История маленькой Нины, рассказанная её дедушкой

Евгений Радомысельский
   Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу Вам рассказать об одной  семье, в которой растёт маленькая одинокая девочка Нина.
Гуляя в Таврическом саду, я присел на скамейку около одинокого, грустного старичка. Он с тоской смотрел на резвящихся детей. Слово, за слово. Мы разговорились. Я спросил: - Почему Вы такой грустный? Что-нибудь с Вашими внуками?
- У меня внучка: Ниночка. Ей скоро исполнится пять лет. Она очень умненькая и хорошенькая. У неё любящая мама и бабушка, но можно ли назвать её детство счастливым?
 Давайте расскажу как она жила с трёх лет до пятилетнего возраста. Нине не повезло с папой. Папа любил гулять и не любил жить по нормам. Он считал, что "учиться и работать - для дураков; умные гуляют и развлекаются". Он стал "десятником акционеров" Мавроди. Всю бухгалтерию он переложил на жену Тосю, а сам занимался знакомствами, благо Одесса - весёлый город. Когда афера Мавроди лопнула, он устроился кальянщиком в ресторан. Но много ли заработаешь, если нет желания работать. Жена уехала рожать к родителям.
 Слава Господу, Нина родилась здоровенькой. На лето Тося с Ниной уехали к отцу. Он жил в дачном домике, который слегка претендовал на "фазенду". На участке был виноград, куры и собака и кошка. Тосю изводили блохи, которыми были "богаты" животные. Кошка устроила туалет под кроватью. Тосе пришлось ухаживать за ребёнком и мужем, готовить и кормить домашних питомцев. Она вызвала на подмогу маму - Инну. Та возила крошку к "самому синему морю", благо от него до дома было не больше километра. Всё было прекрасно, кроме одесской воды. Она была явно "не из фонтана". У Инны от неё и от зятя началась жуткая аллергия...
 От "одесского благополучия" они уехали за два месяца до "майдана". Отец Нины прислал на её день рождения 100 долларов - щедрый дар для безработного.
 Нина ростёт в семье, где среднее арифметическое возраста 39 лет, а средний возраст взрослых - 48 лет. С детьми общается летом на даче, в другое время в детском саду и с детьми маминых подруг. По мнению мамы и бабушки Нина не идёт ни в какое сравнение с ними. Она - "самая, самая". Мама дизайнер считает, что самое главное - внешний вид, "накаченные знания" и "свобода поведения".
Далее авторские (Е. Радомысельского) комментарии.
 Об этой "свободе поведения" замечательно написал А.С. Макаренко в "Книге для родителей", которую я называю краткой энциклопедией семейных традиций:
 "Проблему авторитета в семье Головиных подменило развлечение, организованное вокруг одной навязчивой идеи.
  Родители и дети должны быть друзьями.
  Это неплохо, если это серьезно. Отец и сын могут быть друзьями, должны быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, то есть мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий, благодаря этому, некоторые признаки, дополнительные к его положению друга. А если дочь и мать не только друзья, но и подруги, а отец и сын не только друзья, а закадычные друзья, почти собутыльники, то дополнительные признаки, признаки педагогические, могут незаметно исчезнуть.
  Так они исчезли в семье Головиных. У них трудно разобрать, кто кого воспитывает, во всяком случае сентенции педагогического характера чаще высказываются детьми, ибо родители играют все же честнее, помня золотое правило: играть так играть!
 Но игра давно потеряла свою первоначальную прелесть. Раньше было так мило и занимательно:
- Папка - бяка! Мамка - бяка!
Сколько было радости и смеха в семье, когда Ляля первый раз назвала отца Гришкой! Это был расцвет благотворной идеи, это был блеск педагогического изобретения: родители и дети - друзья! Сам Головин - учитель. Кто лучше него способен познать вкус такой дружбы! И он познал.
  Он говорил:
- Новое в мире всегда просто, как яблоко Ньютона! Поставить связь поколений на основе дружбы, как это просто, как это прекрасно!
  Времена этой радости, к сожалению, миновали. Теперь Головины
захлебываются в дружбе, она их душит, но выхода не видно: попробуйте друга привести к повиновению!
   Пятнадцатилетняя Ляля говорит отцу:
- Гришка, ты опять вчера глупости молол за ужином у Николаевых!
- Да какие же глупости?
- Как "какие"? Понес, понес свою философию: "Есенин - это красота умирания!" Стыдно было слушать. Это старо. Это для малых ребят. И что ты понимаешь в Есенине? Вам, шкрабам (учителям - Е.Радомысельский), мало ваших Некрасовых да Гоголей, так вы за Есенина беретесь...
 Головин не знает: восторгаться ли прямотой и простотой отношений или корчиться от их явной вульгарности?  Восторгаться все-таки спокойнее.
  Иногда он даже размышляет над этим вопросом, но он уже отвык размышлять над вопросом другим: кого он воспитывает? Игра в друзей продолжается и по инерции и потому, что больше делать и нечего.
 В прошлом году Ляля бросила школу и поступила в удожественный техникум. Никаких художественных способностей у нее нет, ее увлекает только шик в самом слове "художник". И Гришка и Варька хорошо это знают. Они пытались даже поговорить с Лялей, но Ляля отклонила их вмешательство:
- Гришка! Я в твои дела не лезу, и ты в мои не лезь! И что вы понимаете в искусстве? ...
