Многоцелевой истребитель Typhoon

Александр Растегин
Многоцелевой истребитель поколения 4++ «Typhoon»

Описание

Истребитель разработан совместно четырьмя странами: Великобритания, Испания, Германия и Италия. Все четыре страны производят комплектующие для истребителя. Самолёт имеет сниженную заметность в радиолокационном диапазоне: в передней полусфере эффективная площадь рассеивания (ЭПР) в четыре раза меньше чем у устаревшего самолета «Торнадо», самолёт имеет обьтекаемую форму, вооружение расположенное на пилонах находится в «полупогруженном» состоянии, самолёт имеет «приплюснутые» воздухозаборники, некоторые части самолета имеют радиопоглощающее покрытие. Самолёт изготовлен на 40% из углепластиков, значительная часть самолета состоит из титановых сплавов и стеклопластика. Данные материалы значительно уменьшают заметность самолета в радиолокационном диапазоне и уменьшают массу самолета.

Сравнение с Су-35С

Самолёт является достойным конкурентом российскому Су-35С. Оба самолета обладают сверхманевренностью. «Typhoon» имеет максимальную боевую нагрузку 6500 килограмм против 8000 килограмм у Су-35С. Боевой радиус в режиме истребителя у «Typhoon» 1380 километров, у Су-35С 1500 километров. Европейский истребитель истребитель имеет двухконтурный двухвальный турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой EJ-200, развивающий максимальную скорость 2450 км/ч на высоте. Российский самолёт имеет двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф, развивающий максимальную скорость 2250 км/ч на высоте 11 километров.

Противодействие системам ПВО на примере С-300

Самолёт способен использовать противорадиолокационные ракеты HARM с дальностью до 100 километров. Дальность ракет в сочетании с малой заметностью самолета позволят истребителю атаковать ЗРС С-300 находясь в малой досягаемости его зенитных ракет. Большинство типов ракет С-300 имеет дальность до 75 километров что недостаточно для перехвата самолета. Ракеты большой дальности имеют дальность 150-200 километров (самые современные, используемые на улучшенной версии С-400 до 250 километров), однако попадание в цель с высокой вероятностью маловероятно в силу сложного наведения на больших дальностях РЛС ЗРС «С-300» и активной радиолокационной головкой самонаведения зенитной ракеты большой дальности. Надо учитывать что Typhoon имеет малую радиолокационную заметность, большую скорость, может атаковать на малых высотах. Все эти факторы затрудняют эффективное поражение зенитной ракетой.

Эффективность против бронетехники

Самолёт способен применять тактические ракеты «Мейверик» с дальностью поражения до 30 километров. Боевая часть ракеты около 120 килограмма что достаточно для поражения и одиночного танка и целой колонны. Самолёт способен применять противотанковые ракеты «Бушмастер» с дальностью до 10 километров. Ракеты имеют тандемно-кумулятивную боевую часть способную эффективно поражать современные танки.

Боевые возможности против морских целей

Многоцелевой истребитель способен использовать противокорабельные крылатые ракеты «Harpoon». Дальность ракеты 280 километров. Ракета предназначена для уничтожения вражеских надводных кораблей. Ракета имеет инерциальную систему наведения на маршевом участке полёта и активную радиолокационную на конечном участке. Высокая дальность ракеты позволяет самолету атаковать корабли на дальности, практически недоступной для корабельных систем ПВО малой и средней дальности. Подавляющее большинство кораблей имеет ПВО малой и средней дальности, неспособной перехватить атакующий самолёт «Typhoon». Не все корабельные ПВО большой дальности также способны эффективно перехватить атакующий самолёт. Например корабельный зенитно-ракетный комплекс «Форт», размещённый на атомном крейсере «Петр Великий» имеет эффективную дальность около 90 километров, в силу возможностей радиолокационной станции по обнаружению целей на корабле. Модернизированная версия «Форт-М» имеет дальность до 160 километров за счёт активной радиолокационной головки самонаведения, стоящей на новой ракете.

Перспективы в вооруженных силах стран Евросоюза

Самолёт стоит на вооружении Королевских ВВС Великобритании (более 100 штук), Королевских ВВС Испании (более 100 штук), ВВС Германии (около 30 штук), ВВС Италии (некоторое количество), ВВС Австрии (не менее 15 штук).