Нина Барановская о Башлачеве

Альбина Сберегаева
Интервью из первых рук: Нина Барановская

Это уже стало доброй традицией обращаться за советом, вопросом, рекомендациями к этой мудрой женщине. И сейчас хочу поделиться интересным интервью, что делала для сообщества Spirit Оf Rock/Рок-культура:

Барановская Н.: Как ни странно, мое знакомство с творчеством Саши началось именно с текстов. Их мне дал почитать Андрей Бурлака. И я сразу восприняла их именно как стихи, как серьезную поэзию. Поэтому сразу отвечаю и на второй вопрос: для меня - ни то, и ни другое. Для меня - поэзия.

-Трудно ли читать его стихи?Можно ли отрывать от музыки?

Барановская Н.: Мне не трудно. Для меня текст самодостаточен. Другое дело, автор это задумывал как некое синкретическое единство. А автору надо доверять. Тем более, такие вещи, как "Ванюша", к примеру, - это что-то вроде моноспектакля, со своей драматургией, где все имеет значение и потрясающий текст, и музыка, и интонация автора-исполнителя...

Хотя и "Ванюша" - это удивительные стихи, которые могут существовать самостоятельно:

"И тихо встанет печаль немая,
Hе видя звезды гоpят, костpы ли.
И отpяхнется, не понимая,
Hе понимая, зачем заpыли.
Пpойдет вдоль pечки
Да темным лесом
Да темным лесом,
Поковыляет,
Из лесy выйдет
И там yвидит,

Как в чистом поле
дyша гyляет,
Как в лyнном поле
дyша гyляет,
Как в снежном поле
дyша гyляет...

Это же поэзия высшей пробы!...

- Почему его до сих пор помнят?

Барановская Н.: Мало оставил, потому что жил недолго..

А помнят и помнить будут, потому что в его текстах (стихах) в основе - самое глубинное, корневое, к истокам нас возвращающее. В любом слушателе(читателе) срабатывает генетическая память.
На самом деле Сашины тексты - интереснейший материал для филологов. Знаю, уже и диссертации есть. Я для себя называла его "разрушитель идиом". Идиома - одно из самых устойчивых выражений в языке, то, что в корневой памяти. А он наполнял устойчивые старые формы новым смыслом, создавая поразительные образы. "Горлом красного петуха", "нынче Страшный Зуд..." и т.п.

БГ и прав и не прав: это не для массового слушателя вещи. А что для массового из подлинной поэзии? Пушкин? Нет. И Пушкин, отчасти, элитарен. Но востребованы песни Саши будут всегда. Как все подлинное, как все по-настоящему талантливое

-Вы можете его представить старым, богатым, успешным?

Барановская Н.: Старым представить могу.
Теперь могу, когда вижу зрелого Кинчева.

И мне жаль, что не хватило Саше сил, чтобы преодолеть опасную черту. Кинчева Бог спас. Если бы Саша уже пришел тогда к Богу, все было бы иначе. Мне кажется, случись по-другому, он был бы очень интересным "стариком". А вот богатым его не представляю. У нас в Отечестве большое богатство ныне почти всегда - неправедное. А Саша не был способен на подлость. Это по его песням видно.

Я рада, что будет такой вечер. Пока есть интерес к"подлинному", можно надеяться на лучшее будущее для нас всех.

Опубликовано : Spirit Оf Rock/Рок-культура

© фото Валентина Барановского
Александр Башлачев 1987