Я получила трудовую книжку

Валентина Банарь
 Мне 17 лет

 Второго  августа 1957 года, на третий день после получения аттестата я устроилась на работу на предприятие  «Укртермоизоляция»  - рабочей третьего разряда.

 На этом предприятии уже работала вместе со своей мамой  соседка Лида.

 Я стала подручной  двух женщин - работниц шестого разряда. Они работали очень быстро, успевать за ними было изнурительно трудно.

 Одновременно я сдала документы в вечерний Краматорский  индустриальный институт, на факультет ПГС.
 Вступительные экзамены сдала на «отлично». Меня приглашали на дневное отделение физмата Славянского института с моими оценками, понятно, пришлось отказаться.

        В апреле 1959 года восемьсот девчат из Донецкой области выехали на освоение целинных земель Казахстана. Вместе с ними получила комсомольскую путевку и я.

Было время – мы, девятиклассники,  все вместе мечтали после школы поехать на целину. Жизнь распорядилась иначе: из всего класса поехала я одна, и то вынужденно.
 
      А получилось вот что. Работа у меня была физически очень тяжёлой - за смену приходилось перетаскивать до полтонны строительных материалов.

 Домой приходила  еле живая. Нужно было поесть, если было что, и бежать на занятия в институт. Но все  было бы терпимо, если бы отчим не буйствовал.

 Однажды ночью он чуть не зарезал меня: бросился с ножом на маму, а я встала между ними. Скандал продолжался всю ночь.

 Утром нужно было идти  на работу в ТЭЦ. Температура на рабочем месте была выше пятидесяти градусов, надо было вручную поднимать стройматериалы для изоляции. Чувствовала себя я прескверно, боялась упасть вместе с раствором.

 Попросила бригадира отпустить меня домой, та посоветовала позвонить в контору мастеру. Мастер, как и бригадир, не возражала - велела только зайти в контору и написать заявление. До конторы идти было километров пять, и я с большим трудом вернулась на рабочее место. Объяснить бригадиру, почему вернулась, я уже не смогла: стала терять сознание, всю меня скрутило судорогой. Успела почувствовать, как  меня подхватывают женщины.
 
      Очнулась уже в больнице, где пролежала более двух недель. Врачи признали сильное истощение нервной системы.
–Можешь считать, что ты заново родилась,– объяснила мне лечащий врач, когда я выписывалась. – Легко отделалась, а могла остаться калекой.

     После выписки из больницы предприятие выделило мне место в заводском общежитии, где в большинстве своём жили сироты.
Жить было тяжело  морально и материально: зарабатывала я много - 250-300 рублей в месяц, но  всю зарплату по-прежнему отдавала маме, себе оставляла самую малость.

   Когда в марте 1959 года в Краматорске объявили о наборе девушек-комсомолок для освоения целинных земель Казахстана,  я  тут же отнесла в горком комсомола заявление. Решила, что это лучший выход в создавшейся ситуации.

                * * *