Санкт-Петербургский вояж. Часть 1

Рита Форд
                «Здесь я стал мудрей, и с городом дождей мы мазаны одним миром».
                Александр Розенбаум.

               
В далёком теперь уже можно сказать две тысячи седьмом году я уехала жить в Соединённые Штаты, покинув Санкт-Петербург и поселившись с моим американским мужем в американской глубинке на берегу озера в лесу в штате Луизиана. Причинами, побудившими меня совершить столь резкие изменения в жизни, были мои желания выйти замуж и жить вне города, вернее на природе.

Так получилось, что желания мои исполнились, но ради этого мне пришлось оставить Россию. К моему счастью, новая для меня страна проживания мне понравилась. Теперь в моей жизни есть две самые значимые для меня и самые любимые мной страны: Россия и США.  После эмиграции из России в США я посещала Санкт-Петербург три раза. Последний раз это случилось в июле 2017-ого года. Каким предстал передо мной в этот раз Санкт-Петербург, что мне удалось прочувствовать, увидеть и узнать в это посещение Санкт-Петербурга – именно об этом я и хочу рассказать в этом путевом очерке.

В этот приезд мне удалось рассмотреть Санкт-Петербург из окна самолёта, была на редкость ясная погода, раннее утро поэтому и город, и Финский залив просматривались чётко. Я увидела мой город с борта самолёта впервые. До этого как-то всё не складывалось: то была тёмная ночь, то сильная облачность. А тут, как подарок с небес – под крылом самолёта как на ладони распростёрся во всём величии огромный и прекрасный город. Захватывающее зрелище.

Да, десять лет жизни в другой стране сказываются и сравнения то и дело приходят сами по себе, не спрашивая на то моего разрешения. То же самое было, когда я уехала наоборот из Санкт-Петербурга в Соединённые Штаты. Например, в то время, когда я только-только прибыла в Америку мне в глаза бросалось то, как много людей ходят повсюду со стаканчиками кофе: внутри зданий, на улице. В этот раз я увидела множество людей повсюду, включая улицу, идущих и пьющих кофе в стаканчиках в Санкт-Петербурге. Затем я увидела уличные торговые точки, в которых продавалось кофе на вынос с крышечками на стаканчиках. Один из ларьков мне запомнился оригинальной надписью на нём: «Делай то, что тебе нравится!». Наверняка, имелось в виду, если хочется попить кофе на улице, то купи здесь и пей. Но я, каждый раз, проходя или проезжая мимо ларька с этой надписью внутренне соглашалась с призывом делать то, что мне нравится, но придавая призыву намного более глубокий смысл – в жизни надо стремиться делать то, что тебе нравится. Немного забавно, но факт.

Я много гуляла по городу и поэтому сполна воспользовалась возможностью попить кофе на улице. Причём не то чтобы из-за чувства ностальгии по Америке, а просто слабый кофе сейчас больше мне подходит, меньше риск повысить своё кровяное давление, поэтому я всегда покупала на улице кофе «Американо». Слышала, что незабвенный Михаил Задорнов говорил когда-то о кофе «Американо», что «это жуткое пойло». Наверняка имелось в виду, что это очень слабый кофе.

«Ну, что? Всё течёт, всё меняется?», - так когда-то вместо приветствия шутил с намёком на высказывание классика наш сантехник Михалыч, приходя на вызов починить сантехнику. Вот и настала для меня пора ввиду возрастных изменений в организме перейти на слабенький кофе, коим как раз «Американо» и является. И классик, и сантехник Михалыч правы, действительно всё течёт, всё меняется: то хорошо быть одному, то хочется замуж, то по нраву жить в огромном мегаполисе, то тянет в глушь поближе к природе, то крепкий кофе по вкусу, то слабый. А когда-то, помню, впервые прибыв в Соединённые Штаты я поразилась популярности такого слабого кофе среди американцев и огромным размером чашек, из которых они пили свой кофе. Наш знакомый американец рассказал нам с мужем примечательную историю, как однажды ему довелось пережить нечто из ряда вон выходящее, по его мнению. Не помню, где именно произошла с ним «незабываемая» история, но ему и его жене были поданы маленькие чашечки с крепким кофе. Он рассказывал нам о своих впечатлениях, как смешно выглядели для него эти кофейные чашечки, словно бы игрушечные из сервиза для кукол, а сам кофе был настолько крепок, что ни он, ни его жена не смогли его пить.

