О причинах распада Советского Союза

Игорь Ерошенко
Ерошенко И.П. , Ерошенко Т.И.
О ПРИЧИНАХ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
      Одна из важнейших проблем, поднимаемая выступлениями журналиста Константина Сёмина, и на которую указывают его читатели: как его сторонники, так и его критики является проблема причин распада СССР и социалистического лагеря. В целом его творчество можно смело отнести к художественно-образному способу познания социальной реальности. В его журналистском творчестве предпринята попытка разобраться самому и предложить это сделать читателю или зрителю в том, что есть  Октябрьская революция и Советский  Союз в истории нашей страны.  Нетерпеливым он предложил перечень причин гибели Советского Союза, который является достаточно убедительным перечислением как объективных, так субъективных факторов определивших распад. Конечно, это простое перечисление удовлетворить стремящихся дойти до самой сути не может. Как  не может так эмоционально воздействовать на сознание, как, к примеру, фильмы «Биохимия предательства», «Последний звонок» и другие. Мы тоже попытаемся ответить на этот сакраментальный вопрос. Но опираясь на социально-философские понятия, не претендуя на истину в последней инстанции и предлагая заинтересованным домысливать, соглашаться или опровергать. .
       Что такое объективные условия утверждения нового общественного строя? Это прежде всего система социальных отношений между людьми и группами людей на основе определённого уровня развития производительных сил.  Социальноантропологические  системы  формируются как  сочетание  двух форм взаимодействий между людьми: конфронтации (борьбы) за  ограниченные ресурсы и кооперации (синергии) в увеличении совместно ресурсов жизнеобеспечения. Любой современный и исторический вид социума представляет комбинацию этих двух форм социальных отношений. Если доминирует первый вид отношений, мы имеем дело со сложными эксплуататорскими обществами (рабство, феодализм, капитализм), если же доминирует второй, мы имеем дело с простым общинным (родовым) обществом или с его реликтами и социальными предпосылками нового типа сложного общества. Последний в теории К.Маркса определяется как социализм/коммунизм или   реальный гуманизм. В качестве его предпосылок  могут  выступать: рабочее движение,  профсоюзы трудящихся, советы трудящихся, рабочие политические партии, социальные государства.
          К началу XX – го века капитализм как социальная система, хотя и включал в себя некоторые социальные предпосылки реального гуманизма, в целом к нему был ещё не готов. Ни на колониальном и полуколониальном Востоке (что естественно), ни даже на развитом Западе «класса для себя», действительно, нацелившегося бы на разгром капиталистической системы так и не сложилось. Западноевропейский пролетариат, самый организованный на тот момент отряд трудящихся, так и не смог предотвратить 1-мировую войну и позволил капиталистам превратить себя в пушечное мясо. Рабочие европейских стран стали убивать друг друга, испытывая на себе новейшие способы и средства истребления людей.   
         Путь к обществу реального гуманизма (коммунизма) оказался гораздо сложнее, чем представляли себе не только основоположники его как теории (К.Маркс, Ф.Энгельс), но и даже Ленин (Сталин стремился в целом реализовать ленинские идеи). Выходит, что  русские революционеры большевики как и парижские коммунары 1870 -го в Октябре 1917 повторили их «штурм неба», но в гораздо более широком масштабе. Парижская коммуна не ушла бесследно и из истории французского общества, и из истории борьбы человечества за реальную свободу, равенство и братство.  Тем более, никогда не будет забыт подвиг Ленина и его гвардии, попытавшихся продолжить дело коммунаров.   
      Утверждать, что в российском обществе не было никаких материальных ресурсов, которые можно было бы использовать для  отрыва от западной капиталистической системы, было бы неверно.  Они были, и они большевиками были задействованы. Но их  всё-таки оказалось в конечном итоге недостаточно. Мы видим, что тот общественный строй, который был сконструирован под именем Советского Союза объективно не смог стать  полноценной диктатурой пролетариата. Эксцессы с чекистами – отражение ни силы, а слабости пролетарского государства. Как и рабочие профсоюзы, как и рабочие партии, рабочее государство не смогло в течение длительного срока противостоять процессу обуржуазивания,  пребывая в мировой системе, доминирования капиталистических отношений.   Рабочий класс  России утонул в море мелкобуржуазной и люмпен-пролетарской массы.  Ленин остро чувствовал опасность перерождения характера власти в Советской России и в последних своих письмах и заметках предупреждал об этой опасности своих соратников.   
    
    Часто утверждают, что в 90 - е годы в Россию вернулся капитализм. Мы смеем подозревать, что, несмотря на то, что его позиции после 1917 были в значительной степени ослаблены, он, капитализм, как и стоящие за ним другие формы классовых отношений (феодализм и даже рабство) Россию (Советский Союз) в полной мере никогда и не покидали. Как они не покидают самые развитые современные капиталистические государства (о Востоке и бедном Юге нечего и говорить.)  В Советской России, огромной по территории стране, они ушли в тень. в подполье. Но из тени на жизнь страны и экономическую, и духовную продолжали влиять и ждать своего часа.
    Представление о чистых общественно-экономических формациях является идеализацией. Реально в структуре любого социума всегда присутствуют и действуют в той или иной форме элементы реликтовых социальных отношений и структурные элементы новой общественно-экономической формации. Те структурные элементы, которые доминируют на данный исторический период, и определяют лицо социума. По-видимому, социалистической политическая власть в СССР была до тех пор, пока, действительно, выражала и реализовывала интересы трудящихся классов и социальных слоёв. Когда бюрократия стала своими  сословно-групповыми интересами вытеснять интересы общегосударственные, всенародные, начался процесс деградации, перерождения власти и общественного строя. В 91 – году это процесс подошёл к завершению.
    Да, конечно, большинство граждан РФ и граждан бывших советских республик оглушены падением СССР.  Но и так называемый западный мир очевидно не почувствовал  облегчения. Его  постоянно трясёт как в лихорадке. Продолжение доминирования власти олигархического капитала грозит гибелью всему человечеству.  Осознание этого будет способствовать объединению всех антикапиталистических сил: антифашистов, антиглобалистов, пацифистов,  зелёных.   Социалистическая революция в России при всём своём трагизме создала миру  более комфортные условия для дальнейшей борьбы за торжество «идеи общества реального гуманизма».