Как разморозить время? Шаг 4. Holomovement

Сергей Горский Москва
               “Holomovement” — англ. — «Движение Целого»



Когда братья Люмьер впервые продемонстрировали 6 января 1896 года на экране  одного Парижского синематографа «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», то это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

https://www.youtube.com/watch?v=0YSJ31wMmXc

Хоть этот фильм продолжался всего 50 секунд (то есть это формат современного видеоролика) и был он немым и чёрно-белым, но переполох от него был грандиозным. Девичий и мужичий переполох. Хельмут Карасек в немецком журнале Der Spiegel писал, что фильм «имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас и даже панику» [1]. Впервые в жизни достопочтенная публика вдруг увидела  «ожившее» изображение, которое двигалось на них, и бросилась на выход.

***************

А вот современная версия, улучшенная с помощью нейросети: https://www.youtube.com/watch?v=n0nuHJQmTkg

Смотрите! Теперь уже и слушайте! Сравнивайте!

***************
 
Сейчас, по прошествии 122 лет и 1 недели, достопочтенную публику уже особо не удивишь не только чёрно-белым «Прибытием поезда», демонстрируемым  на плоском экране, но и цветным «Прибытием акулы», бросающейся на публику в 3D кинотеатре. Представляю, что бы было с французами, покажи им такое кино 122 года назад! Да и русским, посмотревшим «Прибытие поезда» год спустя после французов в Москве, не поздоровилось бы.

В 3D кинотеатре «ожило» не только плоское изображение, «ожил» объём! Вот это «ожившее» изображение вкупе с объёмом и составляют смысл слова “Holomovement”. В переводе оно означает буквально «Движение целого», а по смыслу означает голограмму в движении.

Термины «голография» (от греческих слов “холос” — «всё», «целое» и “графо” — «писать», «рисовать») и «голограмма» (где  “gramma” в переводе с греческого означает  «запись», «письменный знак») были придуманы британским физиком венгерского происхождения Денешем Габором, который и считается изобретателем оптической, или электронной голографии. 

Технология Габора по совершенствованию просвечивающего электронного микроскопа в 1947 году была запатентованная компанией British Thomson-Houston, где он работал, под названием «электронная голография» и до настоящего времени используется в электронной микроскопии.  Несмотря на то что первые голографические изображения были крайне низкого качества из-за отсутствия мощных источников когерентного света, в 1971 году Денеш Габор был удостоен Нобелевской премии по физике «за изобретение и развитие голографического принципа». А с появлением в 1960-х годах лазеров, которые и послужили необходимыми мощными источниками когерентного света, качество изображений «электронной голографии» кардинально улучшилось.

Оптическая голограмма основана на свойстве интерференции волн света и обладает тремя  замечательными свойствами:

во-первых, само изображение записано на плёнке не в виде привычных кадров киноплёнки, которые представляют собой уменьшенную копию того, что мы видим на экране, а в виде неких совершенно непонятных крючочков, штришков и закорючек. Это скрытое изображение называется мудрёным словосочетанием «интерференционный паттерн»;

во-вторых, зашифрованное в таком виде изображение на двумерной поверхности при освещении лучом лазера даёт уже не плоское двумерное, а объёмное трёхмерное изображение,
 
в-третьих, в каждом кусочке плёнки с закодированным на ней изображением в виде интерференционного паттерна заключается всё изображение!

Кто бы мог подумать, что принцип голограммы «всё во всём» был открыт задолго до изобретения как оптической голограммы, так и самих терминов «голография» и «голограмма» в середине XX века. За 13 веков до Денеша Габора в Древнем Китае жил буддийский монах Фа-цзан, основатель школы Хуаянь (буквально — «цветочная гирлянда»). Одно из 4 базовых положений этой школы гласило: «Всё в одном и одно во всём» — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе». У Фа-цзана не было технических возможностей ни Денеша Габора, ни современных 3D кинотеатров, поэтому, чтобы продемонстрировать сей замысловатый голографический принцип, он пошёл другим путём:

«взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах (подобного рода экспозиции можно видеть и в современных буддийских монастырях в Китае)» [2].

Китайское слово «Хуаянь» можно перевести и как «Величие цветка». Это же голографическое величие цветка демонстрирует уже словом и воображением великий английский поэт Уильям Блейк в своих «Прорицаниях невинности»:

                В одном мгновенье видеть вечность,
                Огромный мир — в зерне песка,
                В единой горсти — бесконечность
                И небо — в чашечке цветка.

