Дерибас. Второй контракт - 6

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/01/12/274.

В том же рейсе, чуть позже, судьба забросила нас на другой  неведомый мне  ранее остров, китайский остров Хайнань. И вот на нём все мы отдохнули замечательно. Остров расположен южнее материкового Китая, рядом с Вьетнамом, на карте выглядит почти кругленьким. Размер его вполне приличный, немного меньше Тайваня - 155 х 162 километров. Наиболее известны  на нём туристический курорт Санья, и главный порт Хайкоу. Конечно, все достопримечательности острова в этих городах и сосредоточены. Мы же зашли в порт Басуо в городе Дунфан - небольшой порт на западном побережье острова, где добывают и экспортируют железную руду. В общем-то, морякам мало что нужно для счастья, и всё это в Басуо было, и было рядышком.

Порт маленький, погрузка шла с помощью берегового плавкрана, так что даже электромеханик был свободен, что редко бывает. Под вечер тропическая жара спадала, и все свободные от вахт старались выйти в город, до которого было рукой подать. Дорога, ведущая в город, шла через мост, проложенный над полувысохшей речкой. Сразу за мостом располагался ресторан китайской кухни для самых нетерпеливых клиентов. Здесь же, прямо на улице, торговали фруктами, и я позже набрал на пароход свои любимые манго и хурму.

На дороге, ведущей в город, в то время шла пересадка и укрепление деревьев. Стволы пересаживаемых деревьев были многократно обмотаны верёвками и, как судовые мачты, укреплены растяжками за четыре вкопанных колышка. Деревьев за неполную неделю, что мы там стояли, пересадили не меньше сотни, и не маленьких саженцев, а вполне уже взрослых деревьев. Наблюдать за работой местного "Зелентреста" было интересно.

Слева, буквально через квартал, располагалось интернет-кафе с двумя десятками  компьютеров. Телефонных карточек, как принято сейчас в других портах, нам не принесли, вай-фай в порту не работал, а наш спутниковый телефон был дорог, а отсюда все мы смогли связаться с домом. Кому-то для этого хватало пяти минут, другие зависали у компьютера надолго.

Справа, чуть дальше по дороге, находился супермаркет, в котором было всё нам необходимое. Ещё дальше наш путь пересекала более оживлённая улица, уходящая от моря влево. Вот на ней, в открытых уличных ресторанах, мы и проводили свой досуг.  Ресторанов хватало, чтобы не мозолить глаза друг другу.

Ассортимент в ресторанах был обширным, обслуживание - быстрым и чётким, качество блюд - отменным. Просто праздник для души и желудка. В меню хайнаньской кухни преобладали кальмары, креветки, крабы и рыба, а так же курица с рисом по хайнаньски, представляющая из себя нарезанный поперечными ломтиками цыплёнок с рисом, маринованным в курином бульоне. Выпивку, крепкую местную водку бандзю, покупали в магазине через дорогу, а пиво заказывали в ресторане.

Понятно, что шесть дней стоянки пролетели удивительно быстро. Тайфун, от которого мы еле успели спрятаться в порту, к тому времени прошёл мимо. Погода снова была прекрасной. Рейс нам предстоял в Южную Африку, в Ричардс Бей и Дурбан, а бункеровку организовали в этот раз не в Сингапуре, а в Малайзии. Я этому очень порадовался, но напрасно. Тамошняя мафия оказалась ещё хуже сингапурской.

В Малайзии нам не долили уже тридцать тонн, и доказать это не удалось. По морским правилам, топливо отпускается по замерам бункеровщика, а мы только присутствуем  при замерах. Обдурить клиента есть масса способов. Пришлось писать ноту протеста, только толку с неё, как с козла молока. Не дошли бы ведь мы до Африки, если бы не мой загашник! Вот как без него в море, кто бы мне сказал? Нас грабят бункеровщики, мы подворовываем у фрахтователя, се ля ви.

Все мои механики и мотористы подали заявления на отпуск, с Дурбана хотели уехать. Но третьему пришлось всё же остаться, так у нас не полагается, всем вместе убегать. А остальных заменили, только сначала мы в Ричардс Бей зашли.

И вот там как раз произошёл первый случай отказа турбонагнетателя второго вспомогательного двигателя. В море нам и одного хватало, даже с кондиционером, но для выгрузки кранами два нужны обязательно, причём работают они с полной нагрузкой. Скандал поднялся не маленький, когда вечером после швартовки, скис движок, но капитан как-то сумел шум погасить до утра, только попросил меня дать гарантии, что можно заказывать четыре бригады грузчиков наутро.

А какие к черту гарантии, когда мы даже не понимали в начале, что происходит? То ли через воздушный холодильник воздух не проходит, то ли клапан на каком-то цилиндре завис, то ли турбина виновата, но воздух в ресивере, обычно холодный после охладителя, нагрелся до ста градусов. Получалось, что вход выхлопных газов в турбину был частично перекрыт, и газы через впускные клапана цилиндров попадали в ресивер продувочного воздуха.

Это была ночь вопросов, ответов и тяжёлого труда. В конце концов обнаружили закоксовавшийся сопловой аппарат турбины, который и приводил к её помпажу. Турбину срочно разобрали, и к восьми утра движок мы уже взяли под нагрузку, зато нас всех буквально колотило, такие ночи долго помнятся.

В Дурбане, втором порту погрузки, произошла смена всей машинной команды, только Сергей Неденко остался. Вторым приехал Роман Бургаров, четвёртым - Саша Безлюдный, оба мне тогда неизвестные. Сменились и мотористы. И только электромеханик Олег Емец, которого я добивался, остался дома. Посчитали, что и так много транспортных  расходов. Экономика должна быть экономной.

* Фото с Романом Бургаровым и стоящим Сергеем Неденко.