Да воздаст. Но Правды нет и выше...

Томас Твин
                Обитающие на земле могут разуметь только то, что на земле
                3 Ездр 4:21

                Норма должна работать. Иначе ее нет, а есть фантом, мечта, идеал.
                Высшая Справедливость, буде она существует, должна себя как-то проявлять.



В первой главе этой работы («Да воздаст. Наверное...» http://www.proza.ru/2017/07/05/332) показано, что библейский Бог не обеспечивает справедливый порядок на земле. Поэтому жаждущие справедливости народы задаются вопросом: "Так есть ли Он, Наивысший Арбитр"?
Чтобы отстоять Его присутствие, искушенные теологи прибегают к уловкам, которые рассматривались во второй главе («Да воздаст. Но не здесь...» http://www.proza.ru/2018/01/10/428) Увы, сомнения умножились, а мировой порядок так и не сложился. Быть может, поискать его на Небе?
Пришло время заняться главным бастионом «утешителей» – идеей о загробном воздаянии. Подтвердить или опровергнуть ее трудно по понятным причинам, но можно проследить по Священному Писанию ее становление.


                Итак, поверить надо сердцем и умом, что Бог накажет грешников потом.
                Проверить это смертным не дано, да и знамений не было давно.
                Не говорит о будущем и Тора. И это всех волнует без разбора:
                Ведь смертный час не минет никого
                И там, за гробом, все без исключенья обречены на счастье иль мученье.

                Не странно ли, что вечной жизнью Бог, диктуя Книгу, явно пренебрег?




                НО ПРАВДЫ НЕТ И ВЫШЕ


1. Тысячи лет Бог не судил людей ПОСМЕРТНО, а воздавал им ПРИ ЖИЗНИ.

Он долго, очень долго скрывал тайну о вечной жизни даже от пророков, хотя не скупился на картины отдаленных времен. Судя по Библии, минули тысячелетия, прежде чем представления о загробном мире начали проникать в умы живущих.
До той поры Господь судил не мертвых, а живых, и воздавал грешникам (или их потомкам) ТУТ, в земной юдоли.
Другими словами, и в патриархальный период, и позднее НИКАКОГО ПОТУСТОРОННЕГО СУДА БОГ НЕ ВЕРШИЛ и не планировал.

К тому же выводу приводит и популярная мессианская идея, берущая начало в Ветхом и развиваемая в Новом Завете. Как бы по-разному ни описывали пророки приход Мессии, все сходятся на том, что Спаситель явится В НАШ МИР, ТУТ БУДЕТ СУДИТЬ НАРОДЫ И ТУТ УТВЕРДИТ СВОЕ ЦАРСТВО*.
Но стоит ли спускаться и отдельно судить живых, если затем их всех – и живых, и мертвых - ждет Страшный Суд на Небесах с этапированием в Рай или Ад**?
 
Чтобы объяснить, почему долгое время Библия концентрировалась на жизни «тут» и молчала о жизни «там», ученые мужи объявляют потусторонний мир великой тайной, которую Создатель раскрывал-де по мере «созревания» людей (см. А.Мень. Исагогика. Том 1. §19).
В такой заботе, однако, не было необходимости, поскольку задолго до Ветхого Завета «незрелые» иудеи уже получили сведения о жизни после смерти. 400 лет прожили они среди египтян, которые свято верили и в загробную жизнь, и в Дуат (подземный мир), и в воскресение мертвых, и в суд Озириса. Эти верования несомненно оказали влияние на еврейское население Египта (последние переняли, в частности, культ священного быка Аписа, связанного с миром мертвых)

Стало быть, причина «поСЮсторонности» Торы в другом: религиозный переворот, совершенный Моисеем, требовал полного разрыва с прежними представлениями, потому-то египетская идея загробной жизни в новое учение и не вошла. 


2. После Вавилона Суд переносится в будущее, но Ад и Рай все еще ждут нас на земле.

Вспомнили великие пророки о многообещающей египетской идее после краха Первого Храма, когда превосходство вавилонских язычников над богоизбранным народом стало слишком очевидным.
Иезекииль, Иеремия, Эзра вместе со всеми остро переживали национальное унижение и уповали на восстановление справедливости в далеком будущем.
Свое вожделенное Царство они все еще искали на земле и представляли себе туманно, вроде очередной земли обетованной***: как прежде у Моисея, так теперь и у них в заветном краю текут молоко и мед, всеобщий мир и благодать для достойных, а недостойных поглощает печь железная, геена огненная, адское пламя.


