Мои встречи с цыганами

Любовь Мехтиева
     Цыгане - народ очень своеобразный. Хотя я всегда относилась к ним с некоторой насторожённостью, однако не раз убеждалась: есть среди них обладающие тайным знанием.  Те, кто буквально "читает" по лицу судьбу. Об этих случаях и других хочу рассказать. Но всё по порядку.

     Первый раз цыган я увидела в раннем детстве. Ещё до запрета кочевать они приезжали в наш Котлас и располагались табором у самой реки. Мы как раз жили в том районе, потому видели цыган очень близко.
    
     Живописное это зрелище - настоящий цыганский табор с разноцветными шатрами, между которыми хлопочут гибкие с тонкой талией молодые цыганки, зачастую обвешанные младенцами, а дети постарше бегают просто голышом. Женщины в ярких юбках и коротких кофточках, с обвязанными вокруг бёдер шалями, очень отличались от наших русских женщин. И смуглотой кожи, и распущенными тёмными волосами, и какой-то особенной повадкой. Всё это вызывало такой интерес у нас, что не хотелось уходить от табора. Хотя меня мама не пускала к табору. Я ведь была черноглазой и смуглой, в папу. Вот и боялись, что примут меня там за свою и уведут.

     Наши женщины часто ходили в табор погадать, узнать судьбу, и моя мама тоже. Она брала с собой хлеб, сахар, другое что-то. Цыгане принимали всё с теплотой. Так было два раза, когда табор приезжал. А потом цыганам запретили кочевать и больше я уже никогда  не видела настоящего табора с настоящими цыганами. Но в жизни с отдельными из цыган встречаться мне довелось.

     ФАТИМА

     Фатима была моей ровесницей. Её мать, крупную, дородную пожилую цыганку, в городе знали,считали её честной, среди горожан она пользовалась уважением, даже гадать к ней ходили, хотя она и работала. А Фатима была младшей её дочерью.

     Моя мама, будучи старшим бухгалтером в ДОСААФ, ради этой пожилой цыганки устроила Фатиму кассиром на лодочную станцию. И мы, в наши 16 лет любили брать лодки на прокат, потому я летом в хорошую погоду каждый день бывали на пляже, заходили с подругами в кассу поболтать с Фатимой., там болтали мы с Фатимой. Фатима была красивой, только её красота казалась какой-то чужой, непонятной. Вообще она больше походила на мулатку - короткие курчавые волосы вокруг головы, круглые глаза, иссиня смуглые губы, да и всё её тело было куда смуглей даже самых загорелых из нас. Сквозь эту смуглоту будто просвечивала синева. Вот такой была Фатима.

     Поработала она кассиром около месяца, а, может, и меньше, набрала денег из кассы и пропала. Ни денег, ни Фатимы. Мама, конечно, пошла к той пожилой цыганке искать беглую кассиршу. Оказалось - Фатима уехала в неизвестном направлении. Её мать пообещала вернуть деньги.

     А потом Фатима появилась. И старая цыганка пришла к моей маме просить для неё зарплату, мол, работала - надо заплатить. Мама ей объясняет: какая зарплата, когда она даже выручку не сдала? Но цыганка убеждает - а ты дай зарплату ей, вот она и сдаст выручку. Мама говорит - той зарплаты не хватит, чтобы выручку погасить. Но цыганка так уж убеждала маму, так запутывала её, как они это умеют. Мама потом рассказывала мне всё это со смехом. А ведь мама в бухгалтерии очень чётко разбирается, ни одна копейка не потеряется, всё в баланс впишется. Аргументы, приводимые цыганкой её очень рассмешили. Долго они так разбирались, конечно же, зарплату Фатиме мама не дала - не имела на то права. Народ на севере по большей части очень честный, своё отдадут скорее, чем казённого возьмут.

     Фатима скоро снова пропала и надолго. Когда мне было уже тридцать лет, я случайно увидела очень красивую молодую цыганку у вокзала, у неё было четверо детей. Обычно мы наших цыган уже запоминаем. Присмотрелась я - а это Фатима! Только очень изменилась она, что и не узнать. Черты лица стали тоньше, изящней, будто точёные. Талия очень тонкая - такой даже в прошлые 16 лет у неё не было. И четверо родов никак не повлияли. Она стала похожа на статуэтку, египтянку какую-то. Окликнула я её, и она меня узнала. Спросила, не хочу ли погадать. Я хотела. Был у меня как раз в жизни сложный период, собиралась уезжать. Фатима не стала сама гадать, а позвала другую - та лучше умеет. Ну и нагадала другая мне дальнюю дорогу. В этой истории ничего особенного.

     Здесь кстати будет сразу вспомнить несколько случаев гадания, точнее - предсказания. Вот один из них.


     НЕОЖИДАННЫЕ ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНИЦЫ
     В 1988 году мой папа заболел. А как это случилось, приснились мне моя покойная мама, бабушка и сестра. Появились все трое прямо передо мной и мама говорит: Люба, папа сейчас заболел, но скоро поправится и переедет к нам". Проснувшись, я поняла: папа должен умереть. И собралась ехать в Котлас. Жила  уже в Крыму и ещё троих детей родить успела. Младшей не было и двух тогда.

     Не буду описывать, как прожили мы эти пол-года, перейду сразу к теме. За три месяца до его смерти я уже во второй раз приехала к нему. Он болел, мало ел, попросил помидоров. Уже август, помидоры продавались на рынке. Пошла я на рынок, стала выбирать помидоры и заметила, что какая-то женщина поодаль пристально так смотрит на меня. Удивилась я, может, знакомая какая... да нет, незнакомая. К тому же одета по-цыгански, хоть сама и светловолосая. Ешё раз глянула я в её сторону и опять за помидоры. А она подошла ко мне и говорит серьёзно:  "Скоро горе большое будет у тебя. Но ты его переживёшь!"
     - Да, - отвечаю, - у меня отец болен! А вы откуда знаете?
     - На твоём лице написано, - ответила.

