На радость всем - престольный праздник

Борис Успенский 2
               
         В Свято-Георгиевском храме села Манаенки 6 мая сего года состоялся престольный праздник в память святого, во имя которого и был освящён этот храм. Вроде бы рядовое событие в нашей жизни, но не такое уж оно и рядовое для жителей этого села, так как слишком много связано с этим селом событий и с этим храмом. Но начнём по порядку.

          На протяжении последних лет наше государство стало уделять серьёзное внимание вопросам возрождения исконно русских духовных традиций и православной веры и в этом вопросе большое внимание оказывается в восстановлении православных храмов русской церкви. Почему восстановлению? Потому что, если храм освящается, то на этом месте навсегда остаётся ангел-хранитель, который молится  и о тех, кто его создавал и о тех, кто его возрождает. Вот и здесь в селе Манаенки началось воссоздание  заброшенного временем храма. Один из идейных вдохновителей восстановления этого храма  А.В.Лебедев говорил: «Когда мы восстанавливаем храм, мы становимся в один ряд с теми, кто его создавал. И это не виртуальное соприкосновение со своим народом и историей, а в прямом смысле физическое. Без преемственности нет будущего. Когда исчезает храм, исчезает кусочек России. К сожалению, многие сёла и деревни сейчас опустели, но храм самое главное место в селе. Строился он на века. Если храм специально не разрушали, зачастую он оставался последней постройкой в исчезнувшем селе.  Если разрушается храм, исчезает русская земля. Поэтому сохранение этих храмов – в прямом смысле, сохранение русской земли».

       На Арсеньевской земле Тульской области и сохранился такой старинный храм в селе Манаенки, о чём говорилось выше. Сейчас  Манаенки – небольшое село, в котором сохранились стены величественного Храма вмч. Георгия Победоносца. Манаенская Георгиевская церковь стала самостоятельным приходом после 1764 года. В июне 1881 года, граф, великий русский писатель Лев Толстой останавливался в селе Манаенки в ходе пешего паломничества в Оптину Пустынь. В книге Малицкого « Приходы и церкви Тульской епархии» от 1895 года читаем: « В 1881 году  в нём (селе Манаенки-прим. автора) положено было основание новому каменному храму взамен прежнего маловместительного и деревянного, притом обветшавшего. Своим устройством новый храм законченный, хотя и не вполне, в 1892 году, обязан всецело единодушному участию прихожан и ревностной деятельности местного церковно-приходского попечительства, равно ценным пожертвованиям разных лиц, во главе которых был и Великий князь Константин Константинович, благоволивший , по обозрении новой церкви 8 мая 1877 года, пожертвовать для неё массивный вызолоченный крест для водружения оного на куполе храма. Притч церкви в селе положен двухштатный: два священника, диакон и два псаломщика. Кроме того , при храме для обездоленных существовала богадельня. На содержание притча поступают проценты с капитала 400 рублей и церковная земля в количестве 43 десятин, из которых 3-усадебной. По качеству земля глинисто-песчаная».        Храм состоит из двух частей: храм Богоматери всех скорбящих Радости и Георгия Победоносца. В 1961 году его закрыли, отдав под склад, а в 1991 году храм вновь стал действовать, но оживал только по праздникам , когда приезжал батюшка совершать службу. С момента освещения храма было открыто также кладбище: до 1916 года усопших хоронили с северной стороны храма и перед алтарём.

       Манаенские старожилы вспоминают, что в прошлом веке Свято-Георгиевский храм возвышался громадой над селом, обозначая его центр. В нём отражалась вся деревенская жизнь. Далеко слышался звон колокола, возвещавшего праздники, а в лихолетье – беду. Крестины, венчания совершались, чуть ли не каждый день. Для того времени это было рядовым событием. 
    
       Однако всё это касается истории храма, а само село, откуда и когда появилось, и вот тут надо немного посмотреть назад, то есть в, но можно считать  историю, что тоже весьма интересно и поучительно. Что мы узнали: время образования села неизвестно, но ХVвеке оно уже существовало. В дореволюционных документах название села писалось через «о»-Монаенки. В книге Малицкого о нём записано: « Село Монаенки лежит при большой Белёвско-Чернской дороге, в сырой и болотистой местности при речке Истице, среди лета пересыхающей, под большим Белёвским лесом и в селе церковь Великого Страстотерпца Христова Егорья деревянна клетцки. Расстоянием от Тулы за 100 вёрст и от уездного Белёва в 22 верстах. В состав прихода, кроме села Монаенок , входят селения Кудеяровка и КУдеяровские выселки. Общее население прихода простирается до 1876 душ муж пола и 2015 жен пола. Занятие жителей: земледелие и кустарный промысел, добывание и обработка лык».

