Движение вверх, или Вперёд, в прошлое?

Владимир Николаевич Кондаков
   12.01.2018... Уже две недели как идёт бешеная "раскрутка" фильма "Движение вверх". Практически в каждом выпуске новостей на центральных каналах ТВ сообщают сколько денег собрала кинокартина на данный момент и показывают восторженных зрителей, утирающих слёзы умиления, и рассказывающих насколько хорош данный "шедевр". Кроме того, по всем каналам идёт "трейлер" нового фильма - по-русски что-то типа представления, рекламы с кучей нарезок из картины... А чего ещё было ожидать, если продюсер фильма - Никита Михалков и снимался он на его собственной киностудии?
   Забавно, что данное произведение снабжено маркером "6+", что многими трактуется как детское кино. Я с этим абсолютно согласен - взрослого в фильме мало, а сделан он не очень профессионально. Как сказал бы Михаил Задорнов - клиповое мышление порождает клиповые произведения... В качестве бесплатного совета авторам - надо дополнить маркер и привести его в удобоваримый вид: "от 6 до 16". Это как раз та аудитория, которая любит сказки-фэнтези и ей легко "втюхивать" что угодно.
   Как же можно объяснить популярность нового фильма и огромные сборы от его демонстрации? Здесь несколько составляющих. Во-первых, как ура-патриот, любимец властей и православной церкви, а главное - как успешный топ-менеджер, Никита Михалков имел карт-бланш, ибо выполнял государственный заказ. Здесь и во-вторых и в-третьих. Карт-бланш заключался в том, что кинофильм был готов к прокату ещё в июне, а показывать его стали с 28 декабря. Улавливаете смысл? Летом - сезон отпусков и каникул - его никто бы не заметил. А длительные новогодние праздники - это золотое дно для кинопроката. А в-третьих, имеет место политическая конъюнктура. Заинтересованные лица знали, что в начале декабря Международный Олимпийский комитет будет решать вопрос о допуске сборной России, погрязшей в допинговых скандалах, к зимней Олимпиаде в Южной Корее. Компетентные люди понимали, что шансов у нас нет. Потому и следовало подготовить "наш ответ Керзону" - сходить в прошлое за примером невиданного патриотизма. В новейшей российской истории кинематографа, где превалируют менты, бандиты и коррумпированные чиновники, такового не нашлось. Тогда обратились, как всегда, к "проклятому советскому прошлому". К сожалению, в зимних видах спорта случился "облом", ибо в советское время уже был показан фильм "Ход белой королевы" про непобедимых советских лыжниц. Я смотрел его в кинотеатре "Аврора" на Невском проспекте и помню нараставший гул в зале по мере приближения картины к концу и финальный рев и аплодисменты кинозрителей, их неподдельные слёзы... Пришлось покопаться в истории летних Олимпиад. Думаю, среди прочих задач авторам поставили условие, что "хорошие" русские должны победить "плохих" американцев. Вот тут-то и всплыли знаменитые "три секунды", благо написано о них великое множество, в том числе и непосредственными участниками событий - Иваном Едешко и Сергеем Беловым. Кстати, и название сразу нашлось - "Движение вверх" - так и называется книга Сергея Белова.
   Хочу особо подчеркнуть, что мы говорим о кинофильме, который можно считать детским, но являющегося политическим и патриотическим киноплагиатом. Это-то и обидно - ничего сами придумать не можем, даже гадость. Потому и проигрываем всем подряд (чеченцам, американцам, украинцам...) информационные войны.
   Фильм, которым сейчас восторгаются "простые россияне", сделан, как и вся наша современная российская кинопродукция, по голливудским лекалам. За примером далеко ходить не приходится. У американцев есть образец сумасшедшего патриотизма и немыслимой эйфории, когда на зимней Олимпиаде-80 их хоккеисты обыграли сборную СССР, так называемую "Красную машину", и стали олимпийскими чемпионами. Вся ценность этой победы заключалась в том, что сборная США была собрана из студентов университетов, которым было едва по 20 лет. И ни одного профессионала не то что из НХЛ, но даже АХЛ (их тогда к Олимпиадам не допускали, так как соревнования считались исключительно любительскими - для студентов, почтальонов, докеров, рабочих, крестьян-фермеров и проч.). А наша сборная "любителей" состояла сплошь из капитанов и майоров Советской Армии: Третьяк, Фетисов, Касатонов, Макаров, Крутов, Ларионов и т.д. Думаю, вряд ли кто из них хоть один Устав Вооружённых сил читал, но - "любители"! В "выставочном" (товарищеском) матче перед самой Олимпиадой наши разнесли "штатников", кажется, 10:3. А на Олимпиаде - 3:4 не в нашу пользу. Вся Америка стояла на ушах...
