Царевна Лебедь

Валентина Хрипунова
Радомир хоть и был царских кровей с детства вел себя совсем не так, как полагается царевичам. Еще мальчонкой няньки да наставники сбивались с ног в поисках воспитанника, а он оказывался то на конюшне, то в кузнеце, то на постройке новых палат для многочисленной дворцовой челяди. И ведь не просто там околачивался, а старался полезным быть: гривы лошадям расчесать, стену из камней сложить, доску остругать – все интересно мальцу, а главное, получается, быстро любое дело осваивает и до наук больно хваток. Так и пришлось Царю-батюшке смирится, дозволить сыну ремеслам обучаться, но при условии, что законы управления государством и все придворные тонкости он тоже справно будет изучать.
 
Вырос Радомир статный да пригожий, в плечах широкий, лицо светлое румяное, русые кудри голову украшают, взгляд цепкий – свидетельство великого ума, но веселые искорки в глазах все же выдают добрую натуру, чуткую до чужого несчастья.
 
Вот однажды ночью, когда солнце еще и не думало просыпаться, отправился юноша на Круглое озеро порыбачить. Пришел, устроился над самой водой на стволе поваленной ивы, закинул удочку и затих. Сидит тишину предрассветную слушает, любуется природой. Гладкая поверхность озера, как зеркало сверкает отраженными звездами, окруженная оправой из камышей и плакучих ив. Вся природа замерла. В предрассветный час дымка тумана поднялась над водой. Красота. Умиротворение. Прилетела лебедушка. Всколыхнула воду крыльями. Стала плавать, шею выгибать, голову в воду окунать. Затаился Радомир, любуется боится спугнуть ненароком птицу нежную грациозную.
 
Чудо чудное! Только солнышко небо начало розовым подкрашивать, расплылись от лебедушки перья по озеру – обратилась она девой красоты неписанной: стройная, гибкая, кожа белая, как фарфор, волосы длинные словно лен, глаза большие синие, как небо в озере отраженное. Вышла девушка на окутанный туманом противоположный берег. Закружилась в дивном танце под одной ей слышимую музыку. Что это? Сон? Видение? Юноша глазам не верит. Но перышки по всему озеру расплываются. Наклонился он тихонечко, подхватил три перышка и спрятал за пазуху.
 
Первые лучи по небу разбежались. Стали звезды гаснуть. Подошла дева-лебедь к краю озера, осмотрела узор белоснежный на водной глади, подхватила перышко и словно кружевное покрывало с воды сдернула - все перышки, как невидимыми нитками сплетенные потянулись друг за другом. Окутало ее пуховое облако, и обернулась она снова лебедушкой, взмахнула крыльями и улетела на север.
 
С тех пор, как увидел Радомир чудо на озере, потерял он покой. Запала в душу краса ненаглядная, во снах является, в небе среди облаков мерещится. Стал царевич у отца в дальние края просится:
- Отпусти Царь-батюшка. Хоть на краю света отыщу я свою лебедушку. Нет мне без нее в жизни радости. – Смирился отец, надел на сына цепочку с царским отличием и благословил перед дальней дорогой. Собрал юноша в заплечный мешок сменную рубашку, хлеба каравай, сыра и отправился в северную сторону.
 
Долго ли коротко шел молодец, только понял, что попал в чужие края. Здесь огромные озера соединялись протоками и речушками, по берегам росли дремучие хвойные леса, дома в приозерных деревеньках возвышались над землей на толстых столбах. Жители в основном промышляли рыболовством да охотой на пушного зверя. Пришел Радомир в Белый город – столицу озерного царства. Частокол вокруг города и все дома в нем, и даже мостовые были срублены из лиственницы, которая к воде стойкая и с годами не темнеет, от того и название города – Белый. На главной площади ярмарка развернулась. Народ у балаганов толпиться, на лотках товар смотрит, торгуется. Прошел Радомир по рядам, увидал у одного прилавка женщины толпятся – кружево белоснежное рассматривают. Восхищаются. Торгуются. Кому платье подвенечное украсить, а кому хоть на косыночку в храме в воскресный день голову покрыть. Как увидел он узоры шелком сотканные, да по краям лебяжьим пухом отороченные, вспомнил перышки на темной глади Круглого озера, защемило сердце радостным предвкушением:
- Женщины милые, откуда кружева такие дивные?
- Это наша царевна Лада со всего царства девочек-сирот собирает, кормит, одевает, сама их кружева плести обучает, сама узоры придумывает, сама станки поправляет. По всему миру купцы кружевами торгуют. Доход на приданное мастерицам идет. Вырастают девочки, хорошие женихи за них сватаются. Да и сама царевна у нас красавица, словно белая лебедушка нежная. Многие к ней сватались, только она пока никому согласия не дала.
 
