На Куликовом, на беспутном...

Страницы Русской Истории
                РУССКАЯ ДОЛЯ

                "Наш путь - стрелой
                татарской древней воли
                Пронзил нам грудь".

                А.Блок.

Весь мир склонен в благоговенье
Пред русским подвигом святым.
Погибшие не знают тленья.
Мы ж свято память их храним.

И все ж порою, в размышленье,
Вдруг понимаем - не объять
Задач немыслимых решенье,
Христову веру в благодать,
Которая жила в пожарах
Под игом страха и вражды.
Сказания о злых татарах
До нас дошли как знак беды:
Как наважденье грозных ханов,
Несущих смерть, разбой, содом,
Тлен первобытных лютых нравов,
Поганивших славянский дом.
Лихой потомок Чингис-Хана
Не знал стесненья и узды -
Золой подлогов и обмана
Наполнил долы и грады.
Баскаки ханжески "ручались",
Кичливо чествуя гостей,
А конница со свистом мчалась
Достичь заветных рубежей.

Ну, а Лжедмитрия коварство?
Французов тщетные труды,
Большевиков "благое" царство
И немцев страшные плоды?!

В ответ мелькают в сотнях лиц
Щиты, кольчуги, шлемы, выи,
Каскады стрел, мечей, сулиц
Сермяжно-лапотной России.
И той, которую не знал
Тот предок смелый и отважный.
Его бессмертный пъедестал
В средневековья дне бесстрашном.

Но перечитывая снова
Прекрасный блоковский шедевр,
Неумолимою основой
Ложится мысль - поэта нерв.
И потому писать мне трудно,
Перечисляя имена...
На Куликовом, на беспутном,
Все та же древняя страна!
Сторож немеркнущих глазницы
И словно летописи быль:
Летит степная колесница
И мнет  ковыль!

                (Е. Грислис."Русская доля" 29.11.01)

                Моё стихотворение "Русская доля" было включено в сборник произведений тульских поэтов и прозаиков к 625-летию Куликовской битвы "Ветер времени над полем Куликовым". Это была моя первая публикация в коллективном издании областного уровня, вышедшем в 2005 году.  По его следам попытаюсь дать комментарии преимущественно на тульском материале, уже как историк.

               Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств против ордынцев, которое произошло 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира) на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча. Место исторического сражения, начиная с конца XVIII — начала XIX века, было традиционно локализовано местом слияния Непрядвы и Дона возле села Монастырщино (Кимовский район Тульской области). В целом, это была территория, составляющая площадь около 10 км;.

                Как известно, войны — это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей. И неважно ведутся ли таковые между государствами, племенами или политическими группировками.  Это была битва между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Димитрия Ивановича и войском золотоордынского беклярбека Мамая, окончившейся поражением в этой битве стороны татаро-монгольского войска. По этому поводу существуют летописные свидетельства, древнейшим и подлинным из которых является "Задонщина", написаны главы учебников,десятки книг и сотни статей. Согласно традиционной точке зрения, восходящей к Карамзину и общепринятой в СССР, Куликовская битва являлась первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.

                Мое внимание к проблеме "ига", которое в форме ордынской военно-политической диктатуры, существовало на территории Руси в течении почти двух веков, неслучайно. Именно тогда Русь фактически оказалась на положении вассальной зависимости. И главным итогом Куликовской битвы стало то, что именно с этого сражения можно вести отсчет возрождения Руси, как выразился историк Лев Гумилев: на Куликово поле выезжали москвичи, тверичи и владимирцы, а возвращались русские.

                Я не случайно взяла в качестве эпиграфа слова А.Блока и бОльшую часть стихотворения выстроила с соответствии с его гениальным определением - что значило для менталитета Руси многолетнее ордынское иго. Большинство исследователей считают, что итогами монголо-татарского ига для русских земель были разрушения и упадок. Иго отбросило русские княжества назад в своём развитии и стало главной причиной отставания России от стран Запада. Если сам воздух(дух) средневекового города на Западе делал человека свободным, то разоренные города Руси представляли совсем другую картину. Однако, по мнению известного русского ученого Г.В. Вернадского, нашествие монголо-татар на Русь в 13 веке остается большой "психологической загадкой". Безусловным является только то, что экстенсивное кочевое скотоводство Золотой орды нуждалось в новых площадях за счет внешних территориальных захватов.


              Ханы выдавали князьям ярлыки, как знак поддержки ханом занятия князем того или иного стола. Ярлыки выдавались и имели решающее значение при распределении княжеских столов в Северо-Восточной Руси. Другим важнейшим элементом ига была данническая зависимость русских княжеств. Единицами обложения были: в городах — двор, в сельских местностях — хозяйство. Таким образом, иго явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар, законсервировало на долгое время натуральный характер хозяйства.