   Я привёл пример исторического события, из которого Голливуд сделал конфетки - два художественных фильма и один документальный. Улавливаете смысл? Сейчас у нас в кинотеатрах идёт "Движение вверх", а сегодня по центральному российскому ТВ-каналу показывают документальный фильм "Три секунды" - вполне действенная реклама для прокатного фильма... Так что, наши ребята-кинематографисты, конечно, учатся плохо, своего креатива нет, но подделывать скоро научатся как китайцы... А "слизать"  было с чего - американцы в 1981 году, "по горячим следам", сняли художественный фильм "Чудо на льду", в 2001-м - документальный - "Вы верите в чудеса?", в 2004 году - художественный фильм "Чудо" с Куртом Расселом в роли главного тренера Брукса (вот вам и аналог героя Машкова, у которого отняли настоящую фамилию).
   Обратите внимание на годы выпуска американских кинокартин - это времена обострения отношений между нашими странами: вначале - Афганистан и взаимообразные бойкоты Олимпиад в Москве и Лос-Анджелесе, потом появился "плохой" Путин и янки решили взбодрить народ - пусть порадуется случайному счастью (если бы наши с американцами провели бы ещё 9 матчей, то результат был бы однозначен - 9:0, но...) и наполнится новым патриотизмом на очень старых "дрожжах"... Ну, а наши "дрожжи" уж куда старее. Но, оказывается, работают: на детях, женщинах, дилетантах в спорте... Хороший всё-таки менеджер Никита Сергеевич! Мало кто сможет так в лихую годину - и народец и обгадившихся чиновников поддержать, да и себе копеечку заработать...
   Да, чуть не забыл сказать важное. Вы будете смеяться, особенно - молодёжь, но и в баскетбольном финале нашим ядрёным мужикам противостояли американские студенты, сборная университетов США. До поры, до времени янки могли выигрывать у европейцев детско-юношеским составом из учащихся колледжей и университетов. Но вот произошла "осечка". Позже они ещё и югославам (до распада страны) проиграли, а в 1988-м - опять сборной СССР под началом Гомельского. Там особенно блистал литовец Сабонис... В итоге, терпение у "штатников" закончилось и на следующую Олимпиаду в Барселоне, где разрешили выступать профессионалам, выставили "dream team"("команду мечты") во главе с Майклом Джорданом и Мэджиком Джонсоном и всеми "звёздами" НБА. Здесь уже ни у кого не было шансов...
   Разбирать сам фильм "Движение вверх" - дело скучное и неблагодарное. Он действительно детский. Киноляпы не видны только школьникам. Спортивная составляющая, как всегда в наших фильмах, слабовата. Техника баскетболистов - просто чудо начала 21-го века. Не знал, что наши могут летать выше и дальше Майкла Джордана - видимо, здесь с компьютером переусердствовали... Музыкальное оформление - Стивен Спилберг обзавидуется. Интересная у ребят в картине мелодия звучит в одном из эпизодов - композиция "Deep Purple" из альбома "Burn", вышедшего в 1974 году. Напомню, в фильме рассказывается о событиях на Олимпиаде в Мюнхене 1972 года. Эдакое дежа вю - "Назад, в будущее"... Как сейчас говорят молодые - "прикольно": представьте себе бал, где Наташа Ростова танцует (вальсирует, пляшет...) с князем Болконским под битловское "Come Together"!
   Замечание по поводу жанра рассматриваемого кинофильма. На афишах написано: "Драма". Вообще-то, картина пусть и детская, но, подчеркну, спортивная. Драма тогда была для американцев, а для нас - сплошная радость. Ну, назовите соответственно - хотя бы "Триллер", события тому соответствовали.
