В Горной Шории найден бурханистский храм

Виктор Харин 2
НА  ГОРЕ « БОЛЬШОЙ ИЗЫГАШ» НАЙДЕН БУРХАНИСТСКИЙ ХРАМ.
Немного истории. Впервые  мы побывали на  горе  Большой Изыгаш в Советские восьмидесятые годы.  Новокузнецким леспромхозом из посёлка Теба для вывозки леса была положена гравийная дорога вдоль реки Белая Теба до самого её истока.  Левый приток реки  центральная Теба, где тоже когда- то под руководством золотопромышленника Попова  каторжане мыли золото.  Чистейшая рыбная речка  протекает по дремучей кедровой тайге,  взяв начало с самой  высокой  точки этих мест -  Большой Изыгаш.  У нас, в Шории, такие горы называют гольцами (голыми) или саланами (салбыкта - складывать тюрк.).  Зимой  между гор выпадает до 4-х, а ближе к  верху  до 8 метров снега.  На самой  вершине, порой, образуются снежные надувы высотой до 15 метров.   Снежные айсберги , готовые  летом обвалиться в любую секунду, представляют серьезную опасность для путешественников.     Суровый и влажный  климат     местности сочетается с необычной высокогорной флорой. Кроме  кукольника, маральего корня  и прочих лекарственных  , встречаются редкие растения как горечавка, пушица,  полевой лук ,белый кандык, белая аквилегия и белая синюха. В  горной тундре   встречается редкая ягода  - толокнянка.       Из цветущих преобладает  царица горных лугов -  крупный, синий цветок с поэтическим названием – аквилегия ( аква - вода, водосбор). Сколько бывал на гольцах, нет более красивого  вида, чем  на Изыгаше.   Тут чувствуется непреодолимая и подпитывающая мощь природы.   Подковообразный склон, обращённый на восток,   летом усыпан   цветами, а в глубокой  синеве  гор     вихри тумана играют  струями  утреннего солнца. Осенью природа становится на удивление нарядной.     Пришедших  сюда туристов и ягодников  чарует зрелище   из разбросанных по всем холмам и полянам  ярких  рябиновых костров.  При наступлении холодов, от дождя с ветром, летящего горизонтально,  низкорослый  хвойный лес обрастает массивными сосульками.  Они  превращают дерево в  корявую палку,   с обломанными  сучьями  под самый корень. По хребтам близлежащих гор, среди остроголового  изуродованного пихтача, пейзаж дополняется огромными каменными истуканами.Магматические останцы, окруженные   речками с золотыми россыпями появились здесь , по геологическим данным, около 500 миллионов лет назад. Местное население из- за количества скал величает ещё эту гранитную гору   -  «Девять Братьев».  Во многих местах  Кузнецкого Ала - тау (Медвежьи, белые горы)  солёные воды отступившего океана Тетис (Тенис- Талай. тат.),  оставили  после себя окаменевший ил.    Теперь это, частично метаморфизированные  с магматической породой,  серые  известняки и мрамора. Толщина  их в некоторых  местах  достигает километра.   В карстовых пустотах    любители приключений      периодически находят  признаки древней жизни:  кости животных, орудия первобытного человека.   Из китайских летописей , изучавшихся  хакасским учёным Л.Р.Кызласовым,   мы узнаём, что  многие из    здешних каменных полостей    были пристанищем необычных, чёрных,  неговорящих людей.  Они жили по календарю, приходя в город Грустина, занимались торговлей, а на зиму  впадали в анабиоз. Поскольку  их теперь нет, то учёный предположил, что  все  они вымерли.Но по утверждениям аборигенов и охотников, в этих местах по сей день обитают  таинственные, пугающие существа,  именуемые горными духами: Бикфут, Алмасты  или  Ети.   Во времена Золотой Лихорадки они иногда спасали людей от гибели.   Русские их называли - Горный Батюшка.    В словаре  В.Я. Бутанаева сказано, что гора Изыгаш на русский язык переводится как Священная (ызыр).    