что не написала. Совсем не могла сесть и начать писать. И вообще с числа 18 апреля я жила в идиотском состоянии. Я большая паникёрка и вот под внушением одной гадости прожила до сегодняшнего дня.
Измучилась, а о посторонних занятиях речи быть не могло. До 18 были тревоги, заботы в семье и в школе. И нельзя сказать, что всё плохое позади, но главное, хоть избавилась от глупых мыслей.
Валюша, спасибо за поздравление. Я читала твою заметку о комсомольской работе в Петровке. По-моему это ничего, судить высоко нельзя, слишком статья делового характера. Но, мне понравилось, деловитость, сущность её. Валя и попутный вопрос. Что ты хотела сказать тем, что в начале описала ту девушку (о её семье, мыслях). Я ничего не имею, но не поняла…
Валя, интересно, как ты провела 1 мая? Я очень не плохо, не считая внутренних тревог. У нас в ДК такие танцы были, хорошие. Приехали ребята, студенты знакомые. Отлично с ними время провели. Была гитара, гуляли. В Ефремовке воздух уж больно хорош. Сирень расцветает, деревья, от моря тёплый пар дышит.
Скоро здавать экзамены на аттестат. Как начать готовится, не знаю. В университет готовлю английский, но ведь украинский нужно, и т.д.
Конечно это хорошее время: время юности и тревог, неожиданностей. А ещё лучше, что пришёл май. С его радостью, теплотой, дождиками. В мае как-то легко дышится.
Много ли новостей у тебя? Чем живёшь ты?
Мама ходит на работу. Сегодня 1-й день вышла.
Приезжала Аня. Довольна я ещё одним обстоятельством. В этот май, я ни в кого не влюбилась и это очень хорошо. Удачно как-то вышло. Не время. А ты? У тебя есть парень?
Какие ты в последнее время смотрела фильмы? Какие из них оставили впечатления? Что читаешь?
Я из всего просмотренного так себе нахожу «Расплату» и «Человек моего сердца». А так всё чушь. Читаю только по школе. Время от времени, когда очень тянет, заглядываю в спортзал: занимаюсь на брусьях. А так вообще весенними видами: волейбол, теннис.
Ну вот и всё. Пиши. Жму ладоши. Наташа.
03.05.71 г. Ефремовка
Валя, подари мне свою фотографию.
3
Здравствуй, Валюша!
Я обещала тебе написать. И вот пишу. Ни с победой, ни с успехами ты меня не поздравишь (ты уже знаешь).
Но я, тем не менее, очень довольна собой и своими оценками (три четвёрки, одна пятёрка – инглиш). Конечно очень обидно за украинский устный, но нужно найти в себе силы и побороть огорчение.
Мне немножко неловко, что мы хотели использовать вашего Зарю, но слава богу я его не видела.
Не терплю никакого рода унижений. Верю и знаю, что человек сильнее любой системы несправедливости, любых препятствий. Знания – вот мой козырь. И мне нужен этот год для того, чтобы наверстать упущенное, вернуть потерянное. Я знаю, что обязательно выиграю бой и красная вершина университета станет подвласна мне.
Мне, конечно, и горько и больно. Но об этом… тс!.. Тихо! Всё хорошо, всё отлично! Валенька, планы у меня сумбурдные и странные. О них узнаешь позже – я напишу.
Единственное, чего я боюсь – эта потеря веры в меня со стороны. Я без этого не могу. Не погибну, но тяжко. Мне нужна вера в меня. Понимаешь ты это?
Теперь о деле. Валя, я посылаю тебе лирический рассказ. Прочти, оцени и напиши мне. Если ты найдёшь там что-то стоящее, то может его можно напечатать? (Я на украинский перевела, на русском нельзя же?) В Общем, главное, как он тебе?
Что творится у тебя? Как дела на литературном профиле? Очень хочу тебя увидеть, поговорить. Но это попозже. Кстати, все говорят, что я довольно изменилась. Остепенилась, чтоли. Моя работа тебя тоже удивит. Но всё потом, потом. Попусту не буду болтать.
Пока до встречи. Наташа Г – на.
26.08.71. Терновка.
Я пока с мамой (с ней не важно) у дедушки. Здесь нам не плохо, отлично даже, но пиши в Ефремовку. А в сентябре я в Крым поеду.
________________________________ 
Лёша С.
1
Привет, Валюша!
Надо сказать, я был приятно удивлён, получив твоё письмо. Да, ты всё-таки решилась! Молодец! Только, Валя, я немножко не понял: ты уже перевелась на стационар или у тебя только шанс есть? Напиши подробнее.
Всё-таки ты молодец, что написала. Сначала ты жила, наверно. В Подольске, да? Вообще, обясни подробнее. То, что ты решила рассчитаться окончательно, я уже слышал от Вали Семаковой (встретил её в городе), но дальнейшей судьбы твоей она, конечно, не знала.
Немного о себе. Сначала я тоже «бился рыбкой о лёд». Работал со 2-го марта по 22-е электромонтёром, а с 27-го числа работаю инженером в отделе главного энергетика ……ого завода. Лучше, конечно, чем в Акимовке, да и друзья все старые под боком, да ещё и ты будешь писать. Полный комфорт!
Валя, пиши, можешь даже с восклицательными знаками, как жизнь, учёба, любовь.
У меня всё по-прежнему: спорт, работа, книги, телевизор, а влюбиться уже не могу, стар стал. Всё-таки уже 25 лет стукнуло! Думаю начать умнеть.
Ты спрашиваешь, не скучаю ли я за Акимовкой? Представь себе, что немного скучаю, всё-таки привык уже к коллективу, ко мне, по-моему, неплохо относились. Может быть и здесь привыкну, всё-таки я человек положительный, как ты выразилась «чудный» юноша (или «чудной», уже не помню точно).