  Жизнь Гришки и Варьки (жены Головина) сделалась грустной и бессильной. Гришка старается приукрасить ее остротами, а Варька и этого не умеет делать. Теперь они никогда не говорят о величии педагогической дружбы и с тайной завистью посматривают на чужих детей, вкусивших дружбу с родителями не в такой лошадиной дозе". ...
  Вот что рассказал нам Антон Семёнович. А вот другая история из жизни.
  Семейные традиции очень сильны. Тётя Тоси ростила своего сына в "лучших" традициях головиных. К его 14 годам она (да и дед с бабушкой) перестали быть для него, сколько-нибудь значащими, авторитетами. Его молодость прошла в "свободные" девяностые. В 2002 году, он умер от передозировки наркоты. Ему едва исполнилось 25 лет.
  Далее продолжим слушать рассказ дедушки Нины.
 "А как эта "свобода поведения" проявляется у Нины? Она любит играть в кошачек и собачек. Когда двух - трёх летний ребёнок ползает на четвереньках, мяукает или лает - это умиляет: ребёнок растёт артистом. Когда он это делает в 4 года, то стоит подумать об инфантелизме. Когда он делает это в 5 лет, то это, мягко сказать, глупость. На мои замечания, Тося возражает:
 - Мы в школьном театре играли роли в "Кошкином доме" и это было замечательно. У малышки мамины гены! Пусть играет.
 Я отвечаю: - Так то было в театре, в хорошей пьесе Маршака, а не в глупом (не эстетичном) подражании животным. (Впрочем, на западе приняты так называемые "pet play", но они не для думающих людей).
  Ах, это сладкое слово "свобода". Как оно не сочетается с "грубым" словом - "расписание".
  Бабушка в расписании свято соблюдает только время кормления. Остальное на усмотрении Нины и Тоси. Как не вспомнить советское время, когда в 21.00 начинались "Спокойной ночи, малыши". После чего дети чистили зубки и ложились в короватки. Сейчас, 9-канал Дисней TV транслирует мультики без конца. От них Нина отрывается только на гуляние, детский сад и сон. Мама укладывает её в двенадцатом часу. - Ребёнок спал днём. Ему хватает.
  Кормление Нины - это особый разговор. С переходом от грудного вскармливания к кашам, бабушка нашла очень "простое" решение: кормить ребёнка под мультик (желательно яркий и динамичный). Ребёнок от изумления (растерянности...) открывает рот... и в этот момент ему в рот вливают ложкой кашу (геркулес, кукурузную...). Если ребёнка "выворачивает", (ребёнок не успел или не захотел проглотить порцию), то ребёнку опять "вливают в рот" положенную кашку. А сама Нина? С отвращением ковыряет ложечкой яичный желток. На моё возмущение, бабушка отвечает: - Попробуй сам иначе накормить нашу красавицу!
  В два-три года - может быть. Но в пять, ребёнок должен есть сам! Причём, не только кашку, но и нормальную пищу.
  В детском саду Нина в обед съедает бульон из супа и ломтик хлеба. Потом я забираю её домой на "докармливание".
  Нина развитая девочка. Она в детском саду аккуратно раскрашивает раскраски и лепит. Дома она, тоже, занимается с мамой и бабушкой. Она умеет считать до ста. Складывает в пределах десятка и читает (с трудом) по складам предложения из "Логопедической азбуки" Светланы Батяевой. С бабушкой наигрывает одним пальцем "Маленькую ёлочку" и гаммы. Всё прекрасно, но, чаще всего, она капризничает и делает то, что хочет. Часто я слышу "железный" голос Тоси: - Если не будешь..., то: не куплю..., не пойдём..., не дам... - Нина делает, но ворчит: Мама (бабушка) плохая. Я тебя не люблю.
  Я у Ниночки, вообще, попал в опалу. Как можно слушать того, кто по словам Тоси, произнесённым при ребёнке, "занудил всю семью".
  Это была бы "мелочь", если бы не то, что с Ниной некому гулять в будень. Мама работает допоздна. Бабушка, по возрасту и болезням, гулять не может. А так как ребёнка из сада я забираю в 12.15 (после кратковременного гулянья), то в остальное время она сидит дома у телевизора. На все мои предложения, Нина заявляет: - Я с тобой никуда не пойду: ты плохой!
- Да, Вам не позавидуешь.
- Ничего, Бог даст вырастит, поймёт.
- До свидания. - но больше я этого старичка не видел.
 
 Когда я услышал про традиции этой семьи, рассказанные дедушкой Нины, то, невольно вспомнил про приведённый мной отрывок из А.С. Макаренко. А, ведь, бабушка Нины изучала педагогику в музучилище и, отчасти, в консерватории, и, наверное, слышала об этом замечательном воспитателе, который описал похожее.
 "Нет пророка в своем Отечестве"- Пушкин написал, ссылаясь на библию. Это можно отнести и к творчеству Макаренко. "Нет советов мудрецов, к которым, часто, прислушивались бы люди!"-перефразировал я.