                Монголо-татарское нашествие явилось главным регрессивным фактором развития Руси, пошедшей по пути деспотизма и государственного феодализма, черты которых вобрало впоследствии российское самодержавие. В целом, превращение Руси в улус Золотой Орды привело к тому, что Русь оказалась под влиянием восточного варианта варварства, что сказалось на всех сторонах ее жизни, привело к огрублению нравов и быта, к изоляции и общему падению уровня культуры. Орды с деспотической властью хана, стремилась превратить русских князей в «служебников», унижавшая их человеческое достоинство. Князья же распространили этот тип отношений на своих бояр, а те — на своих приближенных и т.д.

                Когда же речь зашла об объединении русских земель вокруг Москвы, распри князей оказались враждебными для самой Руси, её стремлениям обрести в дальнейшем самостоятельность и независимость. Из всех князей других русских земель всех опаснее для Москвы казался Михаил, сын Александра Михайловича тверского. Он естественно питал родовую ненависть к московским князьям и был при этом человек предприимчивый, упрямого и крутого нрава. Кстати, он опирался не только на поддержку ордынцев, но и Литвы, ибо литовский великий князь Ольгерд, женатый на сестре, являлся его могучим покровителем. В 1368 году объединив свои усилия, они "пошли" на Москву. По известию современника, Москва потерпела от Ольгерда такое бедствие, какого не испытывала со времени нашествия Батыя.

                И уже позже, лишенный помощи зятя, тверской князь в очередной раз отправился в Орду. На этот раз ему предлагали там татарское войско, но он не решился подвергать русские земли разорению, соображая, что в таком случае возбудит к себе всеобщую ненависть русских. Михаил думал, что достаточно будет одного ханского посла с ярлыком, повелевающим русским признавать Михаила великим князем, но Орда до того ослабела от внутренних междоусобий, что ее уже не боялись, как прежде.
Наступал час Дмитрия Донского, сумевшего объединить огромные патриотические силы русского народа. Дело Москвы и ее князей победило! Я посвятила этому событию стихотворение "Третий Рим"*.

Ты не всегда была столицей,
И летописная канва,
Сверкая глянцем на страницах
Не сразу проречет: "...Москва!"

В чреде владимирских раздоров,
Горчайших лет людских потерь,
В жестоком жерле дерзких споров
Вверх вознеслась внезапно Тверь.

Князь Михаил рукой злосчастной
Хотел азарт Москвы убить
И даже мысль о доле властной
Навеки в корне задушить.

Татарской саблей как порукой
Вооружиться захотел.
Не понимая рабства муки,
Тверскою Русь он вожделел.

Орда прикармливала щедро.
И брал ярлык желанный князь
Из рук Батыя непотребных,
Татарской силою прельстясь.

Дмитрий Донской на ратном поле
Дал бой приспешникам Орды,
Объединив по Божьей воле
Войска земель против беды.

И Куликово дико поле,
Как свист татарский, прокричит:
"Здесь в реках крови ради воли...
Мамай разбит!"

Сразился с гидрой многоглавой
Московский князь.
Сынов Руси святее славы
Кровь полилась.

А город вырастал заметно
Сердцами русичей любим.
И окрещен молвой заветной
Как Третий Рим!

Те семь холмов страны-имперьи
Познали грозный шелест лет.
Здесь Бонапарт узнал презренье
И боль побед!

                (Е.Грислис. Третий Рим. 28.09.00)

                Историей Куликовской битвы занимались Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, и многие советские историки.  Известно, что в составе войск князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле рядом с москвичами были владимирцы, ростовчане, ярославцы, муромцы, представители северских земель. Были, по некоторым сведениям, и «литовские паны». Привели свои полки брат Ягайло Андрей Полоцкий, княживший в Пскове, Дмитрий Трубецкой, княживший в Брянске, удельный князь Холмский из Тверской земли. Советский историк М. Н. Тихомиров отмечал, что после Куликовской битвы «ханские ярлыки на великое княжение... сделались почти фикцией, а дань, уплачиваемая в Орду, получила характер откупа от грабительских нападений».

                Однако, несмотря на древние источники (а они были главным образом художественного, легендарного характера — летописи, жития, сказания, былины), историки пока ещё не знают подробностей многих событий, в том числе и Куликовской битвы. Например, лишь предположительны данные о численности войск Мамая (от 100 до 250 тысяч). Сведения о «союзничестве» рязанского князя Олега с Мамаем требуют ещё уточнения, Ягайло также оказался ненадёжным союзником Мамая. По утверждению Л. Н. Гумилёва, воины татарского происхождения, принявшие христианство, составляли «ядро» московской рати.

