Два раза в год показывай свой рот зубному врачу

Рита Форд
В недавнем прошлом впервые в Соединённых Штатах я занималась лечением зубов. Для меня лечение зубов всегда больно и неприятно, как и для подавляющего большинства людей, но после прибытия в Америку ещё к тому же оказалось и о-о-о-чень дорогим мероприятием потому, что у меня на тот момент, когда мне пришлось впервые обратиться к американскому дантисту, не было медицинской страховки. Заоблачные цены на лекарства и медицинские услуги в Америке – это вообще очень весомый минус касательно проживания в США, особенно, понятное дело, для людей, не обладающих медицинской страховкой. А такие люди в силу разных причин в Соединённых Штатах имеются, причём немалое количество.

Сейчас для меня походы к дантисту без медицинской страховки остались, к счастью, в прошлом. Я это с горем пополам в прошлом пережила и теперь я знаю, что походы к дантистам человеку без медицинской страховки в моей новой стране проживания – это события из разряда далеко неординарных и которые из-за шокирующей дороговизны услуг сродни некоему бедствию для семейного бюджета.
 
Однако, как я успела уяснить к сегодняшнему дню, в обслуживании дантистами своих пациентов в России и в США, на мой взгляд, вообще довольно большая разница. Я имею в виду разница по многим параметрам, не только в ценах за услуги. Впрочем, это касается всего спектра медицинских услуг, а не только по части стоматологии.
 
К счастью, на сегодняшний день я являюсь обладательницей одной из разновидностей медицинских страховок, называемой Medicaid и предназначенной для малоимущих в США людей.  Появление Medicaid я лично воспринимаю так, что государство решило взять хлопоты по лечению малоимущих людей на себя. Возможно, посчитали, что малоимущих не так уж и много в стране, поэтому решили обеспечить их лечение за счёт государства. Я в связи с приобретение Medicaid наконец-то глубоко-глубоко вздохнула, ведь почти всё из области медицинских услуг для меня теперь обходится совершенно бесплатно. Мало того, на днях я выяснила, что опять же, как малоимущей гражданке, обладающей Medicaid, мне полагается, если можно так выразиться, «сопутствующий товар» в виде абсолютно бесплатного смартфона с пожизненным бесплатным сервисом: мало ли мне понадобится позвонить куда-либо, обратившись за помощью по поводу своего здоровья. Конечно, можно звонить куда-угодно, но идея этой государственной программы, как я поняла, была именно такова: у малоимущего человека должна непременно быть возможность позвонить когда-угодно и где-угодно в службы, связанные с оказанием медицинских услуг.
 
Если вдруг у тебя случилась внезапная зубная боль, то здесь в Соединённых Штатах всё равно нужно сначала позвонить и обговорить дату и время приёма, даже если у тебя присутствует острая зубная боль. Не факт, что тебе назначат приём тут же без промедлений. Скорей всего, всё же тебе пойдут на встречу, но железное правило о приёме больных с острой болью в первую очередь мне нигде не встречалось. В Санкт-Петербурге, помню, я сразу мчалась к дантисту, получала номерок в районной поликлинике по отдельной очереди для пациентов «с острой болью» и после этого тут же шла на лечение. Я пишу о том, как было раньше в Санкт-Петербурге более десяти лет назад в мою бытность там.
 
У меня не было острой боли, у меня обломился зуб, из-за чего мне стало ясно, что пора отправиться к американскому дантисту на приём и узнать в деталях «почём тут фунт лиха». И ещё один зуб, по моим понятиям, явно нуждался в пломбировании.

Итак, настало время явиться мне в назначенное время к дантисту. Здесь так принято, что и дети, и взрослые  ходят лечить зубы в одну клинику. Я была удивлена также тем, что здесь и лечением, и протезированием зубов занимается один и тот же врач. Когда я пишу «здесь», то это значит, я пишу о том месте, где живу именно я. Я не могу знать про всю остальную Америку. И цены на услуги дантистов, которые я озвучиваю в данном повествовании - это цены, характерные для моих краёв, они могут отличаться от цен в других местах страны.  Когда я пишу о Санкт-Петербурге, то это значит, что я пишу о Санкт-Петербурге, каким я его помню до того момента, как я покинула его более десяти лет назад. Может вполне так статься, что в Санкт-Петербурге сейчас всё обстоит не так, но я про это ничего не знаю.

