Ветряк

Иван Паластров
Иванко с друзьями сидели на куче песка и играли в ножички.
- Смотрите, что это там такое едет по дороге?! - закричал один из играющих, показывая рукой в конец улицы. Там с небольшого угора спускались какие-то машины. Они казались такими большими и непонятными, что все вскочили на ноги и понеслись туда, чтобы поближе рассмотреть, а может, если повезет, прокатиться. Одна  машина тащила какой-то вагон, такой они видели на железной дороге, только на автомобильных колесах. Другая машина была вообще непонятная: наверху было что-то установлено, а для чего это всё - друзья не знали. Когда вся ватага подбежали к машинам и стали смотреть, показывать пальцами, строя свои догадки - первая остановилась. Из кабины вышел водитель и спросил ребятишек как найти председателя колхоза. Друзья наперебой стали рассказывать, где контора правления, и что председателя на месте не бывает: он ездит по полям, в конторе бывает только рано утром. Тут на ходке, запряженным жеребцом, подъехал председатель дядя Саша, он поздоровался с водителем и сказал, чтобы тот ехал за ним.
- Дяденька, можно прокатиться?! Можно прокатиться?!-    закричали ребятишки ,кто посмелей.
- Да где я вас посажу, разве только что в вагончике? Ну ладно, залазьте, только руками ничего там не трогайте, - разрешил водитель и открыл дверку вагончика. В вагоне был установлен большой мотор, к которому было что-то присоединено валом.
- Электростанция, я такую видел в районе, когда с тятей ездили на тракторную станцию, - со знанием дела важно сказал Толька Репин. Все с уважением посмотрели на него.
Дядя Саша показал куда надо поставить машины. Как позже узнали - это приехали бурильщики бурить скважину под воду, которая нужна для фермы поить коров. До этого их гоняли на реку, зимой и летом. Скважину решили бурить недалеко от фермы на высоком берегу. Установили оборудование на машине, это была высокая мачта канатно-ударного бурения. Когда всё было установлено, завели двигатель электростанции и начали бурить. Смотреть прибегали все  сельские мальчишки: было интересно смотреть, как канат ходил вверх-вниз, долбя землю, как сказали мужики, долотом. Время от времени отцепляя его и цепляли какую-то трубу, которую называли желонкой. Бурили несколько дней, вначале пошёл мокрый песок, потом желонка стала вытаскивать воду.
- Это верховодка, её мало, будем бурить глубже, пока не будет много воды,- сказал мастер бурения. Ребятня ни на минуту не отходили от бурильной установки, им было все в диковинку и интересно. Иванко стоял и смотрел, что делают мастера, один из них открутил колесико задвижки и через секунду хлынула струя воды, окатив Иванку и стоявшего рядом Тольку холодной, вперемежку с песком водой.
- Пошлаааа! - крикнул мастер и рассмеялся, показывая на мальчишек. - Вы первые попробовали воды из скважины, пусть мутной и с песком, но первые, это будете помнить всю жизнь!
Вода из скважины шла пару дней. Струя, бившая из трубы, становилась все чище и чище, наконец пошла чистой и такой холодной, что зубы ломило когда пьешь. Наконец напор исчез.
- Насос надо будет ставить, ветряк, - сказал мастер председателю. Дядя Саша согласился, света в колхозе не было, а вода была нужна позарез. Ветряк поставили быстро, конструкции были готовы, только нужно было их собрать. Внизу построили будку, чтобы любопытная детвора не попала в шестерни, вращавшие насос, стоявший где-то глубоко в скважине.
Но ребятню не удержала эта дверь, любопытство взяло верх. Толька Репин со своими дружками, братьями Поспеловыми (ветряк стоял рядом с их домом) оторвали доску и залезли вовнутрь. Братья Поспеловы смотрели, как крутятся огромные шестерни, стоя в сторонке и обсуждая, как это все крутится и качает воду на ферму. Толька, как самый продвинутый в этом деле, начал спорить с ними и близко подошел к шестерням, не закрытых кожухом, что–то показывая, тыча пальцем в шестерни… Зубья, захватив рукав курточки, потянули руку в зубья. Толька не успел опомниться, как что-то хрустнуло и половина руки, упала за шестерни. Он удивленно смотрел на огрызок руки, из которого хлестала кровь. Старший из Поспеловых не растерялся - быстро вытащил ремень из штанов, перетянул руку Тольке, чтобы остановить кровь, потом схватил оторванную руку, подал её хозяину. Только после этого до них дошло, что случилось что-то ужасное и непоправимое. Все перепуганные, кинулись по домам, они знали, что заходить в будку ветряка нельзя - братья в свой, благо он рядом. Толька побежал домой, держа оторванную руку за пальцы, боли он не чувствовал. Что было дома у Тольки, я не знаю. Отец, дядя Филипп, был крутым мужиком и частенько учил своих многочисленных детей уму-разуму ремнём, вбивая ум через зад. Кто-то из девок, сестер Тольки, побежала к фельдшеру, сам отец пошёл запрягать жеребца в ходок, он был конюхом в конторской конюшне. Сынишку надо везти в районную больницу, а это 25 километров. Прибежавший фельдшер перевязал руку, сделал обезболивающий укол. Через два часа были уже в районной больнице, руку не пришили,  хирург, прошедший всю войну и знавший свое дело, сказал:
- Поздно,  прошло много времени, не оживить, но гангрены не будет, было сделано все верно. Тольке не спасли руку, так и жил до конца дней своих, делая все одной рукой.
Ветряк стоял долго, ветер крутил лопасти и качал воду на ферму, хотя в колхозе давно появилась электроэнергия. У детворы больше никогда не было желания посмотреть, как это ветром качают воду, да и шестерни закрыли железным кожухом. Ветряка давно уже нет, в селе мало кто помнит, что стоял когда-то на угоре ветряк, на котором оторвало руку бесшабашному пацану, Тольке Репину.
____________________
Ходок - лёгкая телега с плетеным кузовом для езды (плетеной коробкой).
Долото шарошечное — разновидность бурового оборудования, применяемый для механического разрушения горной породы от мягкой до очень крепкой в процессе бурения  скважины
Желонка - цилиндрический сосуд для подъёма из скважин
жидкости, песка и буровой грязи.