В Санкт-Петербурге мало солнечных дней в году. Наверное, поэтому так распространены солярии. Их большое количество нельзя не заметить, это очевидно. Я живу в солнечной Луизиане, здесь пасмурные дни в году можно по пальцам сосчитать. Никому из луизианских предпринимателей, понятное дело, и в голову не придёт заняться строительством солярия в краю с изобилием солнца. А петербуржцы, по-видимому, настолько привыкли, что солнышка в этих местах мало, что я однажды в этот приезд, выбравшись за город в Сестрорецкий курорт, наблюдала следующую картину. Температура воздуха в тот день, кстати, когда я поехала на побережье Финского залива была +22 градуса С.  Но небо было затянуто сплошными облаками. Солнышко за весь день так и не показалось ни разу. Однако, это был выходной день и на пляже, что для меня было удивительно и непривычно было довольно много людей. Они лежали на берегу и загорали. Мимоходом скажу, что и вода в заливе, несмотря на то, что была всё же скорее прохладной, чем комфортной для купания, были желающие купаться и они купались!  Я в который раз убедилась, какой же наш Финский залив мелководный: голова одного из купающихся людей едва виднелась вдалеке, а другие люди, будучи тоже на довольно большом удалении от берега гуляли всего лишь по колено в воде.

Никто из американцев не приехал бы, к примеру, на побережье Мексиканского залива и не загорал бы в пасмурный день на пляже. К тому же +22 град. С – это вообще то даже не летняя температура воздуха для моих краёв в Америке. Это или ранняя-ранняя весна, или поздняя-поздняя осень, или зима. В Луизиане, где я проживаю, да и вообще во всех штатах на Юге климат очень жаркий. Разный климат – разные привычки у людей, это понятно. В связи с резкой переменой климата привычки я сменила, а к жаре привыкнуть по сей день так и не смогла.

Упомяну также вскользь, что изначально я строила планы вовсе не на поездку на побережье Финского залива в одиночестве. У меня были «наполеоновские планы», мне хотелось выбраться за город к заливу или к загородным озёрам вместе с моими дочками. Но, как известно, Наполеон плохо кончил. Вот и мои грандиозные планы рухнули, я не смогла собрать мою семью вместе, не смогла к тому же поймать хорошую погодку, располагающую для пляжного отдыха у воды.

Петербуржцы, которых я увидела на пляже Сестрорецкого курорта тоже, по всей вероятности, устали «ждать у моря погоды» этим холодным летом 2017-ого года и решили хоть разик, несмотря на затянутое облаками небо, выбраться в выходной день на побережье.

Я же, прибыв в Сестрорецкий курорт, выполнила всё, что хотела: подышала морским воздухом, полюбовалась на морской пейзаж, омыла ножки в водах Финского залива, побродив по мелководью вдоль берега. А то, что не было в тот день ни тепла, ни тем более жары - для меня это нестрашно, ведь я на самом то деле отдыхала от луизианской жары и с удовольствием наслаждалась прохладой питерской погодкой.

В тот день мне выпало счастье вспомнить, какой удивительный воздух в лесу под Санкт-Петербургом. Я совсем немного находилась в лесу, пока шла до сестрорецкого пляжа и обратно, но я благодарна случаю и за это. Воздух в лесу был такой вкусный, такой свежий, такой… В черте города он совершенно другой. А в лесу им невозможно надышаться, невозможно насладиться. Давно мне не приходилось вдыхать такого волшебного воздуха. В Сестрорецком курорте находится санаторий, где помимо лечения грязями люди ещё и дышат чистейшим воздухом. Я верю в то, что такой кристальный лесной воздух обладает целебными свойствами. Нисколечко в этом не сомневаюсь. В Луизиане гулять в лес никто не ходит, нет даже такого понятия, как прогуляться в лесу. Опять же разный климат – разные привычки у людей. И я никогда не хожу в лес, хотя живу в окружении субтропического леса. Вот такой парадокс. Впрочем, в черте городов прогуливающегося прохожего у нас на Юге США тоже можно встретить довольно редко. Улицы городов безлюдны.

