Война и Мир Роберта Дорнхельма - спасибо!

Игорь Катанугин
(Уважаемая администрация сайта! Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)




«ВОЙНА И МИР» РОБЕРТА ДОРНХЕЛЬМА – СПАСИБО!


Предисловие автора. Уважаемые читатели! Вот, захотел сейчас приготовить и опубликовать некий материал – мои личные записи – относящиеся к замечательному чудесному – художественному фильму «Война и Мир», 2007 год, режиссер Роберт Дорнхельм, совместное производство ряда европейских стран и России!...

Признаюсь – мне очень – очень нравится эта экранизация великого романа Толстого!.. Конечно же, я очень ценю и признаю все неоспоримые достоинства и нашей российской – СССР тогда – экранизации режиссера Сергея Бондарчука! Просто заранее выскажу парой слов мысль, которая звучит рефреном в моих письмах – лично я воспринимаю эти две экранизации не в духе враждебного соперничества – но, наоборот – в приятном сердцу мирном благожелательном духе сотрудничества, дружбы, взаимопомощи! В случае же киноартин и создавших их коллективов это можно еще выразить прекрасным словом ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ!.. Они взаимно дополняют друг друга – эти две чудесные достойные нашего благодарного внимания картины!..

Итак, далее я решил просто привести здесь некоторые мои предыдущие письма – очерки – посты – которые я ранее уже написал и разместил на тех или иных интернет – ресурсах! Заранее благодарен за ваше доброжелатеьное внимание! Игорь Катанугин, город Бежецк, Тверская область, Россия.




Часть 1. ДЕНЬ ПАМЯТИ ОБО ВСЕМ ЛУЧШЕМ В ИСТОРИИ...


Четвертое ноября... День Единства... Казанская... День памяти о героях и событиях 1612 года... Мне кажется, этот праздник можно считать шире - как День памяти обо всем лучшем, что было в нашей истории - во всей истории нашей - от самых древних времен и до эпохи Советсткого Союза и даже до наших дней... И, пожалуй, особенно фокусируется, концентрируется этот День на всем ценном светлом в истории Царской России - и это хорошо, ибо очень много светлого дорогого сердцу храним мы из тех далеких вроде бы времен...

И - наряду с событиями 1612 года - почему бы не вспомнить и драматические события 1812-ого?!.. Эта эпоха несколько ближе по времени и - с радостью хотел бы сказать - оставила свой заметный яркий след во всей нашей культуре - в исторической науке, искусстве и литературе - один Лев Толстой чего стоит! И далее - искусство кино!...

"Война и Мир"!.. Вижу здесь очень хорошую возможность потренироваться в ПРЕОДОЛЕНИИ СОПЕРНИЧЕСТВА - нашей давней российской беды - и признать сильными, красивыми и очень ценными обе экранизации романа - и 1950-ых годов - Сергея Бондарчука, и 2007 года - Россия совместно с рядом стран Европы - режиссер Роберт Дорнхельм!.. Мне кажется, что они - иностранные в основном актеры - сохранили, возможно, лучше российских, все великое уважение и ЛЮБОВЬ К НАШЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ!

Этот фильм Роберта Дорнхельма - в отличие от английской экранизации 2016 года - можно смотреть с детьми любого возраста - ибо там - все светло, там все светло - хотя и пороки показаны, и слабости, и заблуждения героев!.. Однако так показано, что можно смотреть даже с маленькими детьми у экрана!.. Кстати, и с пожилыми людьми тоже, и им тоже очень интересно - проверено!..

Позволю себе сказать - я впервые посмотрел эту экранизацию - 2007 года - в здании, которого уже нет в нашем городе - в старой "Звездочке"... Работал там сторожем - дворником, и иногда чувствовал себя как бы ОТОРВАННЫМ от всего мира (и, признаться, как бы на дне), и трудно было питать какие-то надежды... Вот тогда и почувствовал я вдруг всю сладость и исцеляющую силу этого великого сладкого лекарства - искусства, литературы, кино - и там, со старенького телевизора - увидел вдруг кадры этого фильма - и почувствовал, что с экрана льется свет, льется духовная сила людей - наших замечательных предков - целительная духовная сила... И я с радостью простил им все слабости, которые, не исключаю, можно найти и в этой картине...