Вот строки из его книги « Бурханизм тюрков Саяно - Алтая» : « Большая часть общественных молений в XIX в. проводилась бурханистами на разных горных возвышенностях без храмовых комплексов. Кроме этого, учитывая скрытый характер  местного населения, русские власти даже не знали о древних храмах. Поэтому в своих донесениях сибирская администрация докладывала: «Татары сии не имеют ни кумиренных, ни молитвенных домов». Поясню, что религия Бурхан с их богом Худаем обходилась без бубна, делая акцент на молитве,  часть которой приводится ниже. Более древняя религия - ведический шаманизм. Возраст его только по официальным меркам составляет более 60 тысяч лет. Эта древнейшая религия связана с птицей Гаруда или Демиург.  Птица – сокол вместе с изображением медведя встречается в скифских курганах  и является гербом Коми -Пермяков (Бермяков). По  индийским легендам она символизирует летательные аппараты Виманы,  прилетевшие с неба. Читатель спросит: « много ли  народа было в этих глухих местах?». Надо предполагать , что при другом климате при обилии дичи   в верховьях рек   люди  жили всегда. И этому  есть доказательства. Вся территория Шории и Хакасии  была разграничена сеоками (родами, костями) - Аба, Кичин, Чедибер .  При составлении   документации  густонаселённые сеоки  Кузнецкого края  были  нанесены на карту .  Многие  места бывших поселений, по разным причинам, оказались затерянными. Случалось, что коренные хакасы, придя в музей посёлка Теба, к своему удивлению, на старинной карте Кузнецкого уезда Томской губернии обнаруживали  свой сеок, что  является фактом общекоренного  происхождения с другими народами.   В 1948 году на территории бывшего золотого прииска  возле горы с одноимённым  названием Изырас при поиске молибдена ленинградские геологи нашли захоронение из каменных плит. Возраст его более двух тысяч лет.  А у подножия  горы  Изыгаш значится официальный памятник истории - урочище  Банный.  Он занесён в реестр археологом Ю.В. Шириным , который был приглашен мной сюда и найден им   в 1992 году.   Старинное татарское поселение  находилось рядом с прииском  Верхняя Теба - бывший прииск Его Высочества, Великого Князя Николая Николаевича.   Из рассказов старого шорца на   горе Изыгаш, что рядом с исчезнувшим поселением, существовало древнее культовое место. Возможно, это и был  языческий храм.   Примечательно то, что в  бурханистских  молитвах богу Худаю, которые они читали по нескольку часов подряд,  непременно упоминался Священный конь Ызых, который бы питался целебной травой с горы Меру.  Как и птица  Демиург, найденная нами в кургане возле города Мыски в 2010 году, фрагмент текста молитвы об Ызыхе,  есть ещё один  факт,   подтверждающий  легенду о   существовании материка  Гипербореи.  Вот отдельные части молитвы: « Тёёр, Тёёр! Мы взошли на высокую гору с думами об Ах - Худае, согласно обычаю, начатому Хан Пургусом. Мы пришли, поднимая Ах- Худаю священный пар, мы пришли, приведя собой наших детей. Мы , поставили священную берёзу, имеющую золотую листву и серебряную бересту. Мы установили золотой жертвенник на четырёх ногах,  мы принесли белого ягнёнка с чёрными щеками, мы пришли, привязав  на священную берёзу белые флажки «чалама»… Мы, забив его жертвенным способом, поднимаем священный пар! Пусть наш пар достигнет Великого Бога! Ради того, чтобы жить всему народу, ради того, чтобы пасся скот  на пастбище, чтобы выросла трава на чёрной земле, чтобы уродился хлеб , посеянный русскими…»
Далее идёт еще 9 страниц текста… Старый шорец рассказал так же, что культовое место состоит из трёх объектов. 1. « Камень жизни»- скала, на которой растёт дерево. 2. «Камень жертвоприношений»- камень с чашей.  3. «Камень гаданий» - скала, дающая  мгновенный ответ, на поставленный вопрос внутренним голосом.  У северных народов  подобные пророческие  камни называют сейдами.       Житель посёлка Теба  Григорий Достовалов, получив информацию ,  в 2001 году побывал на этом удивительном месте.   Он сказал:   « Как только я поднялся по  жердочке на шатающийся камень, то сразу услышал слова: «Ты зачем сюда влез?»