Финансовая грамотность

Арнольд Спиро
Напряженный день в декабре выдался у пенсионера Филиппа Захаровича Рыжкина. Во–первых, надо было решить проблему с радиоточкой на кухне, которая исправно вещала почти круглосуточно  и требовала оплату в 94 рубля 43 копейки ежемесячно. Во вторых, аналогичная задача стояла с   телевизионной антенной, которая также готова была работать  почти круглосуточно, но уже за несколько большую месячную плату.
 Стоимость эксплуатации ТВ в существенной степени зависела от поставщика телевизионного сигнала, которого называли красивым иностранным словом "провайдер". Провайдера надо было выбрать самостоятельно. В Москве их развелось так много, что голова Филиппа Захаровича   шла кругом.
Спасал его шестиклассник Василий из 43-ей квартиры, расположенной этажом выше, который был его постоянным консультантом по телевизионным и компьютерным вопросам. Без Василия ни одной приличной передачи Рыжкин  не смог бы посмотреть на своём сверхтонком почти японском телевизоре, выпущенном в Китае по корейской лицензии.
Васька регулярно инспектировал качество передач на всех каналах, ругался как настоящий телевизионный мастер и обращался к Филиппу Захаровичу со словами:
–Нет, вы только посмотрите, берут за антенну такие деньги, а по всем каналам одно и то же крутят. Что за страна такая? Ни одного альтернативного канала.
– Вася, не рано ли ты страну критикуешь? Ты в шестом классе, а у тебя уже претензии к стране.
– Захарыч, это в ваше время критиковать страну, было не принято, а у нас сейчас другой подход: чем больше критикуешь, тем сильней она будет, больше исправят недостатков. Сейчас коммерциализация  в цене.
– Чего– то я такого в моей родной стране не наблюдаю. Палец о палец не ударят, чтобы разбогатеть.
– А в нашем классе не так. Вот у нас кружок любителей биржевой торговли организовали. Классная руководительница велела от родителей справки принести с указанием максимальной суммы, которую разрешено ежедневно потратить на биржевые сделки.
– Василий, что – то не вяжется: играть на деньги, по–моему, вообще запрещено. А  на бирже запрещено играть несовершеннолетним.
– А мы и не играем. У нас и денег нет, мы в школу ходим с родительскими дебетовыми карточками ВИЗА или МАЭСТРО. В крайнем случае, МИР. Играет наша учительница по физике Элла Эдуардовна, у ней компьютер через брокерскую фирму соединён с Московской биржей, а вообще-то через брокерскую фирму она может работать на почти всех мировых биржах: американских, европейских или азиатских. Утром мы ей карточки сдаём, а после последнего урока она нам возвращает карточки, но уже без денег.
– А деньги где?
– А деньги она на свой счет переводит.
– Так это обман в чистом виде!
– Захарыч, вы не поняли, – пояснил школьник. – На бирже она как бы играет от нашего имени. Каждый ученик нашего класса знает, сколько рублей он кредитовал Элле Эдуардовне. А процент кредита у нас один для всех учеников и равен он ставке Центрального банка РФ. Значит, каждый ученик знает, какую сумму должна Элла Эдуардовна ему, если захочет закрыть у ней свой счёт.
– И вся ваша выгода в получении процента Центрального банка РФ на вложенную сумму?
– Филипп Захарович, вы опять не поняли. Зачем  Элла Эдуардовна берёт наши деньги?
–Естественно для игры на бирже, – быстро ответил Захарыч.
–Правильно. Значит, если она хорошо играет, то наша общая сумма растёт, и мы все богатеем.
–А если она плохо играет? – успел вставить Захарыч
–То весь класс наш нищает и, в конце концов, может обанкротиться. Конечно, наше благополучие во многом зависит от профессионализма Эллы Эдуардовны.Отсюда делаем два вывода. Какая экономика не будет – цифровая или не цифровая, то есть аналоговая, нужны профессионалы. И ещё нужен начальный капитал. Без наших денег Элла Эдуардовна ни на какой бирже играть не сможет.
– А что надо, чтобы начальный капитал рос непрерывно, – поинтересовался Филипп Захарович.
– Очень просто, – не задумываясь,  ответил Вася, – надо дёшево покупать на бирже акции в один момент времени и дорого продавать их в другой момент времени.
– Так просто.
– Да, просто, но только не знаешь, когда наступят эти моменты. Через день, неделю или год.               
–А почему дебетовые  карточки?
 –А потому, чтобы истратить только ту сумму, которая указана на карточке. Если принесёшь кредитовую карточку, то банк, где открыта карточка, при нулевой сумме на ней тут же, по–тихому, откроет тебе кредит и одновременно начнёт насчитывать процент на эту сумму, которая каждый день будет расти, пока не вернёшь кредит с процентами.  Вам это надо?
– Нет, – ответил Филипп Захарович.
 "Всё–таки хорошо, что молодое поколение приобретает финансовую грамотность намного раньше, чем наше поколение", – подумал он и произнёс:
– Василий, помнишь, у Некрасова Н.А.:
                "Однажды в студёную, зимнюю пору
                Я из лесу вышел,был сильный мороз".   
 Там мальчик, которому было шесть лет от роду,уже трудился. Дровишки заготавливал  на зиму.Рановато работать начинали в то время. Василий помолчал и спросил:
– А Некрасов Н.А.– это кто? 

13.01.2018