А еще там есть ВАЛЬС! Такой чудесный радостный вальс, который утерян ныне... Однако, молодые люди стараются, и есть даже видеозаписи - очень трогательные своею слабостью, убогим неподготовленным залом, но все равно - они - обычные ученики школы, в маленьком поселке в "глубинке" - стараются испытать вдохновение!...





Часть 2. РОСТКИ ЗОЛОТОГО ВЕКА

(отзыв о новом фильме «Война и Мир», режиссер Роберт Дорнхельм, 2007 год)



Обычно исторические фильмы рассматривают в категории «Прошлое», но по горячему побуждению сердца самим заголовком моего отзыва я выразил устремленность в Будущее, ибо увидел  в этой чудесной кинокартине драгоценные проблески, ростки, видения Золотого Века – долгожданной эпохи Мира, счастья, духовности и изобильной жизни…

Однако сначала должно произойти ВОЗВЫШЕНИЕ СОЗНАНИЯ людей, что всегда связано с рядом испытаний – тестов. Один из них – отказ от пустого, тщетного соперничества, которым, к сожалению, пропитано сейчас все – от школьного образования до межгосударственных отношений. Авторы новой экранизации успешно прошли этот тест – воистину с мудростью Толстого они отказались соперничать со старым фильмом Сергея Бондарчука; они оставили старой кинокартине все ее несомненные плюсы (грандиозные массовые сцены, картины глубоких размышлений и переживаний героев) и просто ПОШЛИ ДАЛЬШЕ, создав целую галерею ярких образов -  абсолютно живых, реальных, причем именно русских людей с их глубокими чувствами – чистыми, красивыми, высокими; и с такой  художественной силой обрисованы самые драматичные ситуации, что это потрясает до глубины души, очищает, возвышает – как пьесы Шекспира; и у меня нет более высокой оценки…

Второй тест – смиренное ученичество. Сложилось полное впечатление, что В ГЛУБИНЕ ДУШИ эти актеры  и режиссер считают себя учениками Шекспира, и на вечный вопрос Гамлета отвечают: БЫТЬ! БЫТЬ духовными существами – пламенными, благородными, и играть соответственно… Вообще, весь этот  фильм настолько полон самых теплых, нежных чувств, человечности, заботливости, материнской любви, милосердия и сострадания, - что это являет резкий контраст с бездушной механистической идеей, почти победившей мир…

Далее. Третий тест – свобода от зависти. Способны ли вы честно признать, что нам есть чему поучиться у зарубежных Служителей Искусства? Способны ли порадоваться за них? И, наконец, милостивые сударыни: способны ли вы с ИСКРЕННЕЙ РАДОСТЬЮ признать красоту, чистоту сердца и талант другой женщины? – Если да, это говорит о вашей собственной красоте души… Воистину, это важнейший тест, и я говорю о красоте и таланте всех актрис фильма, и особенно возлюбленной Клеменс Поузи, не просто сыгравшей роль, но ПРОЖИВШЕЙ ЖИЗНЬ Наташи Ростовой… Свет Солнца струился и целовал Свет ее глаз, ее светящееся полупрозрачное лицо, отразившее Красоту ангельских ликов…(Храни ее, Архангел Михаил!)

Конечно, они не  были вполне свободны от каких – то иллюзий, стереотипов – Наташа, Соня, Лиза, Маша, - все равно, их стремление к миру, красоте, чистоте, их всепоглощающая жажда ЛЮБИТЬ, их самопожертвование, умение радоваться счастью других, их искренние старания ПРОЩАТЬ, - все это возвышает эти дорогие образы русских девушек на небесный уровень героинь Шекспира…

Это - НЕСОМНЕННЫЙ ЗНАК Высокого Искусства, Росток Золотого Века, равно как и удивительно теплые, трогательно заботливые, исполненные чистой нежной любви отношения между всеми членами семьи Ростовых, между Наташей и Пьером, и, конечно, ее взаимная Любовь к князю Андрею, и его слова «Моя дорога – дорога чести», и их божественный вальс – все это не просто напоминание о Свете Прошлого; это – Ростки Светлого Будущего! И будет ИЗОБИЛИЕ, и ВСЕ смогут жить в таких красивых зданиях, среди прекрасной чистой природы… С Богом все возможно!!!

И, конечно же, спасибо актерам, режиссеру, композитору (Ян Качмарек), всем, кто работал над фильмом! Браво, Маэстро! Счастья вам и новых успехов!

