Рождество

Пётр Митяшов
Я не просто помню эти удивительные Рождественские хлопоты  из далёкого детства, я их вижу и проживаю каждый фрагмент этих воспоминаний.
Этот праздник особенно хорош самим ожиданием праздника. «На Рождество», «после Рождества», «к Рождеству», «в Рождество» то и дело слышится из уст взрослых, и кажется, что все дела, все события, все встречи привязаны, приурочены к этому празднику и планировать что-либо можно только в свете Рождества.
Я пропускал мимо сердца имена  Иосифа и Марии. Я не знал об их бегстве из Иудеи в Египет. Я не понимал суть таинства рождения Спасителя. Но духовная радость от встречи с Чудом жила в моём маленьком сердце. Откуда она родом?
Вот я сижу на диване рядом со своим дедом, и он без скидок на возраст своего присмиревшего внука требует чёткого и вдохновенного чтения Рождественского кондака. Я повторяю за ним таинственные, не от мира сего слова, и образы путешествующих волхва и звезды в который раз, разгоняя сон, проносятся в моей  голове.
Бабушка занята тем, что пришивает ручку к холщовой сумке, которую завтра утром будут наполнять Рождественские гостинцы и подарки. Она с улыбкой поглядывать на нас и кивает головой, поддерживая меня в моей вечерней репетиции.
Засыпая, в мыслях я уже там -  на заснеженных улицах затерявшегося в степи хутора, где не страшат ни ранний час, ни мороз, ни занесённые снегом переулки. И так сладко засыпать под вечернюю молитву бабушки и потрескивание свечи на столе, рядом с которой уже стоит плошка с конфетами и печеньем для христославцев.
Вот оно, Рождественское утро! Мой дружок Никита уже готов христославить и нетерпеливо топчется у двери.  Я допиваю последний глоток молока - и в путь! Морозный воздух перехватывает дыхание. А мне радостно! Студёный воздух  пробирается за ворот. А у меня восторг! Ещё темно, мерещатся какие-то причудливые фигуры за поворотом. А нам весело!
Улицы полны жизнью! То здесь, то там слышны звонкие голоса, смех и – неповторимый хруст снега.
Мы заходим в тёплые дома, нас обдаёт запахом пирогов, мы видим приветливые лица хозяев и, сжимая в дрожащих от воодушевления руках свои шапчонки, вещаем:
- Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог!
С каждым чтением, с каждым домом приходило какое-то новое осознание этих строк, этих слов, и, как нам казалось, мы были всё убедительнее и убедительнее.
Иногда мы сталкивались в сенях с другими ребятами и без всякой подсказки почти выкрикивали друг другу: «С Рождеством вас!», - чем были очень и очень довольны.
Обходили мы почти весь хутор. Когда дневной свет заполнял всё зимнее царство, когда морозное солнце  выкатывалось из-за дымящихся крыш,  постепенно голову занимали и мирские мысли,  ведь мы знали, что придя домой, первым делом мы вытряхнем свои мешочки и займёмся подсчётом монет. У кого больше? Но без обид.
И вот мы пьём взвар с горячими пирожками, наперебой рассказывая бабушке о своих открытиях, делясь впечатлениями. «А овчарка в доме напротив совсем не злая!» «А дед Лёнька предложил нам глотнуть вина, но его бабушка сказала, что он одурел и выхватила у него бутылку». «Ух,  Максимовы дали нам по десять рублей». «А ещё мы видели такую красивую икону Рождества!» Но за этими разговорами было то, чего не передать словами – какое-то необъяснимое, неизъяснимое обновление души,  внутреннего мира. Боюсь, что это возможно пережить только в детстве, ведь не зря один из писателей взросление человека определил как постепенный уход от Бога.
Давно это было… А начнёшь вспоминать – совсем рядом  шагает мой верный дружище Никита, мы идём с ним на свет в наполовину замерзших окнах, мы верим, что нас ждут, мы желанны, мы  - под покровом Рождества... И душа словно разжимается: не оставил меня свет Вифлеемской звезды, держит, не отпускает…

Митяшов Пётр. Дверь: рассказы. – Волгоград: Издательство «Сфера», 2022 – 104 с.