Каббала. Часть 4. Создание миров

Лариса Болотова
     Из Каббалы:

«Сущность всякого создания основывается на трёх силах: сила средняя есть принцип жизни существ, который поддерживает её в её тожестве; существо остаётся таковым только в силу принципа действительного, обнаруживающегося в стремлении к индивидуализации, чтобы с этого момента действовать  уже вовне».

     Что это значит? Камень остаётся камнем, растение – растением, животное – животным, а человек – человеком в силу заложенных  в него принципов.

«Это действие совершенно отлично от ложного действия, которое отделило создание от божественного Единства. Акт, по которому происходит существо, по своей примитивной сущности только слепой инстинкт Природы. Это отделение существа есть действие постоянной беспрерывности и возрастает, пока не достигнет своего поворотного пункта, а с этого времени всякое существо стремится к принципу, от которого происходит».

      «… ложное действие, которое отделило создание от божественного Единства» Что это значит? Все создания есть часть Единого или отражение Единого во множестве. Действительное разделение происходит на основе принципов. Первый принцип – это высший принцип (Мировой Дух Абсолюта), к нему человек и стремится. Монады – это частицы Мирового Духа (ложное разделение). Человеческий эмбрион повторяет все стадии развития природных существ, так как идёт заложение принципов, начиная с камня (вещество), через растения, животных к человеку. В каждом три этапа.
      
       Последовательность сотворения миров:

«Первое действие производит существо, сохраняет ему жизнь, даёт индивидуальность (Сын) – это есть творение. Второе действие концентрирует это искупление, откровение Сына в милости и любви (Дух), стремящееся освободить существо от его ничтожества, соответственно жажде, которую оно испытывает, чтобы соединиться со своим центром».

       Происходит спуск в материю, а потом подъём. Каким образом?

«Совершенство индивидуальной жизни заключается в том, чтобы момент его собственного существования совпал с временем его соединения с Богом; для этого нужно, чтобы индивидуальность добровольно отказалась от своего личного существования. Для нее блаженство заключается в слиянии двойной радости: бытия и небытия».   

       По Каббале жизнь, подразумевает три мира:

1.Нешама – внутренний мир, дух. Здесь подразумеваются разумные существа, настолько близкие к Богу, что центробежная сила существа побеждена божественным, так что оно становиться высоким могуществом, способным свободно в него погрузиться.

2.Руах – промежуточный мир; иерархия существ невидимых, каналов: это – душа.

3.Нефеш – мир внешний или открытый, тело отворения, где действие центробежное достигло своего апогея.

Каждое существо обладает этой троицей: Нешамой, которая связывает его с высшем корнем, где оно существует в высоком идеале, и Нефешем, который даёт ему индивидуальную жизнь.  Эти два мира живут соответственно в двух течениях сил:

Ор-Гаяшор: свет, исходящий или инволюция.

Ор-Гахозер: свет, отражённый или эволюция.

       Как  происходит инволюция?

«Деятельные силы Верховного Божества проникают, постепенно ослабляясь, во все планы создания".

 В Библии, уменьшение в способах существования или в проявлениях Бога, происходит в три момента. Зогар, сокращая возможно больше коренной принцип своей системы, удваивает второй, который в Библии состоит из мыслей и слова, и, таким образом, говорит нам о четырёх различных и последовательных мирах.

Сначала мир эманаций – Олам Ацилут, от слова «ацель», которое означает истекать из чего-либо или отделять себя от другого. Это -  труд внутренний, через который возможное становится действительным (Тридцать два пути мудрости).

Затем, мир творений – Олам Берия, от слова «бара», которое значит  «произойти от самого себя». Это – движение, через которое дух, выходя из своего уединения, обнаруживается как дух вообще, без того, чтобы в нём открылась малейшая черта индивидуальности. Зогар рисует этот мир, как шатёр, служащий покровом неразделённой точки.

Третий мир есть мир формирований – Олам- Иецира, от слова «иацар» - формировать. Это – мир духов чистых, существ разумных. Это – движение, через которое дух вообще проявляется или разлагается на толпу духов индивидуальных.

Наконец, четвёртый мир есть мир совершения – Олам-Ассия, от слова «асса» - совершать. Это – вселенная или мир видимый».

Здесь под Вселенной понимается только физический мир, то есть Космос.

       Как происходит эволюция?
 
«По учению Каббалы, вечный огонь, сжигающий злых, есть огонь перевоплощения и очищения. С помощью необходимых временных страданий он делает их полезными для общего блага и возвращает их Вечному Добру, которое, таким образом, торжествует. Бог, говорят каббалисты, есть совершенное добро, а двух совершенств существовать не может. Зло есть заблуждение, которое поглотится истинной: это кора очищенная или сожженная, которая обратится в сок и послужит всемирному возрождению. Сжигание коры – дело тяжёлое и медленное. Посвящение ускоряет движение по этому тернистому пути».

Источник информации книга "Каббала" Папюс.