     Я ещё больше удивилась, что она ни денег не просит, ничего не пытается добавить. Только я всё же переспросила, почему она непохожа на цыганку.
     - А я и не цыганка. Я с ними живу. Там за рекой.

     Конечно, я ещё поинтересовалась, как она может предсказывать, если не цыганка. Ответила, что обучили. Вот какая у них школа!


     Другой случай.
     Тоже на рынке. Мне было уже за сорок. Пошла я на рынок, а там за одним из прилавков сидит похожая на цыганку женщина и ни с того, ни с сего говорит мне: Счастье тебя ожидает! И снова ни денег, ничего другого, только посулила СЧАСТЬЕ!
     И действительно, очень скоро я устроилась на хорошую работу в госструктуру да и в личной жизни как-то засветило счастье...


     Случай третий.
     Уже в 2015 году в июне я пошла на рынок купить больному сыну гранату. Прохожу между рядов, а там цыганка сидит.(ну а где ещё больше встретишься с цыганками, как не на рынке?) Просто так сидит, даже не торгует. Очень пожилая. Прохожу я мимо её, а она, глянув на меня как-то внимательно, вдруг сказала: "Здоровья тебе. милая!" . Обернулась я, переспросила - что-что? Она повторила - Здоровья тебе! И глаза у неё такие добрые были в этот момент. Долго я думала, к чему это она мне сказала... Через три месяца секрет и открылся. Сын умер, а она тогда просто по лицу прочитала грядущее и душой посочувствовала мне, пожалела, думаю. Сама, наверняка, ведь мать! Говорят - цыганки деньги вымогают... согласна: таких много. Но, оказывается, есть и другие. Про которых только что я рассказала.


     ЦЫГАНСКИЙ БАРОН
    
     Нет, я не встречалась ни с каким цыганским бароном. Просто так получилось, что мой муж "оказался им"!
      
     В двухтысячных мой муж уже не ходил, он сидел в кровати, но активно занимался всем, чем мог. В том числе и посредником на телефоне - давал разные коммерческие объявления, принимал заявки на услуги, в общем, не ваньку валял.
Как-то пришли к нам заказчики - муж всех принимал на дому, оттого дома не было ни тишины, ни покоя,ни порядка! Но это отдельная тема. Вот приходят к нему трое мужчин. Один остался в коридоре квартиры, присел на стул, а двое прошли в кабинет мужа. Едва вошли, как остолбенели! Это они мужа моего увидали.
     Тут я могу сразу сказать: колоритная внешность была у него - лицо крупное, черты лица величественные, весь вид благородный такой, важный. И хотя он не был брюнетом, просто русый, а глаза серо-зелёные, но отчего-то эти двое приняли его за цыгана, да не простого цыгана, а цыганского барона! Так и сказали. Тут и выяснилось, что сами-то они городские цыгане.
    
     Один из двух что-то на цыганском сказал второму, и тот вышел. Вскоре вернулся с бутылкой коньяка, сосисками, батоном. Попросили меня принести посуду. Выпили и долго говорили. Как наговорились, ушли, обещав  накрыть "поляну". Это у них такой слоган, мол, сегодня "поставили на стол", но завтра "накроем поляну".
     После этого муж конечно мне всё обстоятельно рассказал. С их слов, таких, как он, бывает в каждом городе не более одного. Они увидали и тут же зауважали моего мужа. Потому и угостили. А на следующий день они всё же пришли, даже продуктов целую сумку притащили, пришлось мне и салаты делать, хороший обед получился, я была очень рада, что детей накормила, потому что мы в те годы еле выживали.

     Обратила я внимание на то, что у одного из них, кто в первый раз оставался в коридоре, глаза печальные. Не просто грустные, а такие печальные глаза, в которых глубокая, непроходящая скорбь! Никогда глаза такие не смеются, они в любом состоянии остаются одинаково печальными. Спрашиваю мужа: отчего у этого цыгана такие глаза? Он ответил так: "Знаешь, Люба, цыгане живут на грани между законом и беззаконием. Они  не работают сами по себе, а зарабатывают и наркоторговлей,бывает, и чем только можно. Там были какие-то разборки между группировками и, по всей видимости, этому цыгану пришлось увидеть нечто страшное, после чего он уже никогда не смог радоваться жизни"
Возможно, детали муж от меня утаил, а в общем-то, сказал правду!

     И вот "изюминка" на торте, только наоборот. Спросили они у мужа, нет ли у него хорошего мастера по телевизорам. А у нас был приятель, подполковник, правда уже на пенсии, хоть лет ему всего-то 46 тогда было, да военные рано выходят на пенсию. Этот приятель подрабатывал как раз ремонтом всякой аппаратуры. Его и направил мой муж по цыганскому адресу.

     Приезжает Володя к ним на выселки куда-то, с собой сумку с инструментом всегда берёт с собой. Стал телевизор разбирать, покопался и починил. Давай собирать инструмент - а сумки и нет! Где сумка? Никто не знает. Только крутился хозяйский цыганёнок поблизости. Крикнул его отец, подбежал пацан, отнекивается - нет, мол, не брал. Поискали для виду сумку, да так и не нашли. Пришлось Володе в пакет складывать свой инструмент! Да и денег не заплатили. Пообещали позже. Наверное, после дождика в четверг!

     Вот они какие - цыгане! Удивительный народ. Мужа моего приняли за цыганского барона и всячески уважили. А кто не барон, да и вообще не цыган, того и обмануть не грех. Даже почёт!