3. Затем загробную жизнь перенесли на Небо, но от этого она не стала понятней.

У христиан загробная жизнь переместилась на Небеса (и под землю), усложнилась карательная машина Преисподней, но в целом потусторонняя жизнь так и осталась смутной и противоречивой.

Взять для примера традиционные представления об адских муках****.
Ну разве не странно, что они представляют собой всевозможные истязания ТЕЛА, хотя всем известно, что в Аду страдают БЕСТЕЛЕСНЫЕ души?
Эти изуверские пытки называют справедливым воздаянием, хотя такое наказание бесконечно превосходит вину наказанных.

Судите сами.
Люди совершают грехи в КОРОТКОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ, а расплачиваются за них ВЕЧНО.
Жестокость этих «справедливых» наказаний чудовищна и не адекватна преступлениям людей.

                Так обжор, по мнению Данте, грызет Цербер, откусывая кусок за куском.
                Провокаторов потрошат, отсекают им руки и ноги.
                Взяточники кипят в смоле, и бесы вонзают в них багры.
                И так длится вечно!

Весьма примечательно то, что невыносимые страдания грешников почему-то не вызывают никакого сочувствия у милосердного Отца, светлого небесного воинства и праведников Рая. Не сопереживают несчастным и верующие.
Фактически сложившаяся христианская концепция Ада до сих пор воспроизводит жестокую модель инквизиции и средневековых пыток, хотя даже несовершенное    з е м н о е    правосудие уже отказывается от них.

--------------------------------------------------------
         * «придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с
             пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет
             пораженных Господом» (Ис 66:15-16)
             «придет Господь Бог мой и все святые с Ним… И Господь будет Царем над всею землею… все остальные
             из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения
             Царю, Господу Саваофу» (Зах 14:5,9,16)

       ** Зачем же судить отдельно горстку живых и отдельно – несметные полчища мертвых? Гораздо проще в
            Судный день забрать живущих на Небеса и там на всеобщем Страшном Суде судить все человечество разом.
            И уж совсем странно учреждать Царство Бога на земле.

    *** «Я клялся отцам вашим - дать им землю, текущую молоком и медом» (Иер 11:5)
             Пока что Бог обещает иудеям райские кущи «здесь», а не «там»!
            
            «Господи Саваоф, … дай увидеть мне мщение Твое над ними» (Иер 11:20) 
            Показательно, что Иеремия даже не упоминает воздаяние на Небесах. Он хочет увидеть его здесь, при
            жизни!

  **** Таких, какими они представлены в многочисленных церковных и нецерковных артефактах.
--------------------------------------------------------


Жизнь Рая удивительна не меньше.
Сей мир воплощает мечту усталых, разочарованных, пассивных и слабых. Но даже они в конце концов пресытятся своим нескончаемым блаженством (каким его обычно представляют).
Еще раньше заскучают другие праведники – экспериментаторы, новаторы, путешественники, творцы, предприниматели, герои - все те деятельные, кто жаждет перемен и творит их. Без движения, без адреналина они не будут счастливы, а дай им волю - что там, наверху останется от вечного покоя?
Да и консервативное большинство непременно им воспротивится.

Нетрудно вообразить и другие конфликтные ситуации: ведь души сохраняют индивидуальные черты праведников, а значит в потустороннем обществе вновь возродятся соперничество, муки любви и ревности, разочарование, всевозможные страхи и т.п.
Никуда не денется конфликт поколений, недопонимание между расами, культурами и т.д.
И, наконец, КАК СМОГУТ НЕЖИТЬСЯ В РАЮ РОДИТЕЛИ, ДЕТИ КОТОРЫХ МУЧАТСЯ В АДУ? *
 
Проблемы, конфликты, раздоры неизбежно заполонят Царство небесное, как в начале времен заполонили они девственную землю, а позже – обетованную Палестину.
(Если же Богу, несмотря ни на что, по силам установить мир и покой промеж людей и народов на Небесах, то почему Он не сделал этого на земле до потопа, да и после него?)

Итак, мир на земле далек от идеала справедливости, НО ПРАВДЫ НЕТ И ВЫШЕ.

-------------------------------------------------------
   * Судя по новозаветной притче об Аврааме, Лазаре и богаче, обитатели Рая и Ада могут общаться друг с другом
      [см. Лк 16:19-31].
      Более того, богач убежден, что Авраам способен послать Лазаря на землю и патриарх этого не отрицает!
-------------------------------------------------------