Как я к мужу в армию ездила

Любовь Мехтиева
    1970-й год. Мой молодой муж служит. Но перед армией успели расписаться. У меня уже полугодовалая дочка и я живу у его родителей. Он их младший сын и, конечно же, мама в первую очередь беспокоится, как ему служится. Вот и собрались мы к нему. А служил он в Карелии - город Сортавала. Прям на границе с капиталистической Финляндией.

     Ну, решили, собрались и поехали. Сначала до Ленинграда, там встретились со старшим его братом, где он заканчивал институт, потом нас посадили на поезд через Ладогу. Простите, забыла конечный пункт. А, может, Сортавала и был конечным? Всю ночь ехали и утром уже оказались в другой стране.

     Эта часть города была совсем немного лет назад финской, сохранились здания и тротуары, а гостиница, где мы остановились, как раз над Ладогой. Красиво же было и днём, и, особенно, вечерами. Днём город был чистым, ухоженным и необычным, а похожим на города из фильмов. Вечером он ещё больше украшался ярким светом фонарей, отражавшимся в водной глади озера. Через озеро широкий мост позволял гулять и любоваться водой прямо под ногами, так можно сказать.

     После того, как поселились в гостиницу, сразу пошли к капитану части, где служил Витя. Высокий, подтянутый и просто красивый, капитан принял нас, выслушал, обещал принять меры к встрече матери и жены с военнослужащим срочной армии.

     К слову сказать, сам капитан тоже жил в этой самой гостинице. Видать, принят на службу был недавно и ещё не успел получить жильё.

     Ну, обнадёженные, мы тут же стали готовиться к встрече. В ближайшем магазине накупили пирогов с палтусом - там это было повседневной едой из магазина, а нам в радость, вина и ещё чего-то вкусного и нужного. Ожидали встретиться с Витей, однако ближе к вечеру произошло что-то непонятное.

     Надо сказать, что буквально после встречи с капитаном и официального разговора мы ещё раз встретились нечаянно в этой гостинице, когда выходили с мамой Вити в город, я положила свою дочку на гостиничный диван, а сама отошла на минутку. Возвращаюсь, а дочка, как я её положила, так и лежит, только глазёнками смотрит вокруг. Она была не то, чтобы спокойная. Она была просто - серьёзная! Никогда не капризничала, засыпала самостоятельно и даже наша участковый педиатр всегда поражалась: какая же она у вас серьёзная! 

     А капитан как застыл, глядит на нас широко открытыми глазами, не в силах оторваться.  Думаю, удивительно ему было не только увидеть молодую маму в белых брюках с модной стрижкой, а ещё и такого спокойного ребёнка. 

   Ближе к вечеру вечер мы вдруг узнаём: Витю отправили в караул!!! На сутки! 
Как это понимать, когда за тысячу с лишним километров приезжают мать и жена с шестимесячной дочкой, а срочника именно в этот день отправляют в караул. Надо сказать - мы и приехали-то всего на два дня!

   Пришлось проглотить эту неприятность, Но у меня уже созрел план - поехать к нему в часть. О том, насколько рискованно это мероприятие, я тогда не задумалась.
   Узнала я номер части, как добраться, и вперёд. Села в городской автобус на последний маршрут и доехала до конечной остановки на край города. Там пошла пешком. Обратила внимание на то, что часовой пояс сдвинут по сравнению с Архангельском - здесь темнеет на час позже.
  
                                                                                      Иду себе иду... с одной мыслью - только бы добраться! Уже темно, над головой чёрное небо, по которому рассыпаны звёзды, и в слабом их свете вижу крутые склоны заросших тёмным лесом сопок. Дорога плавно поднимается вверх, и я вот оказалась где-то посреди сопки, ближе к вершине. Глаза уже привыкли к темноте и я различаю слева от дороги небольшой лесок, совсем близко. Из леска вдруг доносится резкий окрик: Стой, кто идёт! Сразу замираю на месте, ещё не успев сильно испугаться                                                                                           А мне наперерез из зарослей выходят двое с ружьями - среди них ... ВИТЯ !  Конечно, он-то раньше меня заметил и узнал! Вот почему я и страха не почувствовала - внутреннее чутьё как бы подсказало. Изумлён он бы, конечно. Как и его напарник. А старшина караула как раз был в казарме, меня не успел увидеть, и это было моим счастьем. Витя с напарником всю ночь меня прятали от старшины. Так комично порой выходило - старшина выходит из казармы, я в это время стою за приоткрытыми дверьми, он проходит мимо и не  догадывается, что в карауле постороннее лицо И так всю ночь.     

