Далеко на краю леса

Доминик Фос
Осенние сумерки тяжелы и унылы. Их наступление уже чувствуется с самого утра – в холодном, покрытом разводами сером небе словно повисает это тягостное ожидание. Особенно это заметно в тихих уголках вдали от суеты, таких как этот забытый богом кусочек леса на краю городского парка. Природа здесь давно поникла, проводив последние лучики летнего солнца. Опавшая листва покрыла разноцветным ковром подножия деревьев, голые кроны которых переплелись причудливой паутиной. Островки травы, подёрнутые лёгким инеем, застыли в какой-то неестественной задумчивости. Редкие птицы спрятались где-то в увядших кустах, готовясь заснуть вместе с густеющей темнотой воздуха. Быть может, сегодня наконец выпадет первый снег, который укроет всё вокруг своим пушистым одеялом.

И вдруг происходит настоящее чудо. Где-то в глубине черного переплетения ветвей вспыхивает огонёк. Вначале едва заметный, бледно-сиреневого цвета, он даже кажется оптическим обманом уставшего зрения. Но это не мираж! Слегка подёргиваясь, загадочное свечение набирает силу, уже начиная немного отражаться от висящих в воздухе редких мокрых листьев. Да будет свет!

Никто уже и не вспомнит, как и когда на этом пятачке появился этот старый фонарь. Наверняка в один прекрасный день, по случаю каких-то очередных больших праздников на этой, тогда ещё только-только проложенной в лесу гравийной дорожке появилась пара удалых мастеров в засаленных комбинезонах. Они-то и поставили здесь этот, казавшийся тогда верхом изящества новенький блестящий столб со скромным, но тоже вполне элегантным белым стеклянным шаром на вершине. Тогда всё было совсем по-другому… Во всех уголках парка кипела весёлая жизнь, а все изменения, которые когда-либо происходили под кронами его деревьев, были только к лучшему. Много воды утекло с тех пор…

Огонёк за пыльным белым стеклом постепенно набирает силу. Он уже не дрожит и сменил свой оттенок с заискивающе-сиреневого на уверенно-голубоватый. Теперь не заметить его отсвета нельзя даже с мокрой земли. Это значит, что сегодня всё получилось: грядёт ещё один световой день! Много ли их вообще осталось?..

Они пришли сюда жизнерадостной командой, поставив своей целью разрушить привычный ночной мрак и неуют. Стройный ряд круглых белых голов то тут, то там задорно выглянул из зелёных зарослей, а с наступлением темноты озарил окрестности ярким тёплым светом. Со стороны даже можно было подумать, что каждый вечер они устраивают своеобразную перекличку: «Восьмой, ты тут? И я, девятый, на месте и в порядке, просто немного за веткой спрятался. А у десятого, кажется, перегорела лампочка – надеемся, завтра это исправят…». Природа парка восприняла это новшество с благодарностью. Окружающая зелень буквально потянулась к этим искусственным солнышкам, а уж для ночных мотыльков и прочей летающей живности это и вовсе был настоящий праздник. Не остались равнодушными и посетители: теперь детские игры не омрачались боязнью темноты, а прячущиеся в листве влюблённые парочки могли наслаждаться романтикой игры света и теней.

Но всё-таки время – интересная штука. Оно без остатка забирает наши силы, наши идеи, нашу молодость, часто не принося ничего взамен. Один за другим навсегда исчезали в ночной темноте наши жизнерадостные светящиеся друзья, кто-то сам собою, а кто-то при помощи чьих-то безжалостных рук. Фонарь на краю леса болезненно отмечал про себя каждую новую потерю; в такие минуты сложно не думать о предрешённости своей собственной судьбы. Если бы он мог ходить, то наверняка бросался бы на помощь каждому, помогая ему отстаивать свою правду. Он узнавал бы на чужом примере, что заставляет гаснуть наш яркий внутренний свет, чтобы оттянуть для себя этот момент как можно дальше. Он поделился бы своей энергией с теми, кому она была так необходима. Если бы только это было в его силах…

Глубокое тёмно-синее небо окончательно смыкается над лесом. Но в нашем уголке это уже совсем не страшно. Потому что старый фонарь в очередной раз нашёл в себе силы разгореться, и теперь радостно озаряет всё вокруг своим ярким, золотистым сиянием. Сегодня рядом с ним снова можно ничего не бояться. Ещё одна ночь вырвана из когтей беспощадной судьбы. И неважно, что рукотворным солнцем будут наслаждаться лишь небольшая заросшая полянка и несколько не успевших исчезнуть в небытие беззаботных мотыльков. Главное, что радости и надежды на лучшее в мире стало совсем на чуточку больше. И пусть теперь сколько угодно наступают морозы, и выпадает снег!

Фонарь и сам больше не знает, откуда у него берутся новые силы такими унылыми осенними вечерами. Когда разжигать внутреннее пламя с каждым годом становится всё труднее. Когда огни друзей давно утонули во мраке. Когда его света давно никто не ждёт, и не от кого услышать простое «спасибо». Вроде бы оставаясь на месте, с каждым годом его уютная полянка дрейфует всё дальше и дальше от бурлящей реки жизни. Где найти источник вдохновения?

Каждый выход на маленькую, скрытую под склонившимися ветками вечернюю арену достаётся всё труднее, и он сам с тревогой наблюдает за мечущейся внутри сиреневой искрой, которая в любой момент может погаснуть навсегда. Но когда всё получается, он вздыхает с облегчением. Значит, сегодня ещё живём. И темноте опять придётся потесниться. Это ещё один шанс подарить себя миру. Шанс, что тебя однажды обязательно найдут, поймут и оценят. Главное – лишь дотянуть до этого момента, питаясь только призрачными надеждами. Но яркий свет, исходящий из самой глубины души – это уже счастье, доступное немногим. Которое само по себе стоит того, чтобы снова заставить себя проснуться завтра.

2000-2018