Письмо с фронта

Ирина Красильникова 2
Составляя программу турпоездок фирмы, как правило, стремятся угодить всем туристам: и тем, кто едет узнать что-нибудь новенькое, и тем, кто хочет просто повеселиться. Так случилось и на этот раз: наряду с явной военно-патриотической направленностью нашей поездки в Волгоград, в программе значились и развлекательные моменты.

Лично я все для себя решила  сразу,  при первом же прочтении программы. Пожертвовав "брендовой", как её именовали, экскурсией в Сарепту (магнитики-сувенирчики-масло в бутылочках), отправилась я «дикарем» на «Солдатское Поле», хоть путь был и не близкий, и небо начинало хмуриться...
К счастью, бабушки-попутчицы в маршрутке попались общительные и, чуть-чуть поспорив друг с другом, они пришли-таки к общему мнению, где мне выскакивать на трассе и в какую сторону потом направляться...

* * *

... Лето 1942 года выдалось для советских войск чрезвычайно трудным: немецкое командование стремилось взять Сталинград в клещи, рассечь наши войска и выйти к Волге в самом центре города.
 На полях, нынче принадлежащих «Совхозу имени 62-й армии»,  жителями  Сталинграда  была возведена малая оборонительная полоса. 23 августа здесь укрепился небольшой отряд советских солдат. Любой ценой остановить вражеское наступление — таков был приказ командования. Две с половиной недели стояли насмерть наши солдаты. Фашистский замысел беспрепятственного овладения Сталинградом были сорван...

Страшную память оставила война мужественному городу. То самое поле боя площадью около 400 гектаров было буквально нашпиговано снарядами и оставалось не разминированным вплоть до 1975 года!  Саперам удалось обезвредить  6,5 тысяч мин и других боеприпасов.
А 20 сентября того же года здесь был открыт мемориал «Cолдатское поле»...

В центре этого комплекса  находится воронка, заполненная осколками  мин, снарядов, гранат. В братской могиле захоронена урна с прахом погибших солдат, останки которых были обнаружены на этом же поле.
А вот и небольшая, но очень приметная скульптура девочки с цветком в руке. Рядом с ней - мраморный треугольник солдатского письма. На нем выбит отрывок  из письма майора Дмитрия Петракова к дочери, написанного 18 сентября 1942 года, после боя в степи под Сталинградом.

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв - василек сорван... Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последней капли крови, последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит».

* * *

Я уверена в том, что увидев маленькую девочку с цветком посреди огромного поля, которое до разминирования именовали «мертвым», вы не забудете эту скульптуру до конца дней своих. Искренне жаль, что «безлошадные» туристы,  да ещё и с детьми, вынуждены тащиться сюда от поворота на Городище  2,5 км по пыльной трассе, высматривая на горизонте крест - знак того, что скоро будет резкий поворот вправо и проход к мемориалу. Все эти «прелести» пешего пробега туда-обратно по жаре ваша покорная слуга с лихвой испытала на себе. Есть, конечно, экскурсии  на «Солдатское поле», но стоят они недешево.

Но вот что интересно: весь проделанный тобою путь кажется просто легкой прогулкой, когда ты наконец подходишь к мемориалу. Уж очень сильным оказывается  его воздействие! Вот подъезжает автобус с младшими школьниками: ребятишки не бегают, не шумят. Они замирают около воронки, мгновенно становясь как будто старше и мудрее... Внимательно слушают рассказ учительницы, а потом дружно повязывают георгиевские ленточки на осколки, торчащие из воронки...

Просто так повернуться и уйти отсюда невозможно: сделав несколько шагов, поневоле оглядываешься.  А потом — ещё и ещё... Гордо стоит на поле маленькая девочка Мила, хоть и в наше время поднимается рука у зверей в образе человеческом корежить этот памятник... Бабушки из Городища рассказали мне, как однажды кто-то «срезал» цветок, который Мила держала в руках.  А ещё фигуру девочки обливали краской.

Может быть, именно стремлением уберечь памятник от вандализма и объясняется столь трудный путь к нему для индивидуальных туристов?
Если так, то я готова пройти этот путь снова. Столько раз, сколько это потребуется. И не одна, а со своими многочисленными друзьями из самых разных городов нашей страны.
А если они захватят с собой детей или внуков — так ещё лучше!  Пусть  жива будет память о той страшной войне в сердцах многих поколений. Сегодня, завтра, вечно...

Наперекор фашистской силе,
И миру, что порой жесток —
Домой вернётся папа к Миле,
И дочка сохранит цветок...

(Волгоград, 3 мая 2016 года)