Надо заметить, что мне пришлось добираться с Финляндского вокзала до Сестрорецкого курорта не на электричке, как мне хотелось первоначально, а на двух маршрутных такси, сделав пересадку с одной маршрутки на другую в городе Сестрорецке. Следуя ещё в первой маршрутке, я искала местного человека, который мог бы мне подсказать, как добраться до моей намеченной цели, то есть до Сестрорецкого курорта.  И тут мужчина, находящийся около меня, стал со знанием дела рассказывать мне, как мне стоит добраться. Я немного удивилась так, как это был мужчина с внешностью… Именно о таких типажах юмористы в России часто шутят в своих юморесках примерно таким образом: «Сами то мы не местные» или «Понаехали тут». Я обратила к нему свой взор и первым делом спросила: «А Вы местный да?»  Он улыбнулся, вероятно, тоже вспомнив всех юмористов, о которых только что упомянула я, а затем дал мне совет, как мне добраться.

Кратко скажу, что я так сильно хотела побывать на побережье Финского залива, что потратила на дорогу туда и обратно уйму времени, а побыла там от силы пол часа. Маршрутка из Сестрорецка на обратном пути домой доставила меня до станции метро «Чёрная речка» и на подходе ко входу в метро я ещё издали увидела мужчину, продающего землянику. Про себя я подумала, что куплю землянику в любом случае, сколько бы она не стоила, но, подойдя к нему «для порядка» всё же сначала спросила сколько стоит земляника, послушала ответ и только затем купила. Я не ела лесной земляники сто лет. Какой же вкусной она мне показалась! В моих краях в Америке никто понятия не имеет о землянике, она здесь не растёт. Правда, купленная мной земляника была не такой душистой, какой я помню землянику, по-видимому, сказалось то, что лето в Санкт-Петербурге в этом году довольно прохладное и мало солнышка, но я сполна насладилась вкусом этой русской шикарной лесной ягодки.

По моим наблюдениям есть такой простой приём у кинематографистов при снятии комедии. Дело в том, что, когда человека берут и помещают из одной привычной для него среды в другую, сильно отличающуюся от его среды обитания, то это всегда, как минимум забавно. А при мастерском подходе к делу и вовсе смешно порой до коликов. Достаточно вспомнить, к примеру, комедию «Крокодил Данди», в которой сначала некая девушка из Нью-Йорка попадает в дикие места в Австралии, а затем наоборот австралийский парень-мачо Данди прибывает из Австралии к ней в Нью-Йорк. Смешно смотреть на поведение героев при глобальной смене обстановки их жизни и в том, и в другом случае. Такой же принцип задействован и в другой моей любимой комедии «Роман с камнем», в которой два главных героя – это писательница из Нью-Йорка, а мужчина-мачо из Колумбии. А ещё я хочу упомянуть старую чёрно-белую комедию «Римские каникулы», ведь в ней по сюжету фильма вообще не обычный человек, а некая королева попадает на некоторое время в мир обычных людей, да ещё к тому же в чужой стране.

Во время пребывания в Санкт-Петербурге я, как женщина, живущая в американской глубинке, в загородной местности и оказавшаяся в огромнейшем городе, в мегаполисе, да к тому же в другой стране (России), по-моему, находилась в ситуации довольно схожей с излюбленной кинематографистами ситуации из комедийных фильмов. По крайней мере, я часто чувствовала себя как бы на месте героев и героинь из вышеупомянутых фильмов. Сейчас мне, к примеру, забавно вспоминать, что я потратила почти целый день только лишь для того, чтобы ненадолго очутиться у воды на берегу Финского залива. Как только я приехала домой в Америку, буквально на следующий день я одела купальник, села в машину и через пять минут езды на машине я была уже на пляже на озере и купалась.

Помню, как оживлённо было в зоопарке там, где был сделан импровизированный деревенский уголок со всевозможной домашней живностью: утками, гусями, козами, маленькими козлятами, петухами, курами, цыплятами. Маленькие детки, возможно, впервые в жизни видели всю эту живность.  Я сама с умилением наблюдала за симпатичными козлятами. Жизнь на «крестьянском дворе» зоопарка даже пришли снимать с телевидения! Помню, на шею одного козла была прицеплена видеокамера GOPro. Я это рассказала к тому, что для многих горожан наблюдать за домашней живностью – это самое настоящее развлечение, аттракцион, ради которого оправляются в зоопарк или просто усаживаются перед телевизором и смотрят телепередачу. Я же заметила за собой, что я смотрела на домашних животных в зоопарке уже не как горожанка, а как самый обыкновенный загородный житель. Глядя на петуха в зоопарке, с тоской подумала о том, что вот вернусь я домой в Америку и буду просыпаться снова с соседскими петухами в 4:30 утра.

