Зимний этюд

Дина Норбут
эссе. Отрывок из неопубликованной повести

Удивительно красива нынешняя зима. Улицы завораживают своей волшебной тишиной. Безмолвные обитатели улиц – деревья - разноообразны как и люди. Кажется, они так же имеют свой собственный характер, тот или иной нрав. Вон как гордо и величаво стоят стройные тысячелетние никогда нестареющие сосны и ели! Белоснежный иней очень к лицу им. Словно принарядились к празднику.
Обычно тихие, нежные, в любой момент готовые “заплакать” берёзы иногда тоже показывают свой своенравный норов. Вон как хищно растопырила сучья одна из них, словно в любую минуту готова броситься на жертву.
Иногда даже ощущаются взаимоотношения деревьев. Вон шепчутся долговязые сосенки, они, словно шаловливые девчонки, оголив тонкие голени, спешат куда-то убежать в укромное местечко, чтобы насекретничаться вдоволь. А эти двое, словно счастливая супружеская пара, никак не налюбуются, не намилуются.
Похоже, и у деревьев бывают горести и радости. Вон как скрутило такую сильную, некогда своевольную ель! Что заставило её так искривиться? Просто оказалась она на пути у строителей дома и вынуждена расти, изогнувшись в одну сторону, став печальным инвалидом. Зато  совсем рядом с ней пристроилась до неприличия весёлая берёза...
Да, деревья все разные, как и люди. Среди них есть и робко склонившиеся вниз, даже несмотря на ослепительную красоту. Смиренные и неуверенные чаще всего встречаются из рода берёзы или рябины. Интересно, чем они провинились, что их заставляет чувствовать вину? Но это не всегда так. Вдоль дороги выстроились в ряд краснощёкие девушки-рябинки в пышных белых шапочках, надменно похваляясь своей яркой красотой!
У части многочисленных народов России берёза ассоциируется с горем “каен” (берёза) – “кайгы”(горе). “Миляш”(рябина) – собеседник, с ней делятся самым сокровенным, глубоко запрятанным в закромах души. Знают - не проболтается. Подобные аллегории, возможно, исходят от “женских качеств”, присущих берёзе и рябине? А вон ещё одна красавица! Несмотря на то, что эта ярко красная рябинка поселилась возле богатого дома, головка её низко склонилась, настроение совсем упадническое...
Наверное, такая божественная красота только в родном краю способна ощущаться в полную меру, потому что, если сравнить наших соотечественников в лице деревьев с заморскими джентельменами – пирамидальными тополями – они словно совсем иной, не характерной для нас, душой обладают. Конечно, и они по-своему красивы: ровные, с геометрической точки зрения совершенные, но кажутся холодными и бездушными. Возможно, оттого, что чужие?
Холодные лучи зимнего солнца сменяются ещё более холодным рассеянным светом полной луны. Бескрайность загадочной вселенной завораживает лучами бездонной любви. Внезапно появившаяся из подворотни одного из домов серая кошка жалуется на свою кошачью долю протяжным  мия-яу. Видно, неважно обстоят твои дела, кисонька, если не можешь радоваться жизни, говоря: мрау? Ещё бы, в такую стужу, возможно, и проголодалась не на шутку... Но, раз у тебя ещё есть силы на жалобу, значит, есть пока порох в пороховнице.
 Чтобы плакать тоже нужны силы. Именно эта фраза была обнаружена мной в дневнике старой сельской учительницы – дочери раскулаченного крестьянина, которую она сделала после того, как были вывезены из дома все вещи, а её мама, собравшись в нелёгкую дорогу к сосланному мужу, вернулась ни с чем. Если иссякнут силы противостоять злу, душа черствеет, значит, сломлен дух... Нет ничего страшнее подобного состояния для человеческой природы.
По-моему, и деревья могут оказаться в таком состоянии. Напротив трёх пирамидальных тополя растопырились три шурале. Трудно уже определить  какому роду-племени они когда-то принадлежали, они пострадали в торнадо и стали неузнаваемы. Торчащие вкривь и вкось сучья полностью усохли, навряд ли на них когда-нибудь зародится жизнь в форме молодых листочков, они, словно воины без рук и ног. Чуть поодаль стоят воины-деревья, которым посчастливилось чуть больше, чем предыдущим. Эти лишились в бою “волос”, на их гладких “головах”, словно редкие волосёнки, начали прорастать одна-две молодые веточки.
Эта зима подарена нам для раздумий, чтобы сполна ощутить красоту этого мира. Пусть красивой будет каждая последующая зима. И очищает божьих людей своей первозданной чистотой, божественным естеством...
2008г.
Шурале – мифический лесной образ у тюрко-татар. леший.
Приглашаю своих подписчиков на канал Многомерный мир Дины //Дзен