И еще – этот фильм служит прекрасной иллюстрацией почти забытого сейчас Золотого Правила наших славных предков:

 ПУТЬ ЖИЗНИ ЕСТЬ ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ!

Декабрь 2007 года




Часть 3. ПЛАМЯ ЖИВОГО ТВОРЧЕСТВА

(размышления по фильму «Война и Мир», 2007, реж. Роберт Дорнхельм; дополненный вариант – от 26 декабря 2015 года)


Какое чудесное замечательное изобретение – интернет и социальная сеть! Конечно, зачастую они используются весьма сомнительно и даже явно во вред – но это не отменяет того факта, что они могут служить конструктивному очень приятному и полезному общению людей! Вот к этому и стремлюсь, на это надеюсь, устроившись сейчас за компьютером, набирая эти скромные немногие слова…
Ранее я уже имел честь и радость опубликовать в этой группе некоторые мои мысли и впечатления по этому роману Льва Толстого и его экранизациям, и хотел бы сейчас еще немного продолжить…

Это краткое письмо – сочинение я позволили себе назвать так вот сильно, значительно – Пламя Живого Творчества! Просто дело в том, что именно так лично я оцениваю всю работу, весь труд всего творческого коллектива этой киноленты – под руководством режиссера Роберта Дорнхельма, 2007 год! Пламя Живого Творчества! Оно так и видится мне – витающим, пляшущим, смеющимся, плачущим и свободно танцующим во всех сценах и сериях фильма, в ярких выразительных лицах и образах его героев, во всем, что связано с этой экранизацией и что за нею стоит!

Как я уже писал в личных сообщениях, они, эти замечательные актеры, будучи в основном из других стран Европы – даже еще более русские, чем многие из нас, россиян, чем многие из наших российских актеров! Позволю себе сказать – уже давно, два десятка лет, как я стал стараться использовать все возможности, чтобы жадно читать художественные книги, смотреть кинофильмы, и вдумываться, вчитываться, впитывать их содержание, размышлять о жизни и о себе в том числе!...

И я вижу – как они, эти актеры – 2007 – любят предмет своего творчества! Как они любят нашу Русскую Культуру и этот роман Толстого в частности! Тут воистину очень многое можно бы написать, целые большие труды по этому чудесному замечательному фильму! Музыка, сам замысел режиссера, подбор и игра актеров – такая игра, что это уже даже не просто игра, а сама жизнь – ибо они на самом деле всем сердцем, всем умом живут судьбами героев – там все какое-то на самом деле Живое, все дышит, живет, мечется, думает, размышляет, радуется, плачет, грустит – все живое, настоящее, все очень и очень Русское, наше, родное, старинное и удивительно современное вместе с тем!

Позволю себе привести еще одну мысль из моей личной переписки по этой теме… Некоторое время назад я очень серьезно читал пьесы Шекспира... 19 пьес... И каждую читал не спеша, делал записи в дневник, цитаты, мои мысли, впечатления... Вы понимаете - это - отдельное необъятное поле для общения; сейчас же хочу сказать, что этот фильм - Роберта Дорнхельма - по-моему, по своему духу, красоте, музыкальности, по своей насыщенности внутренним электричеством, по благородству, красоте одних героев и низости других - всего не скажешь - по многим тонким чертам, сливающимся в единую мощную симфонию - похож на произведения Шекспира!

Там и музыка чудесная, и сам фильм - тоже весь как единая чудесная симфония! Да, возможно, где-то кто-то найдет и какие-то слабости, но это легко, от всего сердца прощается! И, конечно, это - тест для наших служителей искусства - тест на умение видеть Свет, даже если этот Свет струится из-за границы... К сожалению, далеко не все прошли это испытание на смирение и умение радоваться успехам других!

А в смысле преодоления тщетного суетного соперничества этот фильм – на самом деле очень важный тест и пробный камень для всей нашей, что называется, творческой интеллигенции! Конечно, экранизация режиссера Сергея Бондарчука – чудесна, величественна, замечательна! Конечно же, она навеки вошла в сокровищницу нашего искусства! Вместе с тем, ведь это никоим образом не препятствует Творчеству! Сама жизнь – в самом глубинном сокровенном смысле своем – Творчество! Радостное свободное раскрепощенное творчество, имеющее вместе с тем и свои Таинства, свои скрытые глубокие Принципы и Законы… И, мне кажется, экранизация Роберта Дорнхельма – чудесная тому иллюстрация!