        Некогда село Манаенки было огромным и богатым. В Манаенскую волость входило 9 хуторов, 11 посёлков 9 слобод. Древнюю историю села можно разделить на этапы: до 1525 года Манаенки – вотчина белёвских удельных князей; 1525-1764 годы – вотчина белёвского Спасо-Преображенского монастыря, с 1764 года и вплоть до революции- Манаенки перешли в разряд государевых. «Что касается наименования села Монаенки, то есть попытка произвести это название от греч. «монос»-один и слова «инок», но едва ли это филологическое объяснение удовлетворительное, хотя в пользу его и служит подчиненность Монаенок, как иноческой вотчине Белёвскому монастырю».

       Так когда же основаны Манаенки? Народное предание прочно связывает возникновение села с событиями предшествующими Куликовской битве. Согласно легенде на перепутье между сёлами Кузьмёнки и Манаенки в нескольких метрах от дороги, недалеко от леса, стояло небольшое село Коровёнка. Территория в этот период принадлежала великому княжесту Литовскому, которым управлял в то время князь Ягайло. В 1380 году войска литовского князя спешили на помощь ордынскому хану Мамаю. Одоевские жители на несколько дней задержали его войска, не дав возможности переправиться через реку Упа. На обратном пути Ягайло разозлившись,  разгромил и сжёг дотла село Коровёнку. Говорят, в живых остались всего-то два брата – Мануил и Косьма. Чудом уцелевшие братья решили поселиться в глуби лесов. Косьма пошёл на юг и остановился у крупного водяного источника, построил дома, заложил новое село Кузьмёнки, а Мануил ушёл на север и основал новое село Манаенки. Расширению и процветанию этого села, конечно, в немалой степени способствовало его расположение – на большой Белёвско-Чернской дороге. Это был старинный почтовый тракт, по которому ездили и ходили в Тулу, Калугу и по святым местам – в Жабынскую пустынь и Оптину.

        Не менее интересную жизнь прожили Манаенки в советское время, но наступили новые времена и вот в Манаенках силами неравнодушных прихожан началось восстановление храма и его службы на благо людей, а тут и престольный праздник.

        Престольный праздник! Вот так, оказывается, и такой праздник существует и не просто числится, а и проводится. Есть теперь на Тульской земле Муниципальное Образование Арсеньевский район. Интересная и его история, но вот на его земле есть бывшее большое село Манаенки, в котором жило когда-то несколько тысяч человек . Раз это село, то и при нём, конечно, был и храм. Когда-то этот храм был величественный, необыкновенной красоты, вместительный, сложенный из очень крепкого кирпича, что за годы советской власти не разрушился, устоял, как и в последнее время после 1991 года.  Шла там до Великой отечественной войны и после неё служба, звонили на всю округу колокола, собирая прихожан. Однако храм перестал работать, и стал из села народ разъезжаться по всей стране, и осталось на сегодняшний день старожил чуть более сотни. Была школа – закрыли, был сельский дом культуры и тот тоже закрыли, и остался величественный храм почти одиноким, да рядом с ним почти забытая огромная братская могила на более чем 6оо человек, обсаженная старыми липами с отрезанными верхушками.

         Однако в последние годы появились неравнодушные люди, которые решили восстановить храм, вернуть службу. Центральный его престол был освящён в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радости». Началась же служба в правом пределе Святого Великомученика  Георгия Победоносца. Был туда назначен священником и иерей отец Олег владыкой Алексинским и Белевским Серафимом. Величественный храм начинает понемногу оживать и на престольный праздник в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца над селом поплыл колокольный звон. На этот праздник пришло и приехало много прихожан, которые с надеждой и восхищением присутствовали на праздничном богослужении с пением на клиросе и множеством зажженных свечей в память Святого и своих родных живых и скончавшихся. После литургии, все прихожане и приезжие с большим удовольствием совершили крестный ход вокруг храма с иконами, старинной библией и хоругвями, останавливаясь и молясь по четырём сторонам здания. Многие шли буквально со слезами на глазах, отвечая на призыв батюшки «Христос Воскресе» - «Воистину воскресе» и чувствовалось в их голосах вера и в восстановление храма, без которого жить в селе стало очень трудно.

           После крестного хода священник отец Олег пригласил всех прихожан на праздничное чаепитие, а перед ним всех угощала матушка Анна глинтвейном, который приготовили прихожане и добровольные помощники. Как же были довольны люди общением, разговорами, обсуждением службы, как будто это собралась большая дружная семья и все беды, заботы остались в стороне. Люди почувствовали радость в общении с Богом и друг с другом. Вот так и прошёл в забытом селе Манаенки чудесный престольный праздник.

   Май 2017 года