Ленин и Россия

Геннадий Гумилевский
Самая кровавая битва между атеизмом и религией, между государством и церковью разгорелась после Октябрьской революции в России 1917 года. 1 мая 1919 года на имя Председателя ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем) Дзержинского Ф.Э. с грифом «Строго секретно» УКАЗАНИЕ следующего содержания: «В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежать закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады. Председатель В.Ц.И.К. М. Калинин (подпись). Председатель Сов. Нар. Комиссаров В. Ульянов (Ленин) (подпись)».

Приведём некоторые иллюстрации к этому «УКАЗАНИЮ». Вот что об этом сообщает Станислав Говорухин: «Всё, что сделал Ленин и до, и после революции, не только безнравственно, но и глубоко преступно...В религиозной стране, какой была Россия, война могла бы вспыхнуть после издевательства над церковью и казней священников. Но она не вспыхнула. А ведь поводов было более чем достаточно. Посмотрите, какие испытания пришлось перенести русской церкви. «В церкви станицы Кореневской большевики обратили алтарь в отхожее место, пользуясь при этом священными сосудами». «В Херсонской губернии священника распяли на кресте». «Архиепископа Пермского Андроника пытали – вырезали щеки, выкололи глаза, обрезали нос и уши. Потом бросили в реку». А теперь строки из книги Игоря Бунича «Золото партии» («Облик», «Зенит», СПб., 1999): «То, что у Ленина не хватило духу довести прекрасно задуманную операцию «Голод» до конца (умерло от голода «всего» 6 миллионов человек), ещё раз подтвердило мрачные опасения его сообщников, что Ильич как вождь мирового пролетариата больше не годится.

Каково же было удивление всех сообщников и врагов – и справа и слева, когда Ленин снова блеснул своим неувядаемым гением. Видя полное бездействие «советского правительства» в борьбе с эпидемией голода, не выдержала Русская Православная церковь, возглавляемая патриархом Тихоном…Ленин с первого дня начал открытую атаку на православную церковь, издав ряд декретов о лишении церкви статуса «государственной», о конфискации церковных и монастырских земель, о запрещении церкви какой-либо другой деятельности кроме «отправления культа»...

Церковь пользовалась огромным авторитетом у большинства русского народа, и этот авторитет тяжелой гирей мог упасть на колеблющиеся весы противостояния в гражданской войне. За более чем 900 лет своего существования Церковь накопила несметные богатства…Церковь вела большую общественную работу, строила бесплатные больницы, приюты, богадельни, дома призрения, школы, училища и многое другое. Христианская нравственность в дореволюционной России была не простыми словами: бытовое убийство к началу XX века стало редкостью, что если оно происходило в каком-нибудь маленьком уездном городке, о нем с удивлением писали все столичные газеты…

Патриарх Тихон направил Ленину письмо, где предложил передать часть церковных ценностей для закупки хлеба в помощь голодающим…Ленин пришел в сильное возбуждение. Письмо Патриарха он воспринял как возмутительный вызов, сделанный церковью… церковь, чтобы «унизить нас, подчеркнуть своё влияние», вылезает с подобными предложениями. Она как бы нас контролирует и укоряет…Пока патриарх Тихон ожидал ответа от советского правительства на свое благородное предложение, Ленин 23 февраля 1922 г. подписал декрет «Об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих»… Работа предстояла «адова».

По стране насчитывалось около 80 тысяч христианских церквей, главным образом православных. Отряды ГПУ (так теперь называлось ВЧК) ринулись к воротам храмов и монастырей. Верующие пытались своими телами защитить драгоценные святыни. Нападавшие без каких-либо колебаний открывали огонь. С икон срывались драгоценные оклады; золотая и серебряная утварь, включая дароносицы и паникадила XV–XVII вв., литые золотые кресты времен Иоанна Грозного и первых Романовых складывались в ящики и мешки. Выковыривались драгоценные камни, срывались переплеты с Библий, конфисковались все найденные золотые и серебряные монеты. Пылали костры из древних икон, горели рукописные старославянские книги, Библии XIII–XIX веков, крушились алтари. Но это было только начало…

Ленин был в ударе. Вернулись его былая энергия и боевой задор. 19 марта 1922 г. он направляет секретное директивное письмо членам Политбюро, руководству ГПУ, Наркомата юстиции и Ревтрибунала, готовившихся к совещанию по поводу оптимизации и координации действий различных служб в выполнении Декрета об изъятии церковных ценностей: «На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам поэтому расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать. 19/III-22 г. Пред. Совнаркома В. Ульянов (Ленин)»…

Церкви были разграблены, как и приказал Ленин, «с беспощадной решительностью» и «в кратчайший срок». Расстреляно 40 тысяч священников, дьяконов и монахов, а также около 100 тысяч верующих, входивших в церковные «двадцатки» и общины.
Чистая прибыль составила два с половиной миллиарда золотых рублей (по очень скромной оценке робких историков эпохи перестройки и гласности). По мнению западных специалистов, эту цифру следовало бы увеличить раза в три. Все-таки храмов и монастырей было очень много, а существовали они в среднем лет по 300...

Советская статистика указывает, что в 1922–23 гг. хлеба за границей было закуплено на 1(один) миллион рублей – и то на семена. Что касается закупок скота и сельскохозяйственных орудий, то их не было вообще. Куда же пошли эти несметные сокровища? Ведь если бы разделили поровну, как было обещано, только эти два с половиной миллиарда, то даже разоренная Россия смогла бы быстро превратиться в нечто богатое и цветущее, вроде современных Эмиратов. Николай Бухарин, самый ничтожный и трусливый из большевистских главарей, а потому громче всех искренне восхищавшийся удалью вождя революции, с восторгом вспоминал эти героические дни:

«…мы ободрали церковь, как липку, и на ее «святые ценности» ведём свою мировую пропаганду, не дав из них ни шиша голодающим; при ГПУ мы воздвигли свою «церковь» при помощи православных попов, и уж доподлинно врата ада не одолеют её; мы заменили требуху филаретовского катехизиса любезной моему сердцу «Азбукой коммунизма», закон божий – политграмотой, посрывали с детей крестики да ладанки, вместо икон повесили «вождей» и постараемся для Пахома и «низов» открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом… Дурацкая страна!»
В мае 1922 г. патриарх Тихон был арестован вместе со всеми членами Священного Синода. 32 митрополита и архиепископа были расстреляны. Но под официальным словом «расстрел» часто скрывалось зверское изощренное убийство.

Киевский митрополит Владимир изуродован, оскоплен, застрелен и голым брошен на поругание. Петербургский митрополит Вениамин, который должен был заменить патриарха в случае его смерти, превращен в ледяной столб холодной водой на морозе, а затем утоплен. Тобольский епископ Гермоген, в свое время добровольно поехавший с царем в ссылку, был живым привязан к колесу парохода и измочален лопастями. Пермский архиепископ Андроник, знаменитый в прошлом миссионер в Японии, закопан живым в землю. Черниговский архиепископ Василий распят на кресте и сожжён»