Фантомас Франция, Италия, 1964, Фантомас разбушева

Алекс Свитт
Проект: «200 лучших фильмов всех времён и народов».

Ещё одно лёгкое разочарование и удаление из списка.

«Фантомас» (Франция, Италия, 1964), «Фантомас разбушевался» (Франция, Италия, 1965), «Фантомас против Скотланд-Ярда» (Франция, Италия, 1967).


Здравствуйте!

Фантомас… Призрак в маске. Преступник, не любящий ни цивилизованное общество, ни живущих в нём людей. Сильный, харизматичный, хладнокровный злодей, который, однако, испытывает тягу к женскому полу, постоянно подбирая себе помощниц, желая, чтобы его всегда окружала красота, изящество, очарование и полное повиновение…

Был придуман двумя французскими писателями-журналистами Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911-ом году. Про данного вымышленного персонажа, дуэтом было написано 32 романа, плюс ещё 11, уже после смерти Пьера Сувестра, его коллегой Марселем Алленом в одиночку.

Ну, и также, как это было с Зорро, которого, кстати говоря, также придумал писатель-журналист, но уже из Америки (Джонстон Маккали), в 1919-ом году, романы про Фантомаса так понравились публике, что, почти сразу же, после первых публикаций, стали появляться французские экранизации (1913-1914). Чёрно-белые, немые, звуковые… Бельгийская версия. Снова французская… И так мы добираемся до самой главной – четвёртой по счёту французской экранизации, ставшей, своего рода, классикой – трилогии Андре Юнебеля, эдакой комедийной пародии на серьёзный детектив, с великолепным Жаном Маре и весёлым комиком Луи де Фюнесом в главных ролях. Тремя фильмами, которые были одними из лидеров в советском прокате (в своё время), а потом, с таким же успехом демонстрировались по государственному телевидению, в качестве сильной, весёлой добротной комедии. Комедии, которые многие люди старше 30 лет знают и помнят с детства…

Что ж… Мне 38. И я из их числа. Но знаете ли, когда я составлял свой особенный, своеобразный список о «200 лучших лентах кинематографа всех времён и народов», я записал эту трилогию только по старой памяти. В надежде, что после просмотра, она окажется там и займёт своё законное, да заслуженное место... Просмотрел… Не заняла… Ещё одно лёгкое разочарование и удаление из списка…

Почему лёгкое? Потому, что я уже не питаю сильных надежд на старые, полузабытые истории. Мир изменился, я вырос, набрался горького опыта жизни, трижды пожил в гражданском браке, попытал счастья заграницей, пока вновь не оказался в родной стране, у разбитого корыта… Нет, тут уже банальными, да примитивными комедиями не возьмёшь. Тут нужны вещи посильнее…

Я, конечно же, согласен, что и Жан Маре, и Луи де Фюнес – актёры от Бога. Но… Слишком уж много глупостей было в этой трилогии, что не позволило мне оставить её в таком почётном списке. Как просто комедию - я её ещё уважаю, но золотого статуса лишил заслуженно. Не то. Не пробирает больше, как это было в детстве.

Первому фильму – 7 из 10, второму – 8, ну, а третьему – 9. На удивление, завершающая картина показалась мне сейчас, в 2019-ом году, самой приемлемой, логичной и понятной. К первой – много претензий. Вторая чуть лучше, но ненамного. А вот третья… Хотя она не тянет на высший балл, но таинства, интриг здесь было больше, чем в первых двух…

Впрочем, так как вылетают все три, то много говорить о них не стоит. Я не пишу отрицательных рецензий. Главное – посмотрел, увидел, что не то и справедливо оценил.

Прощай, «Фантомас»! Хоть ты и использовал шутки а-ля «Джеймс Бонд», но нелогичность и глупость взяли над тобой верх… А ведь, хотелось большего… Спустя столько лет… Но… Увы…

Благодарю за внимание!


Алекс Джей Лайт.