В первый визит к дантисту мне задали навскидку 30-40 самых разнообразных вопросов, мои ответы на эти вопросы зафиксировали. Помню один из тех многочисленных вопросов очень хорошо. Он был о том, сколько чашек кофе я выпиваю за день. До сих пор у меня, признаться, нет ни одной даже отдалённой мысли о том, как это может быть связано с состоянием моих зубов.

Никогда раньше в России мне не меряли кровяное давление в кабинете у дантиста. Здесь это было проделано.

Вообще, во время всего длительного по времени периода лечения зубов очень часто по поводу стоматологического сервиса в Америке в моей голове мелькало «Ну и ну!» и «Вот это да!»

Я жутко переживала. И не только про боль, которая мне предстоит, но и про то, во сколько мне обойдётся  лечение и пойму ли я все медицинские термины из речи врача. Я захватила с собой электронный переводчик. К слову сказать, сейчас на приёме у дантиста я чувствую себя очень комфортно по части английского языка, к тому же английского языка медицинских терминов. Дело в том, что в моей Medicaid заложено, чтобы пациенту при необходимости осуществлялся перевод с английского на тот язык, который ему необходим. При этом переводчик или присутствует лично, или осуществляет синхронный перевод по телефону. Я уже несколько раз пользовалась этим благом от моей страховки.
   
Система обслуживания мне показалось непривычной.  Я оказалась в кресле в отдельном кабинете. Это оценила, как большой плюс потому, что, помню, как раньше в кабинете у санкт-петербургского дантиста, глядя на других пациентов в соседних креслах, чувствовала себя ещё хуже.

Здесь же в Америке, врач, как оказалось, работает сразу с несколькими пациентами, переходя из кабинета в кабинет. Например, сделала мне укол, ушла к другому клиенту.

Кстати, про обезболивающий укол. Раньше в Санкт-Петербурге я могла решать, хочу я сделать укол или обойдусь без него. Потому, что сам укол и особенно эффект заморозки, когда не чувствуешь пол головы в течении пары-тройки часов тоже в моём понятии вещь не из приятных. Здесь же моего мнения никто даже не спросил. Принято делать укол и точка. Это и понятно, врачу так комфортнее. Но мне этот факт не очень понравился.
 
Никто также меня не спросил надо ли мне произвести чистку всех зубов или нет. Сказано было однозначно, что без предварительной чистки всех зубов никакого лечения зубов не будет. Я была бы двумя руками «за» за это правило, если бы не являлась свободной художницей с нестабильным заработком и если бы у  меня имелась медицинская страховка. А так, я просто была вынуждена повиноваться этому правилу.
«Страшилки» про цены на услуги дантистов в США я уже до моего похода слышала от соседей, знакомых и родных.

Сосед сказал мне, что своей дочери-школьнице он ежегодно оплачивает услуги дантиста, которые обходятся ему в районе трёх тысяч долларов. Понятно, что у молоденькой девочки не может быть каких-то сложных случаев по поводу лечения зубов. И несмотря на это, будьте любезны оплатить три тысячи долларов!
Приехали к нам как-то погостить родственники. Мы заметили сразу у внучки моего мужа новенькую брекет-систему во рту. А родители со смехом нам сказали: «У неё целая «машина» во рту». Я про себя тут же подумала, что, а у ребёнка-то есть страховка, значит без неё родителям брекет-система их чада обошлась бы гораздо дороже.
 
Отчасти все эти «страшилки» откладывали и откладывали мой поход к дантисту. Мне было страшно. Продав что-нибудь из картин, я про себя мрачно шутила: «Ну вот, заработала на то, чтобы врач направил бы на меня лампу» или «Теперь мне денег хватит, чтобы дантист сказал бы мне: «Откройте рот».

Когда, я всё же очутилась в лечебном кресле, я всё нервничала, как же и когда же, наконец, произойдёт оценка моего бедствия по деньгам. Потому, что я широко ограничена в средствах.