                В последние годы на основе комплексного изучения письменных источников (памятников Куликовского цикла), их нового прочтения в связи с исторической географией появились научные данные, позволяющие пересмотреть канонический подход  и отнести летописный ориентир легендарного Мамаева побоища «на Дону, на усть Непрядвы реки» к её истоку из Волова озера (Воловский район Тульской области). 

                Со времен монголо-татарского ига на Руси (1243-1480), наша страна непрерывно подвергалась широко-масштабной агрессии со стороны то поляков, то французов, то немцев. Уже не говоря о двух страшных мировых войнах. В мае 2010 года были обнародованы уточненные данные о потерях в Великой Отечественной войне. Начальник управления Минобороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите отечества, генерал-майор Александр Кирилин сообщил, что общие людские потери СССР в результате Великой Отечественной войны, по уточненным данным, составили 26,6 миллиона человек. Альберт Эйнштейн, кажется, сказал, что если не Дай Бог произойдет третья, то совершенно очевидно то, что четвертая будет вестись только палками и камнями. Поэтому русская пословица, что "порох надо держать сухим" имеет огромное историческое обоснование.

                Если говорить об  Отечественной войне 1812 года, то какой тяжелой ценой досталась победа над французами... ценой "московской жертвы".  13 сентября в деревне Фили состоялось совещание, на котором главнокомандующий М.И.Кутузов приказал не вести дальнейших сражений, а отступать через Москву по Рязанской дороге. Ближе к вечеру на следующий день в опустевшую Москву вступил Наполеон. Но уже в ночь с 14 на 15 сентября город был охвачен пожаром, который в ближайшие два дня усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы. Из 30 тысяч домов, бывших в Москве перед нашествием, после выхода Наполеона из города оставалось «навряд ли 5 тысяч». Из сожженной Москвы тут же Наполеон предпринимает попытки заключить мир с русским императором Александром I. Но ответа Наполеон от Александра так и не дождался!

                Возьмём польскую интервенцию. Действия экспансионистских правящих кругов Речи Посполитой в начале 17века были направленны на расчленение России и ликвидацию её государственной самостоятельности. Безусловно,одной из  причин русской Смуты явилось желание польских шляхтичей объединить русские земли под своей короной. Подоплёкой этих вассальных отношений стала концепция Яна Длугоша, который в своём труде "Польская хроника" (1480 год) выдвинул теорию, согласно которой следовало, что ляхи произошли от Леха, старшего из рода Иафета, сына Ноя, а русы и чехи младшие. И потому должны быть вассалами. Постепенно правящие круги Польши подрывали  устои и без того шаткого государственного устройства многонациональной России конца 16 века. Они использовали такие средства, как подкупы недовольных жёсткой политикой Ивана Грозного бояр, провокации, тайный заговор по уничтожению прямых наследников царского престола. потихоньку подкатили Россию ко временам Смуты.  Смутное время в России, вызванное пресечением династии Рюриковичей, экономическим ослаблением страны после правления Ивана Грозного стало только им на руку. Трудно представить,но царем России  стал беглый монах, на самом деле польский агент, самозванец Григорий  Отрепьев. Официально Лжедмитрий держал трон "одиннадцать месяцев" - с 1 июня 1605 по 17 мая 1606 года.

                После гибели его поползи слухи: дескать, жив. Тут же под Лжедмитрия 1  польские власти делают очередную подставу. Но и этот наймит, прозванный  Лжедмитрием 2, скоро кончил тем же! Итог непрерывной польской агрессии всё же наступил. В 1612 году русские полки подступили к столице и здесь приняли бой с поляками, три дня отважно сражались и одержали победу.  4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, а затем освободило всю Москву от польских интервентов. Кремль очистили от укрывшихся там последних захватчиков. Так, начавшись в 1598 г. с воцарением Бориса Годунова Смутное время в России,  закончилось в 1613 г. с воцарением Михаила Романова. Великий подвиг гражданина Минина и князя Пожарского остался навека в народной памяти. А день 4 ноября станет великим праздником россиян - Днем Народного Единства.


                Е.Грислис. январь, 2018
 




--------------------

*Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как преемников Римской империи. Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии. После взятия в 1453 г. турками Константинополя и окончательного падения Византийской империи, в Москве возникла идея о том, что центром Христианского мира после павшего Константинополя должна быть Москва, как крупнейший православный город (католиков за единоверцев не считали). Эта идея была сформулирована старцем Филофеем из Спасо -Елиазаровского монастыря (г.Псков): "Два Рима ибо падоша, а третий стоит, а четвертому не быти" (1524 г., письмо адресовано Ивану III Васильевичу). Мировые амбиции московских православных иерархов подогревались женитьбой в 1472 г. Великого Князя Ивана III Васильевича на Софье Палеолог, происходившей из Византийской императорской династии, чем обосновывалась преемственность между Вторым Римом - Константинополем и Москвой. - прим. автора.