Ну, это уже мои старые привычки воскресились: хвастаю, себя хвалю. Но, я думаю, ты меня поймёшь, пытаюсь шутить.
Валя, есть идея! Можешь у меня, молодого инженера, молодой журналист, взять интервью в письме, а потом опубликовать в мемуарах.
Вообще, Валюша, всё будет «o^key», отлично. Не вешай нос, всё хорошо. Пиши.
07.04.1972 г.  Лёша.
2
Привет, Валюша!
Приехал я из Кирилловки, мама говорит, что мне письмо из Москвы лежит. Сразу сел ответить, чтоб сильно не затягивать. Кстати, был в Кирилловке две недели, работал на благоустройстве лагеря, теперь на неделю еду отдохнуть в палаточном городке. У меня всё добрЕ (как ты писала), или, говоря языком «арго»: «Вэри клёво». Работаю в отделе потихоньку, тренируюсь. Думаю лет через 9 жениться.
Ты пишешь, что Мелитополь тоже городок. Да, ничего, жить можно. У тебя уже, наверно, сессия началась; конечно, желаю всё сдать. Да, Валюша, что это за адрес у тебя? Интересно, как там Вит…к, Вас…к поживают, пишут ли? Ты читаешь и, наверно, думаешь – опять ехидничает Ск…  Не могу без этого. У меня на этом фронте всё по-прежнему. Тоска зелёная!
Кстати, что-то я твой почерк не узнал, но стиль письма сохранился, правда стал менее восторженным, чем в «Слови трудивныка». Кстати, ты пишешь: ответь, если будет время. Представь себе, что времени у меня предостаточно и писать тебе – превеликое удовольствие для меня. Честно!
Пиши, как живёшь, чем занимаешься, кроме учёбы. Жму лапу.
04.06.1972 г. Лёша.
3
Привет, Валюша!
Извини, что отвечаю не сразу. Оправданий почти нет. Я думаю, что, когда ты письмо от меня получишь, то сессия будет уже сдана, и всё будет «вэри клёво». Пока ты молодец! Переезжай в Москву учиться, если приеду, будет хоть одна родная душа, будет с кем поговорить.
У меня всё по-прежнему: ничего хорошего и сильно плохого тоже нет. Пора дать себе хорошую встряску (влюбиться, что ли?)
Теперь о Вит…ке. Ты пишешь, что у тебя возникло или могло бы возникнуть какое-то чувство. А у него к тебе? Или тебе всё равно?! А как Вас…к поживает, а Валя?
Напиши, чем занимаешься в Москве, кроме учёбы. Вообще-то, как ты уже убедилась, письма у меня очень плохие и бессодержательные. Язык, по-моему, подвешен немного лучше. Думаю, что в ближайшее время побеседуем. Если будешь в Мелитополе, позвони: 2-….. или 2-….. (заводской телефон).
Пиши о себе побольше. Жму лапу.
19.06.72 г. Лёша.
4
Привет, Валентина Георгиевна!
Молодец, что написала. Да, ты уже в Москве. Я только не пойму, у кого ты живёшь: у родственников или знакомых? Хорошо, что у тебя появились друзья. Думаю, что и с работой всё будет в порядке, не вешай нос. Кстати, что это за фабрика, где ты работаешь?
Я работаю потихоньку, езжу изредка в командировки, правда, недалеко: в Запорожье, Днепропетровск. Хожу на стадион, гоняю в футбол. Вобщем, всё по-прежнему. Женщин и девушек пока не люблю, книги читаю, появилось свободное время.
Пиши, как дела у тебя, что в столице нового. Можешь передать привет моему тёзке: Брежневу. Есть какая-то надежда в Москву на пару дней попасть в командировку, если буду, заскочу к тебе, если можно. Правда, надежда на это слабая.
Валюха, можешь мне что-нибудь на «арго» написать. Может быть и мне пригодится.
Вообще, пиши большие письма. Люблю читать, но не люблю писать, не могу настроиться. Язык меня иногда выручает. Пиши.
27.08.72 г. Жму лапу. Лёша.
5
Привет, Валюша!
Отрадно мне читать, что Вы довольны моими «содержательными» письмами. Прибедняешься ты, по-моему, что тебе и написать то не о чем. Пиши хотя бы о Москве, об учёбе, любви и т.д. и т.п. Желаю тебе наладить всё с работой побыстрее.
Живу по-прежнему, недавно для разнообразия ездил в совхоз на уборку помидор, собираюсь опять в Запорожье (командировка).
Выздоровел твой отец или нет? Вообще, я слышал, в Акимовке за наше отсутствие перемены кое-какие произошли.
Валя, я люблю читать именно длинные письма и чем больше ты пишешь, тем лучше.
Тебя, я смотрю, потянуло к воспоминаниям. Бывает! Но напрасно ты себя ругаешь, что была ребёнком и т.д. Всё было нормально, я это не называю болтовнёй, мне было интересно и беседовал я с удовольствием. Кстати, всегда у меня была эта слабость – побеседовать с умненькими девочками.
Тоже читаю понемножку сейчас, хорошее дело, но на всё нехватает  времени, а хочется успеть многое перечесть. Спасибо тебе, Валюша, за пожелания успехов и т.д. Пиши, мне твои письма нравятся.  Пока.
18.09.72 г. Лёня.
P.S. Может быть, когда-нибудь нашу переписку опубликуют (ты ведь будешь знаменитым журналистом и прозаиком).
6
Привет, Валюша!
