Движение вверх. О большом спорте и не только

Марья Громова
Казалось бы, ну что можно сделать за три секунды? В наше время, например, только что кофе себе заварить, да сообщение отправить в контакте. А вот советские баскетболисты в 1972 году смогли за три секунды достигнуть главной мечты и прославить свою страну на весь мир. И это размах, товарищи. И это пропасть между поколениями. Где сейчас эти все спортсмены и самоотверженные тренеры, горящие не за гонорары, а за идею? Где здоровый дух соперничества? Где бесплатные автоматы с газировкой?... "Движение вверх" - достаточно сильный и с неоднозначным названием получился фильм у режиссера Антона Мегердичева, которому удалось не только раскачать отечественного кинозрителя и поднять его с дивана, но и вышибить слезу из самого закостенелого сноба, да и не одну. Но об этом чуть позже. А пока покопаемся в междустрочьях…

Как-то неслучайно российский кинематограф зарядил батарею патриотичных фильмов и начал топить за большой спорт. И все это в свете последних событий, когда Россию так бессовестно и совершенно на пустом месте отстранили от участия в Олимпиаде-2018. Падай на колени, белокурая. Не стесняйся. Почему это происходит? И кому это нужно? Да просто все. Непотопляемый и несгибаемый ВВП ведет крайне удачную внешнюю политику, а именно:
- закончил чеченскую войну, сохранив целостность России, закрыв доступ на территории России террористическим организациям;
- красиво отжал Крым, без кровопролития, соблюдая все нормы права;
- не допустил глобальной войны между Украиной и Россией ограничившись полумиром на Донбассе и в Луганске;
- из-за постоянного втыкания палок в колеса американцами-либерастами и западом, ВВП не отказался с ними от диалога, но и прогибаться не стал, а начал развивать диалог с востоком, в следствии чего родилась такая организация как «БРИКС»;
- продемонстрировал мощь, силу, профессионализм и гуманизм вооруженных сил России в сирийском вопросе;
- до этого открыто выступал против вооруженного решения вопроса американцами со всем мировым сообществом против Ливии, Ирака, Ирана, и неоднократно порицал американских вассалов за это, а все мировое сообщество, что оно подлегло всеми чреслами под США. После чего сообщество то скривило рожи и сказало в один голос: «Не люб он нам. Не люб. Убрать с глаз долой». Именно этой нелюбовью либерастов, которые так же крепко обосновались в партии «Единая Россия» и вызвано самодвижение ВВП на предстоящих выборах.

Секрет популярности ВВП на политической мировой арене прост – он всегда говорит четкие и аргументированные вещи, которые на фоне откровенно фальшивых заявлений Америки о всемирной благости и процветании, но ярко выраженных делах по разжиганию очагов напряженности по всему миру, явно диссонируют и вызывают уважение у некоторых граждан, а у других – опасения за свою жопку. Помимо вышеперечисленного именно ВВП вытащил Россию из глубокого тупика 90-х и начала 2000-х. Приплюсуем к этому - Россия постоянно находится в пятерке сильнейших стран по медальному зачету в олимпийском движении, а победа в международных соревнованиях - это некая реклама той страны, которая заняла призовые места, а, следовательно, и их ценностей. И все больше прогрессивное человечество слышит, видит и понимает, что те ценности, транслируемые как раньше Советским Союзом и современной Россией, натуральней человечней и ближе к чему-то сакральному доброму, чистому вечному, находящемуся глубоко внутри у каждого человека, чем те, которые транслирует запад во главе с американцами, где человек человеку волк, урвать здесь и сейчас, а дальше будь что будет или секснаркотикирокнролл. Показательно в фильме представлена была игра противника – американской сборной. Цитата: «Да, они играют грязно, но по правилам. Не придерешься». В целом Америка так и ведет свою политику от начала сотворения земли. Все исподтишка, все с подножками, да с улыбочкой на лице. Но мы тоже не лыком шиты и сноровку имеем – ах, как грамотно рассчитал стратегию игры Гаранжин в финальном матче. Аплодирую стоя.