Комедия «Крокодил Данди» не оставляет меня в моих мыслях. Вспомнила ещё один смешной эпизод из фильма о том, как однажды Данди, проходя мимо индуса, играющего для кобры на дудочке на улице Нью-Йорка, по привычке быстрым движением, как бы на «на автомате» свернул кобре голову, да так быстро это сделал, что бедный индус ничего не понял, что произошло с его коброй. А Данди сделал это так, как это сделал бы он у себя в Австралии, завидев опасную змею.

Я тоже встретилась в зоопарке со многими своими старыми знакомыми, которые обитают вокруг меня в живой природе, ведь я живу в окружении леса на берегу озера. Увидела грифов, пеликанов, черепашек-красноушек, броненосцев, белок, зайцев, лис и некоторых других животных и птиц.

Иногда бывало так, что я чувствовала себя обычной петербурженкой, как будто бы никогда никуда не уезжавшей из города. Например, стою я жду автобус на Невском проспекте. И передо мной одна женщина спрашивает другую у дверей троллейбуса, который вот-вот должен закрыть двери о том, сможет ли она добраться на нём до «Новой Голландии». И тут я, услышав чьё-то ответное «Не знаю», быстро проговариваю для задавшей вопрос женщины: «Доедите. Там у троллейбуса будет конечная остановка». Как мне было приятно в тот момент чувствовать себя местной, петербурженкой.

Но, однако, десять лет жизни вне мегаполиса не могут не дать о себе знать. Слишком уж разный образ жизни у жителя из американской глуши и жителя российского мегаполиса. Однажды утром, собираясь выйти в город, я спрашиваю у дочки, помнит ли она следующий момент из фильма «Секс в большом городе». А дело в следующем. Героини фильма находятся в баре в Нью-Йорке и перед ними в очереди стоит женщина с мужем, о которой одна из героинь говорит своим подругам, что она точно знает, что эта женщина из провинции. И на удивлённые вопросы подруг, как она об этом может знать, она отвечает, что по резинке на волосах. А у меня, кстати, тоже была резинка на волосах. Дочка смеётся и говорит мне: «Мама, я тебя поняла. У тебя комплекс провинциалки. Тебе заколку для волос дать?» Я киваю головой в знак согласия.

В другой раз я, возвратившись из музея Фаберже, взахлёб рассказываю дочкам о том, какое чудо я видела в музее в зале, где были развешены картины: лампы, свет которых направлялся прямиком на картину, висели под самым потолком, а потолок в здании был очень высокий и, несмотря на это, картины были прекрасно освещены, выглядели в тёмном зале просто необыкновенно. А самое для меня интересное заключалось в том, что освещены были только картины и больше ни сантиметра лишнего вокруг них. Дочки смеются про меж себя обо мне и по поводу рассказанной мной истории в музее Фаберже. До меня доносится, что «Вот как сказываются на маме 10 лет жизни в лесу». И никакие мои доводы, что я такого освещения не видела даже в Эрмитаже, и что я видела в музее Фаберже, возможно, какие-то суперсовременные галерейные светильники – ничего не берётся во внимание.

Кое-какие изменения в жизни людей в Санкт-Петербурге были очень хорошо заметны и, к сожалению, меня они не радует. В метро, к примеру, чуть ли не все люди заняты со своими электронными гаджетами: со смартфонами, с планшетами. Выглядит всё, по правде говоря, устрашающе. Причём люди уткнулись и смотрят в свои гаджеты в любом удобном для них или неудобном положении – сидя или стоя. Дети, взрослые – в общем, все.  С книгой в руках в метро теперь человека не встретишь. Такое вот веяние времени.

Отметила для себя, как много людей повсюду в городе, делающих сэлфи с помощью смартфонов на палочках. Повальное увлечение.