А «воображение, — как тонко заметил Эйнштейн, — важнее знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» [3]. И тут — целый огромный мир!

И вот во второй половине ХХ века уже не буддисты и не поэты, а материалисты и к тому же «сухари»-учёные пытаются примерить голографический  принцип на всю Вселенную. Хорошо забытое старое неожиданно оказалось новым. Первыми из таких научных подвижников были американский физик Дэвид Бом с его «голографической парадигмой» и нейрофизиолог Карл Прибрам [4]. Вторыми — Герард ’т Хоофт из Нидерландов и американец Леонард Сасскинд [5].

Обратиться к голографической парадигме Дэвиду Бому пришлось не от хорошей жизни и не ради любопытства. Тому способствовали парадоксы квантовой механики, в частности, самый загадочный парадокс в виде квантовой нелокальности и запутанности. При этом парадоксе, наречённом Эйнштейном «призрачным действием на расстоянии», разделённые на миллиарды километров фотоны, вопреки законам физики, вдруг оказались способны взаимодействовать, «обезьянничать», мгновенно повторяя как бы в зеркальном отражении действия своего квантового близнеца. Делают они это каким-то макаром,  невзирая на препоны пространства, на преодоление которого требуется время и энергия, и откровенно поплёвывая на Абсолют в виде скорости света, который был воздвигнут на пьедестал релятивистской физики ХХ века тем самым Альбертом Эйнштейном.

Тут-то и пригодился тот физический принцип, который используется в голографии, когда существуют как бы 2 уровня реальности: первый — скрытый, незримый, зашифрованный в виде неких совершенно непонятных крючочков, штришков и закорючек, а второй — явный, зримый, развёрнутый в пространстве в виде привычных физикам и лирикам элементарных частиц, атомов, молекул, луков, стрел, рек, гор, равнин, цветов, птиц, рыб, зверей, людей, планет, звёзд, и всей Вселенной, всей Метагалактики, диаметром  ни много ни мало 93 млрд световых лет. Скрытый уровень реальности Дэвид Бом назвал импликативным порядком, а развёрнутый — экспликативным.

Второй принцип голографии активно использовал Герард ’т Хоофт для объяснения термодинамики чёрных дыр. Согласно ему, выходило, что вся информация, описывающая термодинамику чёрных дыр, записана неким неведомым образом не внутри трёхмерного объёма чёрной дыры, а на её двумерной поверхности.

Что важно для учёного — это то, что «трёхмерная система может быть полностью описана некоторой физической теорией, обитающей целиком на двумерной границе области». Для обывателя важен эффект, зрелище, шоу. Для учёного важно описание, важна теория, важны законы, важны степени свободы, крайне важно, что информационная ёмкость зависит ТОЛЬКО от площади поверхности, а не от объёма [5].

Третий принцип уже не оптической, а космической голографии — всё во всём — фактически означает, что вся Вселенная, весь этот грандиозный, необъятный общим аршином Космос, весь этот пространственный уровень реальности диаметром аж в 93 млрд световых лет может быть зашифрован «в зерне песка», как и сказал поэт. Каково? Весь Космос — внутри зерна, молекулы, атома, элементарной частицы, человека!? (Или Богочеловека?)
 
При одном маленьком условии: если это зерно, молекула, атом, элементарная частица, человек, наконец, Богочеловек, в которого кто-то верит, а кто-то нет, являются частью скрытого, а не развёрнутого уровня реальности. Скажем, жил да был человек из плоти и крови в развёрнутом уровне реальности, умер или погиб, а потом вдруг воскрес Богом в ином, нетленном, духовном облике на некоем скрытом, глубинном, духовном уровне реальности. (Верую!)

Вот внутрь этого самого мистического, поражающего воображение и напоминающего древние таинства веры голографического всеобъемлющего зерна Времени, содержащего в себе всю Вселенную (!), попробуем-ка мы, простые смертные, заглянуть если не оком, то хотя бы разумом.

      

Продолжение следует: http://proza.ru/2018/01/14/1498
На главную: http://www.proza.ru/2018/09/03/260

Примечания:

1. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/071016/31705/
2. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм», глава 9.
3. Альберт Эйнштейн. Статья «What Life Means to Einstein» в Saturday Evening Post, 26 октября 1929.
4. Голографическая парадигма: http://www.proza.ru/2017/01/27/348
5. Голографический принцип: http://www.proza.ru/2017/02/04/598


            13 января 2018