Знаю, что прощения недостоин, но пытаюсь загладить вину (долго не отвечал). Где-то в конце октября сорвалась командировка в Москву, хотел заехать и к тебе, жаль – не получилось. Огромное спасибо за фотографию, надо будет и свою физиономию послать, а то встретишь и не узнаешь. Хотя, по-моему, не изменился.
Хорошо, что с учёбой у тебя уже налаживается, решилось бы ещё поскорее с работой. Ты спрашиваешь меня о моей работе; лучше, чем в Акимовке, но всё же хотелось бы чего-нибудь другого. Я ещё не разобрался и сам.
Я сейчас начал тренироваться опять, больше делать нечего. Спрашиваешь, вижу ли Валю Васильевну? Да, был в Акимовке недели три назад, заходил в сельхозуправление, в дом Пионеров.  Всех видел, кстати, меня о тебе спрашивали.
Как твоё приятное знакомство? Пишешь, что знаешь много анекдотов о жизни, можешь мне парочку в письме рассказать. Интересно, одолела ли ты «Библию»? Я сейчас пытаюсь одолеть «Евангелие» - интересно почитать. «Библию» пока достать не удаётся.
За свои длинные письма можешь не извиняться, люблю читать письма, а твои письма очень интересно читать. Пиши о работе, учёбе, знакомствах. Желаю тебе хорошо провести праздники. Пока. Лёша.
02.11.72 г.
7
Валюша, привет!
Стыдно мне, что так долго не отвечал, но ты скажи: «Better later, than never!» - и извини. На языке Шекспира это звучит: «Лучше поздно, чем никогда!» Извини, замотался.
То, что ты была дома на Октябрьские праздники, я знал ещё раньше, чем первое письмо от тебя получил. Видел Валю Васильевну, она мне сказала.
Не извиняйся, как ты пишешь, за «неуместную болтовню». Очень приятно получать от тебя письма. Тем более, у меня сейчас тоже настроение, подобное твоему, но немного с другим уклоном.
Понять тебя, я, кажется, смогу, а вот письме ответить на твои вопросы умно и обстоятельно – вряд ли.  Думаю всё же в ближайшие полгода тебя увидеть и поговорить обстоятельно. Чёрт, опять сорвалась командировка в Ярославль и в Москву на 10 дней, но может повториться. Конечно, заеду и к тебе, поболтаем.
Вообще-то, я заметил, что раньше тебя эти проблемы меньше волновали. Думаю, что всё ещё зависит и от работы, если бы могла отдаваться работе, любить её. То, чем ты занималась в Акимовке, было тебе ближе, подожди и постарайся найти себе что-нибудь подходящее.
Я всё-таки думаю, что ты, как и я, человек настроения, а таким людям очень тяжело, бывают моменты, когда  я и сам толком не пойму, что мне надо, находит хандра, чёрный сплин.
Мне, конечно, не нравится, что учёба у тебя запущена, но думаю, что всё временно. Ты пишешь, что выбыла из журналистских рядов, объясни подробнее – это в смысле работы или и учёбы.
Интересно, как твоё интересное знакомство, о котором ты писала. Не из-за него ли у тебя хандра? Я тоже чувствую очень давно, что живу по инерции, не знаю – для чего. Живу и не могу что-нибудь изменить, вообще-то надо встряску хорошую, прочистить мозги.
 Работаю, бегаю, прыгаю, художественную литературу сейчас почти не читаю. Достал учебники по психологии, логике для юридических институтов, но мало  что понял, всё это лишь теория.
Влюбиться мне становится всё труднее и труднее, да уже и не хочется, возраст влияет, наверно, да и характер плохой, критический слишком. Собственно говоря, я думаю, что всё-таки взгляды у тебя тоже изменятся, станут более практичные, но это будет позже, просто и ты и я мало приспособлены к жизни, ещё адаптируешься.
Я конечно не ответил на твой «мильон терзаний», но мне лично сделать это в письме очень трудно, не умею и не люблю писать. Вдохновиться могу лишь в личной беседе. Вообще-то ты преувеличиваешь мои достоинства, когда пишешь, что редко встречаешь таких людей, как я. Я это понял немного в другом смысле:
обычно я хвалил себя в беседах с тобой, ты помнишь. Это были шутки и я думал, что ты тоже так думаешь. А вообще, бывают люди и похуже, чем мы с тобой. Ты – молодец!
У вас погодки – люкс, а у нас одно преимущество – тепло. Думаю, что зима порадует ещё снегом. Да, пишу письмо 5-го декабря. Валюша, с праздником тебя! Спасибо за твои пожелания успехов, желаю и тебе всего самого, самого…
Пиши обо всём. 05.12.72 г.
Жму лапу. Лёша.
P.S. Бегло прочёл своё письмо, ну и бред какой-то я написал, не обижайся. На фотографии я полгода назад, таким ты меня ещё помнишь.*
______________________________ 
*Никакой фотографии в конверте не оказалось. (Примеч.В.Л.)
________________________________
8
Привет, Валюша!
Значит, учишься! Хорошо, желаю тебе успешно сдать всё.
Я польщён весьма, что понравился Вам на фотографии, сейчас я выгляжу ещё хуже.* Интересно, я так и не понял, что там я смешного написал тебе в предпоследнем письме, не доходит. Просвети! Погодами нас господь-бог тоже обидел, правда, сегодня выпал снежок, но сразу и растаял.
Валюша, ты мне, пожалуйста, напиши можешь ли ты мне что-нибудь достать Бабеля (был такой еврейско-одесский писатель, знаешь). Хоть избранное, напиши.
Наверно, всё-так я заеду в Москву дня на 2-3 в средине января, должна быть командировка у меня: «Москва – Саранск». Найду тебя!
Какой же у тебя вкус, если московский благополучный денди не совсем по душе? Кстати, людей, которым не всё даётся легко в жизни, большинство. Но над ними благополучные смеются, как не гад полноценными.