Они – коллектив 2007 года – сумели найти такие тонкие важные грани, сумели так соблюсти скрытое, но очень важное равновесие творчества, что мы видим именно это тонкое чудесное Равновесие между самим литературным произведением и творчеством – свободным радостным увлекательным творчеством всего коллектива фильма! Актеры и моложе в основном, чем у Сергея Бондарчука – ближе к литературным героям, и они совершенно живые, свободные, раскрепощенные на площадке – так что смотришь – и напрочь забываешь, что смотришь кино – ибо чувствуешь – да это же жизнь! Сама непосредственная жизнь, это – живые люди прямо в самой гуще жизни, объятые настоящими чувствами, захваченные своими
бурями эмоций, переживаний – от низменных до самых красивых и высоких, от личных – до переживания судеб Родины, причем все это связано, нераздельно одно от другого!...

Возьмите, например, страницу романа, связанную с тем ужасным обманом, западней, устроенной Анатолем и Элен Курагиными по отношению к Наташе Ростовой. Ранее я уже писал – как они все ярко представили! Ведь ТАК И ПРОИСХОДИТ в жизни буквально на каждом шагу! Это – сама наша жизнь, повседневная, зачастую не самая высокая, не самая приятная практика окружающей жизни! У Бондарчука все это несколько смазано, притушевано, прикрыто… Ну не могли они тогда – в силу ряда причин – вывести так ярко, так смачно и выразительно обворожительную соблазнительницу Элен, наглого и столь привлекательного Анатоля, не могли так наглядно, так открыто, до мелочей, нарисовать их обман и подвохи!

А здесь – в экранизации 20007 – все это оказалось возможным! Кстати, часто приходится читать – вот тут то, вот там-то они отошли от романа, вот тут-то ошибка, вот там-то не так! А, собственно, почему в кино все должно всегда быть так и только так, как в романе? Воистину, есть тонкая зыбкая ГРАНЬ ВОЗМОЖНОГО, и ее просто очень трудно передать словами; но теперь это и не нужно! Не нужно, ибо есть этот фильм! Просто посмотрите – и Вам станет ясно без слов! Они нашли РАВНОВЕСИЕ! Это и Толстой, но вместе с тем – это и их личное Живое Творчество! Они не стали красить черным волосы Клеменс Поэзи, сыгравшей Наташу Ростову! Зачем? У Толстого Наташа – брюнетка? Ну и что? Ну и что? – Пусть станет блондинкой! У нас на Руси что – блондинок не бывает?! Это не характерно для нас?!

Княжна Марья «не очень красива» у Толстого – ну и что же? Пусть будет красавица! Ведь смотрите – ка – все равно же – ВСЕ РВНО – красива – не красива – это вопрос личного восприятия человека во многом, да и так ли уж это принципиально в данном случае! Пусть же будет красавица Марья – и они назначили на эту роль пленительную обворожительную Валентину Черви! И – только посмотрите – КАК она сыграла! Знаете – в школьные годы я слышал такую молодежную, даже подростковую песню про любовь со словами – «в каждой строчке – только точки!»… Так и тут – только Восклицательные Знаки!

Идеализирую ли я этот фильм? – Нет, конечно же, нет! Вполне допускаю, что кто-то где-то найдет какие-то слабые места, упущения! Имеет ли это для меня какое-то значение? – Нет, конечно же – нет! Сердце само с радостью прощает все возможные слабости!

А эту историю с западней со стороны Анатоля и Элен в кино сделали даже намного ярче, рельефнее, четче, чем в прошлой экранизации и чем в само романе! Авторы фильма не побоялись внести ряд дополнительных моментов, деталей, подробностей – так что получился просто шедевр! Шедевр вообще, и в этой истории – в частности! Это же просто УЧЕБНИК для нас и для будущих девушек и юношей – какие бывают западни, на что действуют, как работают темные, как они искушают и что стоит за всем этим! Один раз посмотришь – и поймешь и запомнишь на всю жизнь – если будешь внимателен! Излишне повторять – лично я считаю все возможные отступления от текста романа в этой истории, как и во всем этом фильме – полностью оправданными, целесообразными и ЗАКОННЫМИ – законными с нравственной точки зрения, законными, вполне допустимыми с позиции творчества экранизации!