Мне не стоило труда заметить изобилие китайских туристов в городе. Причём в Соединённых Штатах китайские американцы или китайские туристы ничем не выделяются среди множества других людей других национальностей. Китайские туристы в Санкт-Петербурге очень выделяются на фоне других туристов, ходят очень важные, громко переговариваются, выделяясь тем самым из толпы. У меня лично остался неприятный осадок после одного столкновения с двумя китайскими туристками. Дело было так. Я приехала в парк Петродворца, был выходной день, народу в парке было много. Все, как водится, в таких случаях фотографируются на память. В том месте у дворца, где с высоты открывается красивейший вид на фонтан «Самсон» и перспективу на залив вообще были толпы желающих сфотографироваться. Мне же хотелось хотя бы минутку постоять и просто полюбоваться на красоту. Я встала к перилам, стою, любуюсь. Не прошло и минуты, как вдруг я слышу громкий окрик в мою сторону, а немного погодя и довольно ощутимый толчок в плечо. Это была китаянка-туристка, которая таким образом, наверное, хотела мне сказать, что нечего тут без дела стоять, она то ведь здесь по делу - хочет сфотографироваться. Я ушла, чувствуя в спину победный взгляд китайских гостий, их было две – одна позировала, другая её снимала.

Слушала я когда-то, слушала незабвенного Михаила Задорнова в ютубе о том, что в России сейчас очень распространённое явление - делать вывески на иностранных языках. И тут в Санкт-Петербурге убедилась в этом воочию сама. То и дело в городе, возникают перед глазами надписи типа "Cafe Market place", Кафе "Have a nice day!”. У входа в зоопарк кафе называлось"Husband". Мне эта тенденция, признаться, не по душе. Раньше, помню, мои маленькие детишки учились читать по городским вывескам и так радовались, когда, прочитав, знали после этого, что находится в этом помещении. А теперь, находясь среди всех этих вывесок на иностранном языке, у меня нет-нет, да возникало ощущение, что я не в России. Да и потом, хорошо, что я знаю английский язык, но ведь большинство людей им не владеет.  Мне кажется, что надо заботиться не только о иностранных туристах-гостях, но о жителях-хозяевах города тоже не стоит забывать.

Обязательно скажу несколько слов о питерском мороженом. Да, оно очень вкусное. Я, как сладкоежка, не упустила шанс перепробовать все свои самые любимые сорта, например, «Ленинградскую сахарную трубочку». Удивилась, что повсюду в самых туристических местах начали продавать развесное заморское (дорогущее!) мороженое. Я имею в виду шведское мороженое. И разнообразие продаваемого мороженого буквально отовсюду, включая близкое зарубежье просто поразило меня.

Живя за рубежом России, я скучаю по русским пельменям. Поэтому, приехав в Санкт-Петербург я сходила три раза(!) в «Пельменные» и ела там пельмени не вилкой, а как делали это всегда моей семье, ложкой. Прослышав об этом от меня, моя дочка однажды купила и принесла мне конфеты «Мишка на Севере», сказав, что для меня, наверняка, будет тоже удовольствием их поесть. А я в свою очередь хотела взять моих дочек и отвести ресторан, где готовят настоящие американские стейки. Узнав по интернету цены на блюдо со американскими стейками, желание быстро улетучилось. Цены были просто невероятные, заоблачные. Я время от времени по настроению готовлю сама дома в Америке стейки на угольном гриле. Получается очень-очень вкусно и недорого. Но выбор мяса для приготовления хорошего стейка, признаюсь, я всё же доверяю мужу. Однажды я случайно узнала, что два американца, оба женатых на русских женщинах сошлись во мнении, что их русские жёны плохо разбираются в мясе. И мне подумалось, что нечего тут обижаться на это заключение американцев, не о чем спорить. Что правда, то правда. Откуда возьмутся знания о мясе у рождённой в России женщине, если она, вполне возможно, часть жизни жила в те времена, когда мясо как таковое вообще было дефицитом? Я тоже жила в те времена. Сейчас в моём быту наблюдается другая крайность – в нашем магазине, в котором мы по обыкновению делаем закупки, не продаётся мясо с костями для супа. Это настоящий дефицит. Дефицитом мясо с костями стало по причине того, что мало желающих его покупать. И мне приходится щи или борщ варить не на говяжьем бульоне, а на курином.

Я уже упомянула, что я в этот приезд, в это моё путешествие в Санкт-Петербург посетила музей Фаберже и осталась очень довольна. Пожертвовала в этот приезд походом в Эрмитаж в пользу посещения музея Фаберже так, как в нём никогда не была.

