Залётные гости

Лилия Анна
                Часть третья. Из цикла "Крестный путь Донбасса"
                Начало: http://www.proza.ru/2018/01/14/1260
                Продолжение: http://www.proza.ru/2018/01/14/1295

Работая в огороде на окраине города, Юля наблюдала такие всполохи, слышала такую канонаду, что ей казалось, что от города-то уже ничего не осталось... Она не знала, вернётся ли муж с работы, доживут ли они до утра… Каждый день, каждый миг мог стать последним!

У отца в доме тоже нужно было заклеить окна крест-накрест. Юля помыла их, и стоя на табуретке стала раскручивать рулон ленты. Отец, смотревший телевизор вдруг прикрикнул на неё: «Не делай мне войну!» Она даже вздрогнула от неожиданности: «Папа, что ты? Разве я её делаю? Она и так уже вовсю идёт!» Ей показалось, что отец не совсем понимал происходящее.  После смерти мамы он жил один. Юля каждый день приходила к нему утром, занималась домашним хозяйством, работала в огороде, а вечером, накормив отца, уходила домой, благо жила недалеко – в получасе ходьбы. Он не хотел переезжать к ним в квартиру, из-за тяжёлого заболевания – стеснялся, поэтому Юле надо было приготовить ему убежище в подвале.

Она спустила в подвал несколько шлакоблоков, старую дверь, и сделала из них что-то вроде настила. Постелила сверху ватное одеяло, поставила рядом большую кастрюлю, в которую сложила бутылку с водой, пакет с сухарями, свечи и спички. Накрыла крышку сверху кирпичом от мышей. «Сыро здесь, конечно, и одеяло промокнет, надо бы его полиэтиленом обернуть», – подумала Юля, и уже собралась было выбраться из подвала, но тут, поднимаясь по высоким, тёсанным из камня старинным ступенькам, она поняла, что отец не сможет спуститься в подвал, и тем более выбраться отсюда. Он и в доме-то еле-еле до туалета доходит, а тут – такое путешествие! Она опустилась на ступеньки и заплакала, завыла, заскулила от страха, горя и безысходности, накопившейся за эти дни. Никто не слышал её плача, только сороконожки шарахнулись в разные стороны, да эхо застряло в вентиляционных отдушниках.

Вернувшись в дом, Юлия, стоя у плиты, готовила отцу еду.  У окна бурчал телевизор. Отец никогда не выключал его: «Так дремается лучше», – говорил он. Вдруг резко залаяла их собака, потом взвизгнула. Юля выглянула в окно, узнать, что случилось… Случилось! В дом уже ввалились три мужика с автоматами. Резко запахло соляркой, пОтом, мочой и… смертью! Именно, смертью пахнуло от красноречивых шевронов солдат: «Айдар». В душе всё оборвалось, конечности онемели от ужаса – наслышаны были уже в Донбассе об их зверствах. Их дом не первый на улице и, если уже к кому-то заходили, то были в курсе, что её сын воюет в ополчении. Страшно не умереть – эти мучать будут…

«Гроши, цацки є? Швидко!» – услышала она гортанный суржик. Женщина посмотрела на отца. Тот резко поднялся со стула, но не удержался без палки, пошатнулся и упал. Она бросилась его поднимать. Боец помоложе тоже дернулся было помочь, но тот, что постарше преградил ему дорогу стволом АК. «Швидко!» – повторил он. Она, в бессилии севшая на пол, рядом со своим стариком молча кивнула на сумку. Солдат выпотрошил на стол её содержимое, взял из кошелька две сотни гривен – больше не было, швырнул в лицо хозяевам мелочь. «Золото?» Она указала на отца: «Вот моё золото!» Вожак ухмыльнулся, обвёл глазами убогую обстановку, сплюнул на пол и, развернувшись, направился к выходу, остальные за ним.

Целую вечность, казалось, Юлия не могла пошевелится, слышала, как лает соседская собака и прикладом стучат по воротам. Она знала, что соседей не было дома, значит скоро уйдут. Дождавшись тишины, вышла на улицу, закрыла ворота на нижний ночной засов, погладила пристыженную собаку, что пыталась лизнуть ей руку и вернулась в дом. Отец с любопытством смотрел на неё. «Что улыбаешься? Смешно тебе?» – спросила она. «Да нет, просто видела бы ты себя со стороны – страшный взгляд без радужки. Одни огромные чёрные, полные ненависти зрачки! Тебе бы автомат – положила бы их тут». Она смотрела на него – немощного, потрёпанного жизнью старика, падение которого спасло им обоим жизнь и тоже улыбалась.

А этот визит был, как оказалось, случайным – залётные были гости! Назавтра недалеко от их дома был установлен блокпост ополчения, все второстепенные дороги перекрыты железобетонными столбами или блоками. И люди стали чувствовать себя более-менее безопасно в своём городе. Если не считать постоянных артобстрелов… И это было только начало крестного пути Донбасса!