- меня охватил испуг и я,   задав вопрос,  быстро спустился обратно вниз. Результатом  был ошеломлён, ибо  почти сразу  увидел   соболя, о месте нахождения  которого пытался узнать!».  Его рассказ  разбудил желание  побывать там и повторить  необычный опыт.  Тем более, что подобное я уже испытал в Хакасии  при подходе к менгиру, который вкопан на территории музея ст. Шира.      Более подробно об этом можно прочитать в интернете  в моей статье - «Таинственный феномен - наследие предков». Время шло, к  великому сожалению,  Григорий, знавший местоположение объекта  безвременно умер. Мы остались без проводника. В 2016 году,  с экспедицией, организовав вылазку  в горы, ничего не нашли.  Пренебрегли подсказкой старожила  А.С. Чучалина о том, что  бывать в этих местах надо  в середине июля и попали   в погодную немилость. Четыре дня поисков ушли даром.   Священное место и памятник  истории оказался под угрозой  быть утерянным. Опасаясь  этого, мы, с видеооператором В.Кречетовым, поставили себе цель -   найти его.   Возможно, уважаемый читатель   скажет: «  эти предрассудки не стоят выеденного яйца…». Должен ответить, что любая религия , есть закон и почитание прародителей. Без этого  могут жить только звери. И чтобы остаться людьми, мы обязаны  беречь механизмы сохранения памяти о нашем  происхождении, будь то изображения на амулетах,  иконах, менгирах или  установки в  текстах молитв.  Воинственный атеизм - не лучший помощник  познания истины.  Уверен, что следующие  серьёзные открытия будут  в содружестве с религией, оккультизмом, магией и прочими психофизическими явлениями.  Начиная с 90-х годов прошлого века изотерические знания стали привлекать всё большее количество людей.    Учёный, исследователь,   психотерапевт Виктор Рогожкин  написал книгу,  назвав данное направление  эниологией.    Комплекс   знаний, связанных с ИПС (информационным полем  событий) заслуживает большего внимания, нежели мы привыкли считать.   Необычные природные памятники всегда были местом притяжения  людей ,поэтому многие выполняли культовые назначения. Являясь накопителями информации (местами силы), они представляют интерес для современных исследователей .  Особенно это касается горной местности, потому как слово « гора (га-Ра)» с помощью палеоэтимологии расшифровывается как «дорога к богу». Вот поэтому, сегодня так важно  найти и сохранить от   техногенного варварства  любые, даже самые малые источники информации .
 Июль 2017 года.   Итак,  преодолев по  пыльной, извилистой дороге  более семидесяти километров вездеход, управляемый бывалым шофёром,   привозит нас на площадку второго ортонского перевала . После  короткой передышки команда представляющая города  Москва, Новокузнецк , Мыски , Междуреченск и посёлок Теба  ныряет в высокий тенистый кедрач.   За ним таинственным пятном синеет объект нашего притяжения.    До вершины Большого Изыгаша не более пяти километров.   Солнечная погода в  многоголосье участников  добавляет мажора. Цепляясь  за торчащие сучья, прыгаем по вышарканному ногами  курумнику,  перешагиваем корявые  валёжины,  вязнем в болоте.       Быстрая смена пейзажа и последовавший крутой подъем не дают  команде впасть в удрученное настроение. Уже кто- то вверху радостным голосом кричит: « Вижу мегалиты Куйлюма!».        Вскоре   лес  кончился,  а среди кустов рябины появились высокогорные растения и  взгляду открылись новые , не виданные ранее   рельефы. Как изваяния загадочных  существ в сиреневой дымке громоздились исполинские фигуры.  Недавно эти скалы, что напротив , очень похожие на рукотворную кладку, посетил  исследователь и писатель, наш коллега  по чудачеству Георгий Сидоров.   Обзор увеличился, защёлкали затворы фотоаппаратов.  В прохладном и сыром тумане голоса путешественников  словно растворились.  Только слышно как часто и глухо бьётся сердце. Вот и вершина!