Много хороших чувств мне пришлось испытать во время посещения музея Фаберже. Во-первых, меня распирала гордость, как русского человека, за то, что люди со всего света едут посмотреть на редкостное мастерство русской школы ювелирного дела. Во-вторых, у работ мастеров компании Фаберже так много работ, выполненных от вдохновения от природы, что я просто была в восторге. В своём творчестве я тоже черпаю вдохновение от природы вокруг меня. Иногда рассматриваешь какой-нибудь природный объект и ловишь себя на мысли о том, что это выглядит, как драгоценность от величайшего мастера-ювелира.  А Карл Фаберже, по всей видимости тоже так думал и творил свои украшения, руководствуясь этим. Помню, на меня произвело большое впечатление небольшое украшение в виде листика красного цвета (выполненного из драгоценного металла и эмали) и одной единственной капельки росы на нём (из бриллианта).

Смотрела, как зачарованная на чудо от фирмы Фаберже, на цветок анютиных глазок в стакане с водой золотых дел мастера Г. Вигстрема. Всё выполнено из драгоценных металлов, эмали и горного хрусталя. И выглядит абсолютно живым цветком, стоящем в стакане с водой. Высочайшее мастерство.

Немного непривычным для меня является тот факт, что музей Фаберже – это частный музей, а не государственный. Интерьеры музея поражают красотой внутренней отделки. Реставраторы поработали на славу. Дворец довольно большой. Я, просмотрев примерно половину экспозиций музея, устала и спустилась в кафе при музее. Устали не только ноги, но и мозг. Столько роскошных вещей, драгоценностей, собранных в одном месте.  Я заказала чашку «Американо». Милая на вид и приятная в общении официантка любезно спросила меня, не желаю ли я сесть у окна. Я ответила утвердительно, ведь из окна первого этажа дворца открывается прекрасный вид на Фонтанку и пристань для речных трамвайчиков. Я, воспользовавшись тем, что девушка словоохотлива, спросила её, как называется дворец, внутри которого мы находимся и что в нём было раньше до музея Фаберже. Меня, признаться, не оставляло чувство, что я здесь уже когда-то была.  Девушка-официантка охотно рассказала, что музей находится в здании Шуваловского дворца и что раньше в нём был Дом дружбы народов.

Я приступила к распитию кофе и старалась вспомнить, по какому случаю я могла быть здесь раньше. И немного погодя, вспомнила. Я была здесь, чтобы посмотреть самых настоящих индианок в самых настоящих сари и приходила я во Дворец дружбы народов ради этого в День советско-индийской дружбы. Да, сейчас смешно это вспоминать, но это было именно так. Недавно при возвращении домой в Америку в аэропорту Нью-Йорка со мной рядом сидела семья индусов. Женщина была одета в сари, правда не столь ярком, как в индийских фильмах, а в сари тёмно-синего цвета, по-видимому, более подходящем для дороги. А ещё я могу теперь запросто увидеть индианок в своих национальных сари во время всевозможных фестивалей и праздников в Америке. А тогда для меня было чудом увидеть индианок в их красивых национальных одеждах. В то время я увлекалась йогой и всем, что было связано с Индией.

Кстати, о платьях. Под впечатлением большого количества женщин, расхаживающих в Санкт-Петербурге и его пригородах в красивых элегантных летних платьях, я загорелась купить себе платье для города. Сейчас за ненадобностью у меня такового в гардеробе нет. Повторюсь, у нас на Юге США на улицах городов люди почти никогда не прогуливаются. Да к тому же я ведь не в городе живу. В моём окружении женщины здесь в Америке почти не носят платьев. Если так дальше пойдёт, то, возможно, в Америке останется одна женщина в платье – это статуя Свободы. Я тоже в основном ношу удобные и практичные шорты, бриджи, капри, джинсы – в общем, всевозможные разновидности штанов. А тут мне тАк захотелось платье! Хоть караул кричи. Кинулась я в магазины в Санкт-Петербурге, чтобы купить себе платье для города и выскочила из них, как ошпаренная: вот это цены на платья! Какие кусачие! Решила повременить и, если мой приступ женственности не пройдёт, то купить себе платьев в Америке. Еда и одежда в Америке дешёвые.

А ещё в молодости я была когда-то в Доме дружбы народов на необычном мероприятии. В одном из залов для посетителей предлагалось смотреть слайды картин импрессионистов в музыкальном сопровождении. В то время (более тридцати лет назад) это было довольно оригинально.