Васильевне привет передал, тебе тоже от них.
Поговорим, Валя Георгиевна! 
Работаю потихоньку, пока хвалят (благодарность получил на День энергетика), тренируюсь. Всё отлично. Пиши о себе побольше. Жму лапу. Лёша.
( ?)
________________________
*Не пойму, о каком фото он писал? На самом деле – никакую фотографию он не прислал! (Примеч. В.Л.)
_______________________________
9
Привет, Валя!
Добрался я благополучно, всё в порядке. Отдыхаю. Нос мой вроде бы уже зажил, но сразу, как приехал, дико разболелись зубы, видно, простуда выходит. Уже подлечил. Сейчас валяюсь дома, читаю, смотрю телевизор, начну уже тренироваться серьёзнее, а 24 уже на работу.
Пиши, как там у тебя дела с учёбой, работой. Привет Мелитополю я передал от тебя, так что не беспокойся. Особенных новостей у меня ещё быть не может, так что пишу мало, просто, чтобы ты не сомневалась, что я уже доехал.
Пиши, как у тебя. Привет. Жму твою мужественную руку. Лёша.
19.02.73 г.
10
Привет, Валюша!
Думаю, что у тебя уже всё наладилось: хвосты сданы, домой ездила или поедешь, и с работой всё решится. И я тоже думаю, что у тебя этот год будет чудо-годом.
Как я живу? Работаю, начал много тренироваться, устаю слегка. Думаю, что тоже всё наладится. Спрашиваешь совета: что смотреть, читать. Этот месяц я ещё себя культурно не обогатил, ходил лишь раз в кино, да и  то на «Человек-оркестр».
Тоже думаю наверстать, а сейчас только после 9-ти вечера дома бываю. Всё будет «o^key». Интересно, пишет что тебе У.? Привет ему передай, хоть он меня и не знает. Да, ты спрашиваешь: звонить ли мне? Конечно! Если даже я не буду дома, то вот мой рабочий телефон: 2-….. или 2-….. Домашний: 2-…., если забыла.
Жаль, что не могу пойти в театр, вообще впечатлений очень много от поездки, и сейчас хочется вернуться. Вообще, пишу твоими словами: пиши, живи и будь здорова. Жму лапу. Лёша.
P.S. Привет я Мелитополю передал, а он отнёсся к этому вполне благосклонно: целую неделю в феврале была весна, солнышко, передай от меня привет Москве.
(март 1973)
11
Привет, Валентина Георгиевна!
Да, обидел я тебя невольно: забрал с собой тетради. Спешу исправиться.
Доехал я благополучно. Работаю, тренируюсь. Интересно, как у тебя дела? Всё по-прежнему? Пиши подробно, как дела. Жму лапу. Лёша
17.05.73 г.
12
Привет, Валюша!
Извини меня за долгое молчание. Как дела? Учёба, развлечения, любовь и всё остальное. Пиши, что решила с работой.
Ты спрашивала совета, что делать: конечно, не бросать учёбу, не спешить замуж, всегда успеешь, тем более, не любя, а где-то пристроиться в городской многотиражке. Ты ведь умница, Валюха! Как У., напиши.
Я работаю, тренируюсь. В Кирилловку один раз уже ездил. Облез со страшной силой, но думаю ещё съездить. Собираюсь нескольких друзей в этом году поженить, хоть за них буду рад. Командировок в Москву, по-моему, в ближайшем будущем не предвидится, жаль, хочу в театр, на футбол.
К нам приезжал Бюль-Бюль оглы, ничего парень, обаятельный. Я был о нём худшего мнения. А Вообще-то жизнь у нас серая, неинтересная, да и мы всё хиреем и хиреем. Лень одолела. Нужен какой-то толчок мне, то-ли внутренний, то-ли внешний. Жду его, готовлюсь.
Валюха, не обижайся на меня, пиши о Москве, о работе, о себе. Акимовских новостей не знаю, хотя и беседовал месяц назад с Богатырёвым и Работой. Валю Васильевну очень давно не видел, слышал, что собирается переходить в ближайшие месяцы на работу в Мелитополь.
Пиши, Валюша. Пока, жму лапу.
08.07.73 г.
13
Привет, Валентина Георгиевна!
Ты меня приятно удивил, интересно, что из этого выйдет. В том, что испытательный срок выдержишь, я не сомневаюсь. Посмотрел по карте: Ярославль где-то около 300 км от Москвы. Ничего, ездить недалеко на сессию. Желательно было бы прописаться в Ярославле и всё наладится.
Отдохнёшь немного от Москвы, потом опять будешь скучать. Меня, например, тянет в столицу, пока нет возможности часто бывать там.
Ты уже, наверно, успела побывать в домике Некрасова. Интересно, мне говорили, что он был семь раз женат?
Правильно сделала, что написала, отвечаю, правда, по адресу московскому, надеюсь, сообщишь новый.
Просишь рассказать о моих мечтах, дерзаниях. Хочу с 21-го октября взять все отгулы (9шт.) и отпуск, махнуть недели на две в Крым, затем, если всё будет нормально, съездить (12-24 ноября) в Италию. В начале декабря – на работу снова.
Сейчас спортивный сезон – окончен, работаю, читать стараюсь побольше (Роллан, Лесков, повторяю Л.Толстого). Современных писателей почти не читаю, пока устраивают обзоры в «Литературке», успею наверстать.
Погода сейчас тоже тёплая, недождливая, всё нормально.  Ты читала «Очарованная душа» Роллана, тебе это подойдёт, близко твоим суждениям, взглядам, привычкам.  Вообще, ты пока молодец. Пиши. Жму мужественную маленькую руку. Лёша.