   Подъем сменился на плавный спуск. Народ, хватая на ходу  сладкие ягоды черники ,почувствовав облегчение,  растянулся по дороге. Хорошо заметная, черная от перегноя незнакомых растений  тропа,   привела к месту прошлогоднего  стойбища.  Начались шумные хлопоты по устройству лагеря . Андрей  с остальной компанией стал решать ребусы с палаточными принадлежностями.  Володя приступил к эксперименту с разжиганием костра . Слава запустил квадрокоптер  для съёмки  окрестностей. Ведь  цель экспедиции - найти тот камень, скалу в виде сгорбленного старика, что есть верный признак культового места. Уже при вечернем чае мы рассматривали на экране окрестности скал , снятые винтокрылой  машиной.  Однако, к сожалению , мы не  увидели ничего подходящего.  На другой день, утром , перед тем  как  продолжить поисковую операцию,  было решено посетить близлежащую  интрузию с названием « корабль».   Через десять минут  плутания  по  мокрым от росы кустам  нашему взору  явился  причудливый гранитный исполин .   Возвышающийся   над острыми макушками рыжеватых пихт за миллионы лет,  он, облизанный ветрами,  обточенный дождями, выглядел монументально. Схожесть объекта  с подводной лодкой вызвала  у всех   восторг.  К носу  «корабля» пробираемся через   каменные лабиринты. То справа , то слева   маячат признаки посещения человека. Вот пластиковая бутылка. Ну … не умеем, чтоб не напакостить!  В уютном месте,  рядом с нависшей гранитной плитой стоит мощный кедр. На его коре  заплывшие смолой следы топора. А вот и замшелые головёшки  старого костровища.    Похоже, что немало всякого люду побывало здесь.   Старожилы рассказывали, что в таких пригодных для ночлега  местах путники, порой, находили    спрятанные или забытые кем- то предметы.  Рабочий  новокузнецкого леспромхоза, старожил В. Альчиков  в тайге, на упавшем кедре, обнаружил прибитую  латунную табличку с надписью  и гербом  - «Сан – Петербургская геологическая  экспедиция 1837 год».  Один раз, охотники на  дереве,  нашли  старинные  бронзовые весы.  В другом месте, под кедровой хвоей ,оказалась чугунная сковорода полуметрового диаметра.  А среди переплетения корней вблизи забытой таёжной тропы  и мне посчастливилось найти старинную  орнаментированную бутылку нестандартной  емкости 375 миллилитров.    Вот мы и возле «корабля»! Перед ним на огромном каменном столе 3-х метровой высоты, словно для дорогих гостей,  накинута  колючая скатерть из тёмно-зелёных мелких кустиков редкой ягоды шикши. С трудом поднимаемся на него. Справа головокружительный  обрыв, откуда  высовывается макушка  высокого кедра , усеянного  недозревшими,  с тонким ароматом смолы,  шишками. Их хочется потрогать руками. Но  приближаться к краю опасно!   Поиски надписей, рун и каких- либо знаков  с фотофиксацией поверхности замшелых стен ничего не дали.  Тогда,  обойдя вокруг  «корабля», поразмыслив,   глухим мелколесьем  удаляемся на запад.   По дороге нам встретились ещё два останца. Один похож на огромного медведя, другой на пагоду. Вскоре, в просвете карликового пихтача, среди лесной поляны пред нами  вырастает  сложенный из  плоских блоков с обрезанными краями  одинокий гранитный истукан . С правой стороны, на его каменном выступе, неизвестно за что держится кудрявый кедр.  А за скалой, под облаками со стороны севера просматривался   межгорный голубой простор.  Так это ж   долина реки Белая Теба!?   Значит, искомый объект где - то рядом!  Я шел последним, и  поделиться мыслью было не с кем. С фотоаппаратами наголо, мои товарищи   скрылись за возвышавшимся  каменным  быком.  Обойдя преграду , я вышел  на крутой, тернистый спуск и опять никого не обнаружил.   Тишина! Команда куда-то исчезла, рассосалась, расползлась.  Видимо, каждый был  чем - то  увлечен, сосредоточен.    Внизу, сквозь дымку просматриваются изумрудно-зелёные альпийские луга. В таких местах  раньше, до процветания браконьерства, можно было увидеть  стадо безмятежно пасущихся диких оленей.     Уходящие водопадом  вниз,   беспорядочно наваленные , многотонные  каменные блоки неправильной формы,  покрытые  живописными кружевами  бледно-зелёных и бурых  лишайников,  выглядели непреодолимой преградой.      