   Но "киношники" умудрились-таки создать драму, скрестив свой вымысел с реальной жизнью. Ещё не все, причастные к той великой победе, люди умерли. И некоторых возмутил неряшливый сценарий фильма, намеренно извративший на экране память о их самых дорогих и близких. Они объективно считают, что в их личную жизнь грубо вторглись и нанесли серьёзный моральный ущерб. Я говорю о вдове Александра Белова (забросившего победный мяч на последней секунде матча) Александре Овчинниковой и вдове главного тренера сборной СССР Владимира Кондрашина - Евгении. Надо особо отметить, что по сравнению с данными женщинами все до единого авторы фильма, кроме консультантов Едешко и Жармухаметова, полные профаны в баскетболе. Овчинникова - олимпийская чемпионка и победительница мировых первенств в составе женской сборной СССР, Кондрашина также всю жизнь связала с баскетболом и до сих пор ходит вместе с сыном на матчи питерских команд. Естественно, их посвятили в замысел кинофильма и дали прочитать сценарий. Дамы были в ужасе. Кондрашина возмутилась, что её спокойного и тихого Владимира Петровича представили настоящим монстром. Это был не её Володя, а совсем другой человек. Услышав такое от заслуженной пожилой женщины, "михалковские" легко и цинично решили проблему - поменяли фамилию у главного тренера сборной СССР. Каково? Все члены команды - под реальными фамилиями, а главный творец победы непонятно кто... У Овчинниковой основной претензией было то, что Сашу изобразили смертельно больным человеком. Но, как утверждает Александра, и знают все сведущие любители баскетбола, А.Белов в Мюнхене был абсолютно здоров и находился в своей лучшей спортивной форме. Он выиграл все воздушные дуэли у американцев, которые превосходили его в росте на 10-15 см, в том числе и самую главную - на последних трёх секундах, хотя его сторожили два "столба". Зачем драматизировать то, что и так трагично - Саша умер через 6 лет после победной Олимпиады, не дожив до 27 лет. Но это - другая история.
   А здесь - жанр "Драма" обязывал. "Михалковская бригада" стояла насмерть: А.Белов должен быть смертельно больным, а Кондрашин - полусумасшедшим фанатиком. Желавших помочь женщин просто послали подальше. И в апреле прошлого года они подали в суд в Москве, по месту нахождения ответчика, на киностудию нашего оскароносного мэтра. И прогнозируемо проиграли процесс. С ними особо не церемонились, ибо Сергеич "в друганах" с Самим... Сейчас вдовы готовят апелляцию. Но результат, как понимаете, предсказуем... Если кто помнит, несколько лет назад Михалков в суде "обломал" актрису и режиссёра Татьяну Догилеву, которая пыталась сохранить кусочек центра старой Москвы, где Никита строил свой отель. Михалков - удивительный мужичок, а главное - сказочно талантливый: так совместить политику и патриотизм с "баблом" - великий талант!
   И напоследок опять же о грустном. Мой отец похоронен на Северном кладбище в Парголово, на окраине Петербурга. Несколько лет назад я узнал, что сравнительно недалеко от отца покоятся Александр Белов и Владимир Петрович Кондрашин. Мы с женой разыскали их могилы. Ничего помпезного и богатого - видно, что здесь лежат простые смертные, а не олимпийские чемпионы, побившие американцев. Государство явно не горело желанием достойно оформить могилы, как и вся спортивная общественность. Всё держится на руках Евгении и Александры... Вы понимаете, кого, в итоге, в данной нашей современной ситуации победил Никита Добрыныч?...
   Зато памятники "браткам" (все они - прототипы книги и сериала "Бандитский Петербург") на том же Северном кладбище - это песня в камне и цветах. Недалеко от входа целый мемориал - аки греческий некрополь: мрамор, гранит, цепи, скульптуры, шикарные цветники. Разве что, "Вечный огонь" не горит. Ну, честно - всё очень богато и, как ни странно, со вкусом. Некрополь с могилами Достоевского, Чайковского и прочих великих в Александро-Невской лавре просто отдыхает. Одна могила бывшего смотрящего по Питеру - шедевр: Костя-Могила (такое было у него "погоняло") в чугуне стоит во весь свой могучий рост, с огромным крестом (прямо как у Иисуса) в мускулистых руках и внимательно смотрит вдаль. А когда подходишь ближе (совсем близко не рекомендуют), Костя вдруг начинает пристально рассматривать тебя. Бр-р-р...
   Вот ирония судьбы: там и там - реальные люди, о жизни которых сняты пронзительные кинофильмы. Правда, векторы их деятельности были противоположны.
   И кто, в итоге, герои?...

   P.S. Понимаю, что сейчас скажу редкую чушь. Фильм "Движение вверх" бьёт все мыслимые рекорды финансовой успешности. И этой историей кинематографисты во многом обязаны Александру Белову и Владимиру Кондрашину. Вот бы маленькую толику от "киношного" успеха на поправку их могилок... Понимаю, что размечтался...