06.10.74 г.
14
Привет, Валя!
Ты не ошиблась, письмо получил, приехав из Италии. Здорово, конечно! Чуть попозже опишу подробно. Интересно, как у тебя дела. Пиши о работе, знакомых, о себе.
У меня всё по-прежнему, много работы и т.д. Ещё раз с Новым Годом, новыми событиями. Лёша.*
(декабрь - 1974)
________________________________
*В конверт были вложены две фотографии моего приятеля – в Риме и Пизе. Более писем не последовало. Переписка оборвалась.  Хотя в жизни довелось ещё несколько раз пересечься и потрепаться о том и сём…
____________________________
Натали З-ва
1
Здравствуй, Валюша!
Получила твою фотографию и открытку, чувство юмора по прежнему рядом с вами, дорогая! Я была в отпуске, спала, ела, читала, играла с собачками, даже возвращаться не хотелось, тем более, что домой поехала спасать свою шкуру, от гнева жены моего любовника.
Как говорится «шило в мешке не утаишь». Ей всё стало известно, даже этот скандал с квартирой (дворничиха из любви к справедливости украсила свой донос всякими смачными подробностями). Были звонки на работу с матом, с угрозами лишить меня жизни и т.д. Кавалер мой оказался трусишкой, умыл руки и спрятался за спину своей разгневанной супруги – показывал на меня пальцем и говорил – это всё она, такая, сякая, разэтакая, я и не хотел, но спаила, развратила,  меня бедного, можно сказать насильно».
Короче, всё позади, он у нас не работает, она успокоилась, я живу там же и умиляюсь при виде птичек, кошечек, капели, ощущая своё целое, не повреждённое тело и не расцарапанную морду.
У Фаины никто не живёт, нас в квартире двое – я и дед, которого ты наверное видела. Он мне скучать не даёт. Выпивоха, типа покойного Васи, но видимо страдает белой горячкой, т.к. часов до 2-х ночи, как правило, ведёт переговоры с нечистой силой. Умоляет их, оставить его в покое, не тянуть с постели, упрекает в отсутствии жалости, ругает осердясь матом, прогоняет, пугает боевыми песнями и светом, который то гасит, то зажигает. И смех берёт и жутковато – ещё примет меня за их предводительницу, при встрече в коридоре.
Я работаю на Маяковке, хожу изредка в кино, почитываю, бываю у Тамары, жизнь идёт себе – уже весна, опять мечты, утром просыпаюсь с какой-то радостью, надеждой на неведомое, но обязательно приятное. Если соберёшься приехать, то заезжай ко мне, сейчас вроде всё утихло, и опять чувствую себя хозяйкой. Мой рабочий телефон: 251-….. (с 9-ти до 5-ти), звони, пиши, приезжай, погуляем по весенней Москве.
Твоя записочка Саше, осталась невостребованной, он наверное приходил, но никого дома до 9-ти часов вечера почти не бывает.
Поздравляю с праздником, всего тебе хорошего в этот Год женщины! Целую.
06.03.75 г. Наталья
2
Здравствуй, моя хорошая!
Получила тво1 письмо, что-то ты матушка хандришь, приезжай на праздники в Москву, вернее ко мне, сходим в кафе, побродим по городу, откроются парки, съездим обязательно в Архангельское, там есть одно восхитительное место, специально для грусти.
Я за март успела пожить в другой квартире, в Гольяново, на 7-м этаже, с молодой семьёй (моя хозяйка поменялась с мамой моего соседа), и уехать к себе на Весеннюю насовсем. Поскольку имело смысл жить на Миллионной, когда там было малолюдно, а здесь (в Гольяново) невыносимо, дети грудные, мужья, жёны, т.ч. платить деньги практически не за что.
Проситься к Фаине тоже уже нет резона, т. к. теперь там кроме сумасшедшего вонючего деда, такая же придурковатая бабка (из породы Кабаних). Да и обнищала я порядочно, лучше 20 руб. на себя потрачу, а то хожу как шпана, в драных брюках и курточке, из которой давно выросла. А для хипи я уже старовата.
А здесь на Весенней оказалось довольно неплохо, в Москву успеваю по три раза в день махнуть и всё равно времени остаётся уйма. Весна, птички чирикают, почки набухают, а запах! – Боже ты мой! Пью кофе и чай (кофе из спецмагазина, а чай – цейлонский! И даже со сливками). Духи у меня «Сигнатюр», кончаются уже, запах приятный, тонкий, болгарские.
Читала опять Швейка и по-прежнему это одна из моих любимых книг, хохотала как и раньше, есть же книги, которые не стареют. Была на выставке молодых художников Москвы, понравилась только одна картина Никогосяна «Апат слушает музыку». Одна и та же дева в длинной юбке, в трёх позах на одном полотне, чем-то веет от неё, что хочется снова посмотреть.
Понравился фильм «Повторный брак», давно уже французы не ставили таких приятных комедий, приключенческая из времён Наполеона, веселилась от души. Мужика пока не имею. С Тамарой было опять стакнулась, начались пьянки, один мой бывший любовник (опять чужой муж) пробовал несколько меня раскачать, но более трёх-четырёх раз и то по пьянке, у него не вышло.
А тут недавно чуть было в пьяном угаре не сделала глупость с её братом (дубина порядочная), после этого поняла, что дальше в лес не надо, хорошего помаленьку, и уже там не показываюсь, а на Весенней меня никто не найдёт, т.к. не знают где это.
Цветы пока отсутствуют, т.к. зарплата в понедельник, но обещаю, что появятся обязательно, хочется левкоев («в мрачном саду умирали покорно левкои…) А вообще – переселившись сюда, я как-то вдруг почувствовала себя гораздо свободнее духовно, ей – богу, а то вечная боязнь кого-то, чего-то, подлаживание, подмазывание, тьфу! Я теперь гордо шагаю по планете!!