Видите ли? – На самом деле очень немногие вообще когда-либо задумывались, что есть такое целое особое ИСКУССТВО – перевод информации – информации в широком смысле, то есть включая и чувства, мысли, переживания людей – из одной системы в другую! Вот сейчас Вы читаете эти слова, не задумываясь, что сначала я, как автор этих строк, перевел мои мысли в форму текста (из мысленной энергетической системы – в систему текстовой информации), потом компьютер перевел информацию из системы букв, слов в систему двоичного кода, потом еще какие-то преобразования, и далее – в обратном порядке – когда Вы получаете все это, сидя за Вашим компьютером! И так везде, повсюду – мы просто не задумываемся – везде происходит перевод из системы – в систему!

Что такое экранизация с этой точки зрения? – Конечно же, это перевод информации из системы литературного произведения в систему киноленты, киноискусства – ряда видео-образов, ткущих гобелен кинофильма! Понимаете? – Это, то есть кино – уже ДРУГАЯ СИСТЕМА! И там информация просто ну никак не может сохраниться «точно как у Толстого»!

Даже если бы Вам пришлось дать в кино ВЕСЬ текст романа – расширив киноленту до объема этак серий под сотню – все равно пришлось бы проявлять именно ВАШЕ ЛИЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО, с неизбежностью включающее в себя создание чего-то НОВОГО! Нового, понимаете? – То есть того, чего не было в романе, если исходить из буквального его восприятия и толкования! Просто в силу того, что система ДРУГАЯ - то есть кино, а не книга! Да, компьютер один в один переведет слова в двоичный код, но тут – другой случай, принципиально более сложный, более творческий! У кино – свои особенности, свои приемы, своя специфика!

Конечно, здесь открывается обширное благодатное поле для общения, для размышлений! Коротко же если сказать, то просто повторюсь – они – коллектив «Войны и Мира»-2007 - ярко, талантливо, всем умом и всем сердцем своим сделали именно то, что и должны были и что столь страстно желали – они перевели все светлое, доброе, высокое, чистое, что есть в романе, что лелеяли в сердцах своих герои и героини его, к чему они стремились – перевели из системы литературного произведения в систему киноленты!

Посмотрите – глазами сердца! Ведь Наташа Ростова – в исполнении Клеменс Поэзи – она же предстает просто как бы сотканной из Света! И даже чисто физически - она будто светится вся, будто полупрозрачная, сотканная из эфирного света! И ее светлые волосы (столь возмущающие некоторых ревнителей буквы!), тонкая воздушная фигурка, красивое утонченное лицо, живые лучащиеся глаза – она как бы парит в кадре, она как птичка небесная, как вестница мира иного! Да, она, возможно, красива не по-голливудски, не так, как это принято на конкурсах красоты – но ведь сама Красота – РАЗНООБРАЗНА! Как и сама Жизнь – красота – явление бесконечно разнообразное, индивидуальное, единственное и неповторимое в каждом человеке, в каждом конкретном случае!

Да, это – живой человек, юная во многом неопытная девушка; да, она чего-то не понимает, ее вполне можно обмануть – но ведь так и бывает в жизни! О как же она стремится к чему-то светлому, чистому, красивому! Как устремлена она вся к этому чистому честному основанному на любви счастью! И так же – и другие герои романа и представляющие их актеры – каждый, конечно, по-своему, принося дар своей неповторимой индивидуальности!

И в завершение этого небольшого дружеского письма я сравнил бы еще раз этот фильм со многими о столь чудесными экранизациями различных пьес Шекспира, которые мне посчастливилось посмотреть – от «Двенадцатой ночи» и еще некоторых чудесных искрометных кинолент эпохи еще советского киноискусства (столь любимого многими и по сей день!) до целого ряда сильнейших западных (Европа, США) экранизаций! Так что даже если и говорить о некотором своего рода отступлении от буквальной интерпретации Толстого – это было движение как раз в направлении этих вечных шедевров Шекспира!


С уважением, Игорь Сватин (Катанугин И. А.).



Фото: момент из фильма... Князь Андрей приглашает Наташу...


Андрей Болконский - Алессио Бони, Наташа - Клеменс Поэзи