     Впервые в жизни оказалась на границе. Почти рядом с границей. Уже на соседней сопке мы видели огни вражеской Финляндии - страны из капиталистического  мира. Сидим мы в карауле на земле, штык Вити наставлен прямо туда - на запад. Как меня испугал этот штык! Он ведь совсем как нож, закрепленный на стволе ружья. Или винтовки. Я не разбираюсь. А чужая страна - вот она. Это если пешком идти, спускаться с сопки и подыматься на другую - 10 км, а если напрямую (по воздуху) = совсем рядом. Вот так мы и прокараулили всю ночь. И границу охраняли, и меня.... от старшины, начальника караула. Потом, конечно, и ему рассказали. Эх, говорит, кабы я знал... А что было бы, если бы "кабы", кто ведь знает. Главное, моего Витю уже не наказали за тот случай, что пропустил гражданское лицо в военную  часть, в караул на границе. Пока ночь прошла и я многое поняла, во что могла бы вляпаться, если бы не Витя меня встретил тогда ночью, да и его бы ещё как подвести могла. Но Бог миловал.

     Обратную дорогу помню хорошо. Пришлось немного поволноваться. Рано утром за полчаса до смены караула меня проводили на трассу. Вышла я на шоссе, иду себе, а тут как пошла военная колонна! Машины все такие здоровенные, бронированные что ли. и шум от них и гул, и земля дрожит. Я сбежала вниз с трассы - так мне стало страшно. Иду под трассой, и об одном мечтаю - скорре бы они уже проехали. Наконец длинная колонна почти закончилась, остались несколько, и вот самая последняя из машин замедлила ход, а военные из кабины мне кричат: "Девушка! Вы куда идёте? Садитесь, мы подвезём!"

     Тут я уж совсем перепугалась - ну,, думаю, сейчас арестуют! Иду, не отзываясь, делаю вид - не замечаю их. Военные из кабины высунулись, улыбаются: "Девушка, да чего вы боитесь? Садитесь же, далеко ещё идти, устанете! " И как-то успокоилась я, не совсем, конечно, но поверила - бояться нечего. Повернулась к ним, стала подниматься на насыпь, они уже кабину открыли и руки протягивают мне. Подошла, с трудом ногу занесла на высокую ступень кабины, двое меня так и втянули в эту кабину. Усадили рядом, улыбчивые такие, разглядывают меня, конечно же им любопытно узнать, кто я, откуда, почему здесь оказалась в эту пору. Едем неспеша, они вопросы задают. Боялась им отвечать сначала, как-то уклончиво на их вопросы говорила, а потом вдруг призналась - иду от мужа. Они спрашивают - а где муж? Говорю, приехала к мужу в армию, а его в караул отправили, вот я и поехала за ним. Переглянулись они между собой и переспросили, откуда я приехала, из далека ли? Зная размеры нашей необъятной страны, я решила, что не из Владивостока ведь ехала, и даже не из Красноярска, а из Архангельской области, одна параллель, только меридианы разные. И сказала - нет, недалеко тут. Из Архангельской, мол, области! Как услышали они это "недалеко". и давай хохотать! "Вот уж недалеко", выговорили..сквозь смех... Посмеявшись от души,скоротали дорогу, а тут и город уже! Вернулась я в гостиницу, рассказала Витиной маме про свои приключения. 

      А вечером и сам Витя пожаловал, да не один - в гости напарника пригласил, того самого, с кем они меня от старшины караула прятали. И коньяка попили мы тогда, и пирогов с палтусом поели от души - очень вкусная рыба и свободно была в продаже там - в Сортавалах. Или Сортавале? Не знаю, как правильно. Погуляли по ночному городу, полюбовались Ладогой, ещё и назавтра день был наш - нафотографировались на скалах у воды, на лесных тропках, да ни одной фотографии не увидели - плёнку засветили. Всё только в памяти и хранится теперь. В моей. С вами и делюсь. Рассказ посвящается моему внуку Руслану, это ведь его бабушка к его дедушке ездила в армию! 

     К слову: дедушке Руслана тогда ещё и 19-ти не было!