Ну вот и всё пока, пиши обязательно, приезжай в любое время, только сообщи телеграммой или позвони на работу 251-…. Целую Натали
06.04.75.
3
Здравствуйте, дорогой соавтор ненаписанного романа!
У вас дорогая фантазии не меньше, если в 20-й век пищите на деревню дедушке. Письмо было адресовано пос…… З-й Наташе, ни дома (№…), ни квартиры (№….), валялось в общежитии, хорошо один умный мальчик сохранил и вышел на след. Рассеянность в ваши годы ещё рановато приобретать.
Занимаюсь в выходные дни спортом! Играю в волейбол, уже загораю, была на вечере, посвящённом отъезжающим на полевые, в общежитии, плясала до упаду до 2-х ночи. Уже на горизонте замаячил претендент на место в кровати, «свято место пусто не бывает».
По моему этот роман будет прескучнейшая штука, с бесконечными «что, если, который», бог с ней с современницей, без определённой идеологической платформы, по моему писать даже рассказ нельзя, не то что современную жизнь описывать, а у меня она довольно зыбкая, хотя я говорю вечное «да!», ты же ещё находишься в возрасте, когда говорят «нет!» - получится лебедь, рак да щука.
А вообще после вчерашней смеси коньяка с когором, голова как-то смутно участвует в мышлении и вообще я ничего не знаю. Я глупая старая баба, люблю поесть и всё больше отвыкаю от других желаний – а что? человек не может оставаться одним и тем же на протяжении многих лет.
Наш Борис Алексеевич сказал нам – целуйтесь девочки утром, целуйтесь вечером, целуйтесь ночью, совет человека в 74 года возрастом наверное резюме прожитой жизни.
Уже вовсю продают сирень, ландыши, в Столешниках очень вкусные пирожные, я их ем по 4-ре штуки» Читаю «Воспоминания Ю.Олеши и «Встречи с Есениным» Шнейдера, была в кино «Помни имя свой» - наревелась до полного исчезновения косметики и до боли в сердце. Да, Каролина, родила сына! от Маркизика, одного всего, уже глазки открывает, вот смастерили, а младенцы сами.
Очень хотелось бы увидеться, тк сказать «пощупать друг друга, целы ли, здоровы на вид, а тебе?
Пиши, только не забывай указывать номер дома и квартиры, а то с тобой пишем откровенно, и если попадёт опять в общежитие, не исключено – из любопытства вскроют.
Чао! Целую. Поздравляю с весенними и трудовыми праздниками.
28.04.75. Натали.
_________________________
Саша П – в
Валюша, дорогая моя, здравствуй!
С Новым годом тебя родная моя с наступившим 76-ым. Вот и исполнилось твоё желание, встретила Новый год  дома. Надеюсь ты счастлива. Валюша письма твои получил одно вчера, второе сегодня. Почта в праздничные дни работает исключительно.
Валечка, очень жалею, что не уехал с тобой. Было бы намного лучше бросить здесь всё и уехать, хотя бы в Воронеж. Понимаешь Валюша промотался в совхоз 29 и 30 декабря и всё бесполезно только время зря потерял. Как я понял мне оказывается больше всех нужно. Теперь придётся ехать 12-го в понедельник.
Вчера вызывал Влад.Иван. предложил ехать старшим на январь и февраль, я отказался. Но по всему видно, что мне не отвертеться от этого совхоза, не сейчас, так в марте, апреле всё же придётся мне опять ехать.
Помнишь Валюша я тебе говорил о предложении Захарова, мастером на 3-ю группу. Отказался я от этого предложения, остаюсь пока на своём месте. Думаю лучше быть маленьким человеком, чем большой пешкой. Вот такие Валюша у меня новости, как видишь ничего дельного.
Новый год встретил скромно. Не собирался никуда идти, думал встретить дома. Валентина пригласила встречать вместе. Были Ирина, её сестра с мужем, их родители и мы с сестрёнкой. Первого был дома, был Гена, Нина и Володька. В общем все дни провожу дома, никуда не хожу, а в обще то и идти некуда.
Погода нас не балует -22 на улице, так что и выходить не хочется. Валюша, милая, родная моя, ещё больше двух недель не увижу тебя, а так хочется чтобы ты была рядом. Валечка ты дай знать когда приедешь, я встречу тебя.
Валюша писать кончаю. Приезжай, чем раньше тем лучше. Жду. Саша
10.01.76 г.  (Рыбинск)*
______________________________ 
*Написано в  период моей большой последней (студенческой) практики, проходить которую я уехала в родные края на Украину.
_____________________________
2
Валечка здравствуй!
Две недели прошло с того дня, как ты уехала, и никаких известий. Я тебя понимаю времени на письма у тебя не хватает, да и писать возможно не о чем, но хотя бы несколько строк можно было написать? Я думаю что много времени это у тебя бы не заняло.
У меня Валюша остаётся всё по старому, серьёзных изменений нет.
Комсомольские документы, как я и обещал тебе, находятся у меня.
Валюша пиши как твои дела, что нового, когда будешь здесь. Александр.
18.02.76 г.*
____________________________
*Написано в период предпоследней сессии на 6-м курсе в МГУ.
____________________________
3
Валечка!!! Дорогая моя, здравствуй!
Получил твоё письмо, ждал его очень долго, думал уже забыла. Валюша приехать в Москву я не смогу, да и вообще до июля из Рыбинска мне не выбраться. Насчёт занятий Валюша занимаюсь на курсах подготовки в РАТИ. Некоторые говорят, что взялся за ум, но насчёт этого не знаю, а вот за голову браться обоими руками приходится.