В верхней части уронниковой вакханалии, в соседстве с рябиною и кедром  высился не особо приметный,  но  мощный выступ скалы. Почему - то захотелось на него подняться, но     при первом же шаге, мной овладела робость.   Вдруг, откуда- то снизу,  из  - под каменного блока, донёсся знакомый звук варгана. Оказалось, наша кайчи - Ольга Таннагашева  известила о своём присутствии .    Слева послышался   ещё один варган! Это  упорный и любознательный  парнишка Антон,понимающий толк в народных инструментах, вторит ей,  незаметно  угораздившись рядом со мной  на гранитном выступе. Похоже, что величественное  природное зрелище  вызвало у присутствующих внутренний восторг .  Путешественники, сидя на разогретых июльским солнцем  камнях, как в удобной  ложе театра, превратились в слушателей.  Коли так, дополняю программу концерта   звуками ветра своей  неразлучной алтайской окарины .   Не знаю , как это выглядело со стороны,   но  пятое или десятое чувство подсказывало нам, именно здесь  сделать   мажорный аккорд. Под вечер, отправив группу  для обследования других урочищ , мы с товарищем   ещё раз  вернулись сюда.   Погода стояла прекрасная, и нужно было использовать её для качественных съёмок. И когда мы подошли к  каменной осыпи сбоку, то воскликнули: «Эврика!» Оказалось, что   совпало пять ориентиров, указывающих на правильность наших поисков.  Самый главный  -  это наклон каменного старика в сторону Прародины - Гипербореи.  Да, за  прошедшие без малого сорок лет  на горе нарос новый лес, а  каменная голова  сгорбленного старика упала  с плеч. А может ей помогли упасть беспечные охотники или туристы? Тем не менее, «старик» найден, хотя и оказался замаскированным в новом подлеске. Это тот самый камень с раздвоенной ступенькой, на который я забоялся подниматься. Он и есть «Камень Гаданий».   Справа, чуть выше по склону  лежит светлая гранитная плита размером  два на полтора метра.  В середине  плиты  углубление, заполненное дождевой водой   - Камень Жертвоприношений. «Камень Жизни»- это высокая ,десятиметровая скала, что позади каменного старика. На ней растёт кедр с длинными корнями.  Если бурханистский храм найден, то задача следующей экспедиции  проверить его людьми, обладающими экстрасенсорными способностями.    Произвести археологическое обследование. Не говоря уже о голографической памяти культового места, наверняка где -то по близости есть  начертанные на камнях знаки, остатки костровищ  или  утерянные  металлические предметы.   Необходимо обустроить его,  пригласив   шаманов для совершения обряда восстановления ,  и  по возможности, проверить   феноменальные  свойства   «Камня гаданий».По приезду домой, я посоветовался с шаманом из Хакасии Леонидом Горбатовым.   На мой вопрос о культовом месте он сказал, что там непременно должна быть площадка.  Так оно и есть! Перед самой скалой идеальная , покрытая пушистыми мхами ровная каменистая полянка.   Возможно , она помнит события прошлых лет и хранит тысячи следов, приходивших людей с просьбами к богу Худаю или Ульгеню.
 
                Ура! культовое место найдено!
 Размышляя о перспективе,  осмелюсь предположить, что при развитом туризме нашего района, это культовое место будет одно из самых  почитаемых и  посещаемых мест Горной Шории.  Рассуждая о мегалитических сооружениях соседней горы Куйлюм ,  нельзя делать скоропостижных выводов.  Таинственный объект требует бережного отношения и изучения с использованием современных  знаний, методов и инструментов. Для всего этого  будет великим благом  внимание местных властей, помноженное на  высокую культуру  общества. Чтобы   быть таким  обществом, не требуется иметь семь пядей во лбу. Достаточно  следовать  традициям аборигенов, в которых  тысячелетиями  отточены все правила поведения на  местности. Природа не любит алчных, шумливых и беспечных .  Все найденные  нерукотворные  и рукотворные памятники необходимо внести в реестр охраняемых.  Для этого при администрации  г. Кемерово существует специальный отдел.  Уважительное и бережное отношение к нашему Родному краю непременно компенсируется здоровьем населения, а так же культурными и другими ценностями.   
Член РГО, краевед Виктор Харин.  Август- 2017 года.