История и литературные сюжеты

Михаил Ошеров
Тут в ФБ я пару раз видел интересную рецензию на новый фильм. посвящённый крестоносцам, падению Иерусалимского королевства и так далее.

Авторов фильма в этой рецензии справедливо упрекают в том, что они напридумывали свою нежизненную историю вместо того, чтобы просто воспроизвести интереснейший исторический сюжет - смерть короля Иерусалимского, борьба за его наследство, падение королевств крестоносцев и так далее. Абсолютно справедливо упрекают.

История, особенно в средние века, да и в древние, гораздо интереснее любых возможных сюжетов на эту тему. Одна только история Ивана Грозного чего стоит, просто представьте себе батальные сцены различных битв с татарами, Ливонская война, Астрахань, Казань. Несколько жён и падение династии в следующем поколении. Или ещё один пример - в советское время потратили деньги на фильм "Ярославна, королева Франции", но, собственно говоря, фильм не о том, как Анна была королевой Франции, а просто красивая сказка про то, как её везли во Францию. Но если бы кто-либо снял картину про жизнь Анны Ярославны во Франции, это был бы интереснейший сюжет - борьба её мужа и сына с феодалами, второе замужество почти сразу после смерти сановного супруга и конфликт со двором, её возвращение к королевскому двору - это сюжет для хорошего фильма.

Ещё один сюжет через 200 лет - поездка князя Михаила Черниговского во Францию и его выступление на церковном соборе.

Или же история Генриха IV, короля Св. Римской империи (помните "хождение в Каноссу"?). Он был низложен со своего трона папами, был период, когда правили папа и антипапа, король и антикороль. Генрих IV тоже был женат на русской княжне.

Википедия.

"14 августа 1089 года в Кёльне состоялось бракосочетание Генриха с дочерью киевского князя Всеволода I Ярославича (сына Ярослава Мудрого - М,О,) Евпраксией, после обращения в католичество принявшей имя Адельгейда. По мнению немецкого историка Герда Альтхоффа[9], брак Адельгейды и Генриха преследовал своей целью укрепить связи императора с саксонской династией. Новобрачной предназначалась роль заложницы, что для своего времени было широко распространенной практикой, позволявшей укрепить и обезопасить заключенный политический союз.
Накануне Пасхи 1091 года Генрих IV захватил Мантую и повернул своё войско в сторону Каноссы.

Здесь фортуна отвернулась от императора: герцог Вельф I заблокировал переходы через Альпы так, что на этот раз Генрих оказался в окружении в Вероне и в течение трех лет, с 1093 по 1096 год, не мог вернуться в Германию. Его сын Конрад в 1093 году примкнул к Папе и его сторонникам. Вторая супруга императора, Адельгейда, которую Генрих обвинил в сексуальных прегрешениях и упрятал в тюрьму, смогла сбежать от него в 1094 году к Матильде Тосканской. На синодах в Констанце и Пьяченце (1094 и 1095) Адельгейда свидетельствовала против Генриха, обвинив его в принуждении к супружеским изменам, в частности, к сожительству со старшим сыном Конрадом. Папа Урбан II вновь предал Генриха анафеме.

Генрих был в полном отчаянии. Бернольд Констанцский (нем.) в своей хронике сообщает, что он почти решился на самоубийство и только неожиданно распавшийся брак Матильды и Вельфа вдохнул в него надежду.[10] Благодаря связям в Падуе Генрих IV объединился с Вельфами, которые вернули ему Баварию, и в 1097 году император торжественно праздновал Троицу в Регенсбурге."

А Вы говорите - нет сюжетов.