Похож на барана. Вот и всё о моих занятиях. Времени свободного почти нет. Валюша пиши чаще и приезжай очень жду. Ещё раз поздравляю с 25-летием. Желаю всего, всего. До свидания, жду. Александр.*
(17.03.76.)
__________________________ 
*Написано в период  дипломного отпуска (март-июнь). Далее общались открытками. (Примеч. В.Л. от 13.01.2018.)
______________________________
Валя и Шура (Г-ва и ?)*
1
Валюша, дорогая здравствуй!
Вот и получили твоё письмо. Думали забыла нас и невспомнишь. Очень рада за тебя что хорошо устроилась. Теперь конечно дело за женихом. Давай ищи, нечего одной-то. У меня всё попрежнему. Всё так же страдаю. Господи! Когда же и чем всё кончится! Нового у меня ничего нет. Всё так же хохочу с Г-вой. Она говорит, за что тебя этот длинноногий любит такую дурру.
Она сидит рядом со мной сейчас, ну и я сама знаешь какой пусто-брех. Ну об этом пока хватит. Да, Валя, знаешь ещё что? Помнишь ты оставила у меня своё розовое платье прошить. Мы совсем про него забыли ты напиши, если оно тебе очень нужно то я вышлю тебе его. Я его только недавно увидела и то случайно.
Вот пока и всё. незнаю что ещё тебе написать. В следующий раз напишу побольше. До свиданья. Пиши очень ждём.
Шура – Роберт Валя Роберта добавила Валька, не я. Всё смешит меня, недаром верёвку не снимает 2-й день, всё штаны сушит.
(13.08.76.)
_____________________________
*Фамилию Шуры, увы, запамятовала… (В.Л., 13.01.2018.)
________________________
2
Валюша, здравствуй, пишем я и Шура, это она мне доверила, говорит давай сочиняй, а я потом проверю, это значит стоит ли ещё отсылать. Значит ты уже дома и работаешь, ну что ж давай – давай свои силы молодые показывай, но только не будь ершистой и не очень ищи справедливости, умей поддакивать.
К нам Валя только ещё сегодня поселили на твоё место, приходим из города с Шурой, открываем дверь и девушка перед нами 1,9 высоты наверно, вообщем она тоже с Украины, по направлению, с дипломом уже и обосновалась на твоём месте, говорит отсюда она не уедет; на Украине ей надоело, мы ей сказали, что с питанием здесь плохо, так она говорит: это не причина.
Вот так девушка, а ты наоборот Рыбинск наш ругала и нас бросила на произвол судьбы. Пишу тебе письмо Валя, а А-ра суп варит, и всё бубнит что-то, не изменилась такая же влюблённая, всё её мучит эта любовь, а ты пишешь и желаешь хороших мужей, где их взять то? нормальных хотя бы.
Рыбинск Валя на том же месте, нового ничего нет и старое то пропадает, дожди кончились было вроде тепло, на лето похожее, а сейчас опять холодно, воды в общаге нет, ужас один.
В отпуске я Валюша хорошо отдохнула, я сперва поехала в д/о. под Кинешму на Волге, да была всего 3 дня  и уехала домой, приехала сестра из Владивостока, она сперва в командировке была в Ленинграде, а потом заехала домой, вот мне и дали телеграмму, я адрес оставляла,
вот и проводили на Волге время, но всё хорошо, да ещё подружка из Южно-Уральска с мужем были тоже в отпуске, так что и болтались, то к ней, то к нам. А сейчас всех проводила и сама два дня отработала уже.
Ты хоть напиши нам когда замуж то выйдешь, а то обзаведёшься мужем то и нас забудешь таких девушек, или лень написать будет, будешь мужа на руках носить, если конечно он будет с дачей и машиной. Шучу конечно, ну а холодильник и телевизор сама купишь.
Вот сейчас написала бы тебе как Александра страдает, ходит вокруг стола с ложкой, а думает всё о нём, да боюсь не пропустит цензурой, ну сама знаешь какая оно у нас верная и однолюб, таких на экране только показывают как она.
Люба тоже сейчас проводила своего мужа в стройотряд, так что одна ну ей легче, он приедет когда-нибудь. Ну вот Валя и хватит на первый раз трепаться, в следующий раз напишем больше, хорошо?
Пиши как работа то хоть нравится? Ну с жильём у тебя нормально. Ну всё пиши до свидания. Валя. Шура.
(?)
3
Валюша, здравствуй!
Это мы, твои знакомые и конечно неплохие. Валя, вот сижу пока одна в комнате, а Шура как всегда в бегах, правда сейчас она убегла по делу, завтра ей в колхоз, картошку копать, так вот за штанами видно или за свитером, ты говорит начинай пиши, а я сейчас приду, с утра ходили на барахолку, народу столько и барахла навалом, правда пальто кремпленовых много, платье, костюмов, видно, нахватались в магазинах и давай спекулировать,
а мы то смотрели шапку какую-нибудь меховую искусственную, конечно есть, но такие задрипаные да обноски одни и к туфлям присматривались, но ничего, Шура купила себе шапку беленькую за 18 руб. вроди как махеровую, но она сейчас новенькая, вроди ничего а что потом будет неизвестно. Домой пришли замёрзли, у нас погода вроди солнечная, но так холодно, воздух очень холодный, даже морозный.
А ты значит Валь обосновалась капитально, ну это хорошо, что тебе работа нравится. Тебя никак не забываем, Шура говорит как посмотрю, на твоего физкультурника, который висит на стене* и кажется, что ты сейчас войдёшь. Никак не верится, что тебя нет, уже привыкли, ругались, мерились, а привыкли здорово. Так и хочется на тебя посмотреть.
