Печаль Кубы

Борис Успенский 2
               
     Это было давно, когда мне, молодому тогда старшему лейтенанту ВМФ, предложили принять участие в специальной гидрографической экспедиции (СОЭ) в одной из молодых государств, ставших на путь социалистического развития. Разумеется, я тут же согласился и моя семья, пройдя всевозможные комиссии, инструктажи и прививки оказалась в Москве, куда меня вызвали в Главный Штаб ВМФ за направлением. Там, после недолгой беседы, мне объявили, что я направляюсь на «Остров Свободы», так называли тогда Республику Куба. Меня назначили старшим группы специалистов, направляемых туда же, но гражданских.

    И вот аэропорт Шереметьево-2, громадный ИЛ-62 ждал нас. Мы сели в уютные кресла и 26 ноября 1970 года в 10 часов вечера вылетели в Гавану, столицу Кубы. Прилетели мы через 18 часов, сделав посадки в Алжире и Марокко, перелетели Атлантический океан за 8 часов и приземлились в  аэропорту имени Хосе Марти в пригороде Гаваны. Было жарко, хотя мы вылетали из Москвы в метель. Нас встретили мои друзья по училищу, и старший по встрече от экспедиции. Вскоре мы очутились в прекрасной гостинице «Националь», где нам был выделен номер для семьи.

      Через сутки началась моя работа в кубинском институте, которым руководил комaнданте Роман Куэрва, надёжный друг Фиделя Кастро, как нам сказали.

      Наша задача была следующая: привязать остров к геодезической сети в системе координат Гаусса и потом на этой основе делать морские навигационные карты для нужд республики, так как карты, которые были, тогда безнадёжно устарели, так как прошло более 50-ти лет, и они не обновлялись и почти не корректировались. Задача сложная ещё и потому, что эту работу надо было сделать за два года. Прошлые карты делали 20 лет. Мне поручили руководство группой по северу острова, которая должна была сделать карты на все порты и портопункты, куда заходили суда и корабли. Мы начали работу 10 января 1971 года с порта Мариэль. Вскоре работы мы закончили в нем, и я отвёз наш материал в отдел камеральной обработки и уехал работать дальше в порт Кабаньяс. Работа была интересная.

      Где-то в середине года меня вызвали в Гавану, для участия в приёмке первой карты и это карта была на Мариэль. По этому случаю в институт и   приехал Фидель Кастро. Я его видел и раньше в Ленинграде в 1963 году, стоя в оцеплении у Московских ворот, когда он ехал из аэропорта и ленинградцы его встречали. И вот теперь вторая встреча, но уже совсем близко. Это был высокий моложавый 45-ти летний мужчина высокого роста, с бородой, очень умными глазами и не очень громким голосом. Он поздоровался с  нами и начальник экспедиции капитан 1 ранга Вартаньян Сергей Ильич чётко ему  доложил. Всё прошло хорошо, он был доволен нашей работой и пожелал успехов. К тому времени мы уже слышали его многочасовые выступления на площади имени Хосе Марти без бумажек, но эмоционально объяснял своему народу о политике и планах республики. При моих переездах на машине от порта к порту, он нам встречался на УАЗике и сам за рулём с охраной. В республике тогда шёл 12-й год революции, и она работала на развитие сахарной промышленности под лозунгом «Сахар для развития».

     Авторитет Фиделя Кастро был  очень большой, хотя республика жила очень бедно, продукты и товары были по карточкам, но они не унывали и знали прочему это происходит – шла блокада острова США. Её не бросали, и мы часто видели суда Китая, Албании, ГДР, Польши, которые везли на Кубу технику, продукты питания, топливо, а обратно везли сахар и продуты кубинской промышленности.

     Работу мы свою выполнили в срок, и предпоследним самолётом я вылетел в Москву 30 декабря 1972 года. С тех пор прошло почти 45 лет, но всё это мне запомнилось на всю жизнь. И вот теперь, когда через это время я услышал о кончине Фиделя Кастро, сердце моё сжалось от воспоминаний и о том какая печаль, слёзы, и чувства обрушились на «Остров Свободы», который, как настоящий авианосец, несёт и дальше знамя истинной свободы кубинского народа. Светлая память об этом замечательном человек всегда будет со мной. Родина или смерть!!! Таков призыв Фиделя!!!

                Б. Успенский
26 ноября 2016 года.