А дело было так. Опять же не спросив меня, надо мне это или нет, мне объявили: «Для начала мы сделаем Вам рентген каждого зуба». И тут же медсестра занялась этим. Надо отдать должное рентген аппарат принципиально другой, какой я видела в моём Санкт-Петербурге. Здесь он компактный, удобный и пристроенный к лечебному креслу. Врач произвела осмотр моего рта, удалилась и через некоторое время вернулась, чтобы озвучить её план работы со мной. То есть мою жалобу она, конечно, выслушала, но сделала, как это принято у дантистов – рассказала обо всех зубах, которые по её мнению следует лечить.
 
Рентгеновские снимки всех зубов я увидела висящими на просвет. Указывая на конкретный снимок конкретного зуба, она рассказывала, что с ним необходимо произвести.

«Вот оно, началось», - с трепетом подумала я. А оно действительно «началось» потому, что я услышала, что у зуба, который меня вообще не беспокоил на самом деле абсцесс (воспаление) и чтобы его вылечить нужно как минимум две тысячи долларов. Потом я услышала, что самая дешёвая металлическая коронка на обломившийся зуб, ради которого я пришла на приём, обойдётся мне в районе тысячи долларов. Далее пошли «мелочи» (пломбы, удаления зубов), но их оказалось невероятно много. Я чуть в кому не впала от всех этих новостей. В последствии в процессе лечения была названа ещё одна цифра в полторы тысячи долларов, но о ней я расскажу позже.

Небольшим облегчением было только то, что оплату можно было производить частями по мере претворения плана по лечению в жизнь. Я, чувствуя себя жертвой на заклании, едва справившись с волнением, произнесла: «Давайте начнём».

Помню, оборудование показалось мне непривычным. Лампочка со светом на лбу у врача, как у шахтёров. На обоих глазах линзы с увеличительным стеклом, как у часовщиков. Не надо сплёвывать, работает подача воды в рот и отсос. Врач сидит в одном и том же положении, а тебя поворачивают на кресле, чтобы ему было удобно видеть и работать с зубом. Таким образом, я помню, когда мне лечили один из зубов, я была в положении гимнастки, исполняющей "мостик". Оставалось только поставить на пол руки. Врач и медсестра работают над тобой в паре. План по лечению находится в компьютере в лечебном кабинете. Я получила распечатку этого плана.
 
Мне поставили коронку на обломившийся зуб. Дали распечатанную инструкцию, отправляя домой, объясняющую, как поступать, если случится это,  или, если случится то.
 
Зуб, на который была поставлена коронка, предательски начал болеть.
На третий день, я отправилась к дантисту, как предписывала инструкция.
В голове был целый рой мыслей по поводу появившейся боли. Может, ведь и врач быть виноватым. Но, дантист посмотрела и сказала,  что с её стороны никакой оплошности допущено не было. Но, если боль не прекратится, то надо удалять нерв и пломбировать канал. Узнав расценку на это всё, я не понимала от чего мне хуже: от зубной боли или от уймы денег на лечение зубного канала - полторы тысячи долларов. Причём зубными каналами здесь в Америке занимается специалист по зубным каналам, а не любой стоматолог, как это было принято в мою бытность в Санкт-Петербурге.
 
Кончилось всё тем, что дома я взмолилась, чтобы зубная боль ушла и, похоже на то, что я была услышана: через пятнадцать минут боль оставила меня и больше не возвращалась. Как же я была этому рада, благодарила небеса за свершённое чудо.  А уж как мой муж был рад, что полторы тысячи долларов не уплыли из нашего семейного бюджета! Мне довелось слышать множество примечательных историй из уст других людей о помощи им Ангела. И мой Ангел-Хранитель, как правило, тоже приходит ко мне на помощь тогда, когда у меня остаётся надежда только на него. Надо только попросить. А иногда и вовсе бывает, похоже на то, что Ангелочек берёт инициативу в свои руки, сама проявляет заботу обо мне и ведёт меня через сложившиеся обстоятельства и даже просить о помощи при этом не нужно.

Вот, к примеру, как произошло в этот раз. Когда деньги на лечение у меня закончились, я попросила копии рентгеновских снимков, сказала, что пока лечение приостанавливается на неопределённое время и попрощалась с дантистом.