Валя, ты пишешь, чтобы мы приехали, а праздник в этот раз два дня всего, одна дорога и то не хватит. Было бы здорово посидеть, да тряхнуть ещё, совсем бы хорошо. Так что надо ждать более выходных дней. Любовь твою**  давно не видели, но наверно ещё увидим, Рыбинск ведь небольшой.
А Шуру любовь съедает также, никого не видит и не слышит кроме своего длинноногово, злюка такая стала, на пути не попадайся, когда без настроения, вчера в субботу ходили по магазинам и зашли в обувной, так ты представляешь, полезла за сапогом, у неё туфли  и повалились, так она я думала и стену уронит, какая то женщина стояла рядом и тоже ушла от греха подальше, вот так ещё бывает с нашей Александрой.
Ну с Люби всё нормально, любящая пара, наверно уйдёт от нас, дают комнату ей, так что недели две не больше у нас проживёт и начнётся у неё настоящая семейная жизнь. Сейчас в отпуске, уехали в Москву с Юрой, наверно купить что-нибудь.
Вот Шура заявилась, замёрзла, злая, но улыбается, говорит, заканчивай, а я буду писать в следующем письме. Так что Валюша привет от Шуры большой, оно тебе потом напишет, в следующем письме. Целую. Валя, Шура.
Валя, у тебя там хны случайно нет?
(?)
_____________________________
*Игрушка - то ли паяц, то ли пилигрим в колпачке, которая когда-то понравилась мне и была куплена – то ли в Москве, то ли в Рыб-ке, и радовала взор, вися на гвоздичке у изголовья  кровати. (В.Л.)
**Это сильно сказано; речь о друге и приятеле, порядочном человеке.
__________________________
4
Валюша, здравствуй! Что-то давно не получали от тебя писем, правда поздравление получили. Как хоть ты там поживаешь? как работа? и дела на любовном фронте, как провела праздник? ездила куда или была дома? Мы все разъехались по домам, на демонстрацию не ходили, погода слякоть такая, воды по колено только сидеть было дома.
Вот пишу тебе послание, а наш Шурупчик слегла в кровать, заболела, температура, видно простыла, была дома, гуляла за свой, счёт, мать болела, а теперь сама свалилась, видно набегалась раздета дома по двору, у них ведь скотина, вот теперь её может вылечить только Роберт, а как его выписать ума не приложу, другого говорит не надо.
 А я со своим Игорем тоже расстались, он ведь не жил со своей женой, а сейчас видно померился, у них ведь всё вроди было покончено, он и жил у матери своей, а теперь опять медовый м-ц, видно любовь у них. Правда, он мне как-то звонил на днях, хотел придти поговорить, я сказала зачемта, чего голову морочить только, но у меня на душе нормально, а это самое главное, вот так Валя.
Чем хоть занимаешься по вечерам, открытка твоя очень понравилась, а если бы ты хоть написала по украински совсем бы прелесть, ты напиши как-нибудь и когда-нибудь, только адрес по нашему, конечно.
 Любка у нас уже не живёт, дали ей комнату около магазина  «У* знаешь наверно такой, не забыла, на две семьи на кухне. Я Валь была у неё, ходила посмотреть, хорошо, она с Юрой да одна женщина пенсионерка, так что не плохо бы такую.
Ходила вот тут насчёт кооператива я узнать как дела, да что толку, надо толкача, а так один ответ: мало строим. И очередь вроди недалеко 25, и сдвигов нет, что хотят так и сделают. И на работе вроди не так далеко, но опять что-то плохо двигается, вообщем не везёт ни с какой стороны.
Надоело так в общежитии, сил нет, уже ведь 5 лет. Живём пока в троём, на Любкино место ещё не поселили, наверно на днях кто-нибудь прибудет. Ну вот Валюша вроди пока и всё, пиши как когда будет время, а сейчас до свидания. Целую. Валя, Шура.
(?)
___________________________
* не дописано
__________________________
5
Привет из Рыбинска!
Здравствуй, Валюшенька!
Получили твоё письмо. Извини нас, что не писали тебе. Просто уж не беспокоили тебя. Ты ведь тогда вышла замуж. Думаем не до нас тебе. У нас изменений почти нет, если не считать меня. (это я насчёт Р…а) поняла? Вот и отлично. Я считаю, что гора с меня свалилась.
Особенного между нами конечно ничего не произошло, было всё нормально как всегда а просто меня отвернуло от него резко вот и всё. В душе я рада и даже спокойна. Вот уже вторую неделю работаю после отпуска. Ездила на теплоходе по волге до Астрахани. Очень понравилось. До сих пор всё ещё под впечатлением.
Там познакомилась с одним очень хорошим человеком. Очень хороший! Думаю, нет я уверена что тебе бы он понравился. Очень большая противоположность этому самому Р…. Благодаря ему я немного иначе стала смотреть на всё и всех. Главное я поняла что Р…. пустышка, каких мало. Не то что пустышка, а просто высокомерный себялюб. Наверное правильно я выразилась.
Ну о чём ещё тебе написать? Вроде больше ничего такого у меня нет. Как всегда немного перекидываемся с Валькой, всё так же сушим на верёвке штаны в комнате так и живём.
А ты бы написала о себе что-нибудь по подробней. Всё таки давно уже ничего не было слышно о тебе. У меня вроде пока и всё что интересует тебя пиши, спрашивай буду рада на всё ответить.
До свиданья Валюшенька пиши ждём. Шура. Привет от Г-вой Напишет в следующий раз.*
(?)
___________________________ 
*Как обычно, во всех письмах подборок сохранены авторские знаки препинания, описки, и проч. (В.Л.)
__________________________________________
Подборка размещена в Интернете 15.01.2018.