Подытожим. Чем меньше человек видит Россию с положительной стороны, тем больше в нем растет внутреннее чувство справедливости, а также отрицания лжи и лицемерия, в связи с чем повсеместно имеют место нападки на RT (Russia Today), а это СМИ - голос России, зато в своих источниках западные СМИ поливают нас грязью... ну Вы сами знаете. Как известно, на предстоящей олимпиаде российские атлеты будут выступать под нейтральным флагом, а паралимпийцев второй раз не допустят до соревнований, чтобы как можно меньше люди слышали упоминание о России в положительном ключе.

Такие дела.

А что о фильме, то он хорош со всех сторон, не смотря на все ворчания и недовольства критиков: от передергивании фактов, авторского вымысла до театральности и голивудщины в игровых сценах. И да, что баскетбол состоит не только из закидывающих приемов сверху. И что фамилия у тренера была не Гаранжин, а Кондрашин …Ну если режиссер так представил персонажа, значит на то есть причины. Чай не безграмотный и архивы читать умеет.

Актерская игра выше всяких похвал. Очень точное попадание в персонажей. Гармаш, Башаров все на своих местах и в органичных и до боли привычных образах, как сосед мой Колька пьяница, задорно здоровающийся со мной каждое утро. И воу, еще открытие. У нас теперь появился свой отечественный МакКонахи – это Кирилл Зайцев, который играл роль Антона Белова. Ну красавчик же, согласитесь. И стать есть, и своя славянская харизма. Дайте ему сразу все награды, вместе с Оскаром). Наивные и горячие грузины, бесячий и колоритный литовец, полуслеповатый «индеец» гармонично вписывались в межнациональный ковер нашей необъятный страны и несомненно украшали его. Машков. Он прям как родился в этой спортивной форме. И когда вся сборная статно вышагивала вместе с ним по коридору в этой четкоскроенной ладной форме, на которой почетно высвечивались четыре буквы – аж гордость взяла. Ну вот же, вот они - настоящие орлы!

Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, — делится Сергей, — но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».Специально для проекта было пошито более 500 костюмов — «гражданских» и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен можно увидеть «винтажную» одежду конца 1960-х -начала 1970-х годов. Для главных героев было создано по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы. Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран…Дочка после фильма попросила купить ей спортивный костюм с буквами СССР… и записать ее на баскетбол.

Очень эффектно сняты моменты игры. Мне человеку далекому от спорта, все это казалось фантастикой – невозможно так высоко прыгать, невозможно встать после такого падения. Оказывается, большинство спортсменов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова. В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.

Финальный матч, самая долгая и ключевая сцена всей картины. Смотрела с открытым ртом и застывшим сердцем, которое в один миг упало вниз, когда наша сборная казалось бы проиграла. Верните сердце на место! – вскричала душа, - так нельзя! Вернули. Победили. Зал кинотеатра МориСинема беззвучно рыдал, растирая рукавами слезы по лицу. И одновременно ликовал, проскочив через временной портал и оказавшись в том сложном 1972 на летних олимпийских играх в Мюнхене. Погуглила: именно в этом году сборная СССР завоевала в групповом зачете 99 медалей и заняла первое место среди всех стран представленных в этот год на играх.

Так о чем фильм-то? О спорте? О патриотизме? О соперничестве государств? О муссировании темы к воссозданию СССР? Ну а почему бы и нет. Мощное государство, крепкая идеология. Сильная экономика. Это то, что нам сейчас действительно не хватает, вот куда бы нам надо начать движение, чтобы взлететь вверх. Но я для себя увидела главное. Это фильм о той стране, которую в своих стихах восхвалял великий русский поэт Федор Тютчев «Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить. У ней особенная стать. В Россию можно только верить». Верить и доверять. И вот именно тот пас на доверие, который неоднократно демонстрировал Гаранжин присутствовал в нашем советском обществе, именно на этих столпах - на человеческом доверии и высших качествах - держалась вся наша соборность, могучесть и здоровый дух. Где дружба, взаимопомощь, чувство плеча ценились выше конвертов и дешевых понтов. Где русская душа была сравнима с бескрайним полем, на котором каждому колоску и каждой травинке было место и ценность. Это фильм, прежде всего о людях, о цельных и целеустремленных людях, которые жили в то время, когда деревья были большими, фартуки белыми…а газировка в автоматах стоила одну копейку. Ностальгия по прошлому, спросите? Наверное, да, вкус той газировки я помню до сих пор. И людей да, тоже хороших было много...