Как говорит мой муж-американец, врач в Америке – это царь и Бог для больного. Он имеет в виду, что американцы доверяются врачам без оглядки. А я вдруг «случайно» вижу на одном из российских каналов по телевизору сюжет о том, что пломбы из амальгамы, как показало время и практика, не такие уж безобидные из-за находящегося в них компонента – ртути. Тут я припоминаю, что мне одну из пломб поставили как раз из амальгамы. Я набираю это слово «амальгама» в интернете и очень быстро выясняется, что нельзя, чтобы во рту были одновременно пломба из амальгамы и коронка, содержащая золото. Это мини-электролит во рту. Будет происходить химическая реакция, в результате которой пломба из амальгамы непременно разрушится. Именно этот вариант коронки и пломбы, согласно лечебному плану претворила в жизнь «царь и Бог» дантист, лечившая меня. Тут в мои мысли закралось сомнение, что я чисто случайно посмотрела сюжет по телевидению про амальгамные пломбы. Может, это была подсказка моего Ангелочка? Некоторые называют подсказки Ангела интуицией. Для меня интуиция и Ангел – это одно и то же.

Я подхожу к мужу и говорю: «По-моему, дантист допустила серьёзный просчёт, надо ей позвонить и разобраться». И после этого поведала ему всё, о чём сама недавно узнала по телевизору и из интернета. Ральф (так зовут моего мужа) воспринял всё сначала скептически, с недоверием. Сказал мне: «Ты что! У неё лицензия, у неё образование!» В этом был налицо стереотип отношения американцев ко всем врачам.  Но, под моим напором ( это не иначе, как с подачи и с помощью моего Ангела-Хранителя) тоже прочитал в интернете об электролите из амальгамной пломбы и коронки с содержанием золота и после этого нехотя позвонил дантисту. Мы оба - он на американском английском языке и я на русском английском языке как могли высказали причину моего беспокойства. Ральф быстро повеселел после известия, что нам вышлют чеком деньги, потраченные за амальгамную пломбу назад. А я после этого известия поняла, что мои подозрения об ошибке врача может быть вовсе и не были напрасны, иначе онавряд ли бы так быстро решила вернуть деньги.
 
В общем, мой первый опыт обращения к американскому дантисту оказался длительным по времени, разорительным по деньгам, богатым на гамму пережитых эмоций и поучительным. Я назвала его поучительным потому, что поняла в очередной раз, что надо доверять своей интуиции, иначе говоря прислушиваться к подсказкам своего внутреннего голоса, то есть к подсказкам своего Ангела-Хранителя. А это в свою очередь означает, что не стоит всегда и во всём идти на поводу сложившихся стереотипов, следует полагаться на свою интуицию и действовать в соответствие с её подсказками.
 
Некоторое время спустя, залатав дыры в семейном бюджете из-за моей эпопеи с лечением зубов в Америке, я при первой возможности прилетела в Санкт-Петербург с целью покончить все накопившиеся проблемы с зубами. Продолжить заниматься лечением зубов в Америки мне было, увы, «не по зубам».
 
Помню, как в процессе необходимых процедур санкт-петербургская дантист в моей районной поликлинике «лёгким движением руки» отколупала ту самую коронку с моего зуба стоимостью в тысячу долларов и запросто выбросила её в ведро… Таких цен на самые обыкновенные металлические зубные коронки, это понятно, здесь никто и никогда даже не слышал.

«Два раза в год, показывай свой рот зубному врачу», - именно такие слова с плаката из моего далёкого-далёкого советского детства запомнились мне на долгое время. Так я и буду делать теперь здесь в Америке, как предписывалось в том плакате из моего детства. Ведь такие процедуры, как осмотр ротовой полости, рентген, чистка, пломбирование и многое другое будет покрываться два раза в год Medicaid, поэтому для меня всё будет бесплатно. Я как будто бы вновь живу при социалистическом строе. Я, кстати, хорошо помню те времена. Однако, справедливости ради хочу заметить, что даже при социализме за визит к стоматологу просто за профилактический приём нам не платили денег, а Medicaid поощряет людей ходить на всевозможные профилактические осмотры, включая осмотры у стоматологов, и платит за это небольшие деньги в качестве поощрения. Похоже на то, что Medicaid – это тот случай, когда богачи могут позавидовать беднякам. Категорично по этому поводу ничего утверждать не берусь так, как жизнь богачей во всей полноте мне неведома.

Луизана, США.
2018