Я уже упомянула, что девушка-официантка в кафе музея Фаберже была приятным человеком в общении. А ведь я вообще заметила, что продавцы и кассиры в магазинах стали гораздо приветливей, здороваются с каждым клиентом, улыбаются, как в Америке.  Меня это, помню, поражало, а иногда и шокировало по прибытии в Америку. А сейчас слава Богу приветливость и улыбчивость продавцов и работников сервиса можно наблюдать и в России, и в Санкт-Петербурге в частности. Я за то, чтобы один народ перенимал у другого всё самое лучшее.

В этот приезд я была шокирована тем, что в Санкт-Петербурге решили построить небоскрёб. Дело было так. Я гуляла в парке Петродворца и с набережной Финского залива увидела вдалеке кусочек Санкт-Петербурга и небоскрёб. Он явно просматривался несмотря на довольно большое расстояние и чётко выделялся. «Вот это да!» - подумала я и стала в толпе гуляющих выискивать глазами местных для того, чтобы хоть что-то узнать о небоскрёбе. Увидела молодую женщину с двумя маленькими детьми и ринулась к ней. Спросила её, действительно ли я увидела первый небоскрёб Санкт-Петербурга. И надо заметить, очень быстро я поняла, что мне повезло. Девушка рассказала мне о небоскрёбе, всё, что знала сама, а именно: «Да, долгое время считалось, что болотистые земли, на которых стоит город не годятся под строительство небоскрёбов. Но для данного проекта, называемого «Лахтацентр», в землю на глубину восьмидесяти метров были вкопаны сваи, которые по мнению архитекторов-разработчиков проекта должны служить надёжной опорой для всего здания». Позже, когда я ехала загород в Сестрорецкий курорт, проезжая мимо строящегося небоскрёба и пытаясь разглядеть из окна маршрутки этот первый в Санкт-Петербурге небоскрёб, я из-за неудобства для обзора небоскрёба с близкого расстояния чуть шею себе не свернула, но разглядеть мне удалось мало что. Большое, как говорится, видится на расстоянии.
 
Впрочем, в этом году в этой поездке мне с борта самолёта удалось рассмотреть и небоскрёбы Москва-сити, и небоскрёбы Нью-Йорка, и статую Свободы, и небоскрёбы Хьюстона. Видимость была отличная, небо было ясное и светлое время дня.

Значит, возможно, что в недалёком будущем появятся и Санкт-Петербургские небоскрёбы… Хм. Полёт инженерной мысли, конечно, восхищает, но я пока на сегодняшний день просто шокирована известием о начале строительства небоскрёбов в Питере. Слишком уж неожиданное для меня известие.   

Однажды, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге, я услышала гул военных самолётов, даже немного не по себе стало. Побежала спрашивать у дочки, что это такое может быть. Она у меня юмористка и ответила так: «Мама, ты что, забыла, что мы в супердержаве живём?!»  А это, я так поняла, скорей всего, была тренировка для воздушного парада в честь праздника Военно-морского флота.

Не иначе, как дух самого Петра Великого витает над его возлюбленным творением – над Санкт-Петербургом. По-видимому, поэтому я, когда гостила в Санкт-Петербурге, частенько думала и про «окно» в Европу, и про самого царя Петра: «Бедный, бедный царь Пётр. Ему и в голову тогда не могло прийти, что открытое им «окно» в Европу можно будет «закрыть» так легко». Но не буду о грустном. Виват, Санкт-Петербург! Жить тебе и процветать во все времена!

Когда мой самолёт совершил перелёт через океан, выполнив рейс Москва-Нью-Йорк, смолк гул мотора и стало относительно тихо в салоне самолёта, одна маленькая девчушка лет четырёх очень непосредственно, как могут только дети и довольно громко на чистом русском языке произнесла: «Вот мы и дома - в Америке. Мы же теперь американцы». Многие заулыбались. Я тоже. Но мне подумалось, что у меня всё не так просто и однозначно, как у неё. В её возрасте, наверняка, легче привыкнуть, что вот был дом в России, а теперь твой дом в Америке. Мне – нет. Несмотря на то, что я тоже – американка. Слишком много меня связывает с Россией, это по-прежнему моя страна и не только по паспорту, но и по состоянию души. Да-да, и с Санкт-Петербургом, несмотря на годы, прожитые вдали от него, мы всё ещё «мазаны одним миром».

Луизиана, США
2018