Поблагодарил женщин Радомир, пошел на царский двор. Там на высоком дворцовом крыльце увидал он царя, а рядом с ним царевну Ладу, узнал в ней сердцу милую лебедушку. Платье на ней голубое речным жемчугом расшитое, волосы в косу заплетенные венцом на голове уложены и крупными жемчужинами украшены. Стоит она народу улыбается, никакого высокомерия в ней нет. А на дворе народу много собралось, и местные жители, и гости иноземные. Оказалось, что очередная делегация женихов с разных государств прибыла к царевне свататься, а среди них и Князь молодой с Южных гор, и Королевич, изнеженный из Западного королевства, и сын восточного шейха, и купцы разных держав. Присоединился к ним и наш герой. Царь Гордей, сурово хмуря брови, объявил для всех испытания, чтоб выбрать достойнейшего.
 
Первым заданием назначили приручить коней вороных для царской упряжки, уздечку на них надеть. А кони те не простые: ростом чуть ли не в два раза больше обычных, сами черные, гривы шелковые, копыта серебряные, нрав дикий горячий, не каждый осмелится подойти. Вышел первым князь, с детства в седле, к коням подход знает, ловко управляется, обуздал одного коня. Обнадеженный его успехом пошел Королевич в загон. Камзол у него золотом расшит, руки белые в перстнях драгоценных, а тело полное не тренированное. Увидел Королевич, как конь копытом бьет, пыль столбом поднимает, шею дугой гнет, из ноздрей пар пускает, растерялся, встал столбом, от страха шелохнуться не может. Конь на него поскакал, а тот не с места. Зато Радомир не растерялся, перепрыгнул через ограду, рванул на перерез коню, крепко ухватил за гриву и вскочил ему на спину. Животное то на дыбы встает, то головой к земле пригибается – хочет всадника скинуть. Юноша крепко держится к самой шее прижимается, на ухо шепчет заветные слова, которым его еще в детстве старый конюх обучил. Стал конь успокаиваться, присмирел, на ласку отозвался, дал уздечку на себя надеть. Так Радомир первое испытание прошел, и Лада не него посмотрела с интересом, выделила среди других претендентов, ведь не каждый за жизнь соперника собой рисковать будет.
 
В качестве второго испытания нужно было организовать ватагу уличных мальчишек. Кандидаты в мужья вели себя по-разному, кто кричал и угрожал ребятам, кто заманивал сладостями, кто уговаривал, но никто не мог надолго удержать детей возле себя. Радомира и тут выручили знания и навыки, полученные в детстве. Он не стал созывать мальчиков, а сел на берегу озера, взял небольшое полешко и стал его стругать. Подошел один ребенок, спросил:
- Что ты делаешь?
- Кораблик!
- А как? Меня научишь?
- Конечно. Бери вон ту палочку, будешь мачту делать.
Юноша показал мальчику, как ножиком остругать палочку и стал рассказывать о кораблях и верфях, на которых строят настоящие большие корабли, и о том, как потом суда спускают на воду. Постепенно все мальчишки собрались вокруг них. Радомир помог каждому ребенку выстругать свою собственную маленькую лодочку. Потом они все вместе вырыли в прибрежном песке маленький канал и спустили флотилию на воду. Мальчишки были веселы, довольны, они гордились новым знанием и смотрели на своего старшего товарища с благодарностью и готовы были выполнить любое его поручение.
 
Царевна внимательно наблюдала за каждым претендентом на ее руку. Русоволосый широкоплечий юноша нравился ей все больше, были в нем и внутренне благородство и доблесть и доброта. Захотелось девушке, чтоб именно он прошел последнее испытание – самое сложное, которое до этого никто пройти не смог.
- Все, кто надеется женой меня назвать, приходите в предрассветный час на озеро, кто меня первый найдет и узнать сможет, за того и замуж выйду. – объявила Лада и скрылась во дворце.
 
Собрались женихи ночью у озера. Ждут. Как только небо стало розоветь прилетели и сели на воду стая лебедушек, плавают, крыльями хлопают. Мужчины недовольные по кустам лазают по сторонам смотрят. Нет нигде царевны. Обманула всех. А Радомир на лебедей смотрит: «Как отличить которая из них дева юная? Все белые. Все грациозные.»  Долго смотрел. Одна птица взгляд притягивает и на сердце теплей становится, и на груди у нее перышки словно разворошил кто или не хватает. Поманил к себе лебедя, надел ей на шею цепочку, что батюшка дал, показал перышки, что на Круглом озере подобрал, сказал слова ласковые:
- Царевна-лебедушка, Лада милая, будь моей суженой.
Обернулась лебедушка девицей, поклонилась юноше, повела во дворец к царю:
- Вот мой суженый. Благослови нас, батюшка.
Сыграли они свадьбу веселую и стали жить рука об руку долго и счастливо.



Рисунок автора (пастель)