Сан Саныч

Васильев Валерий Васильевич
Порой вспоминаются отдельные моменты жизни на разных её этапах.       
Не трудовые - про это в газетах всё прописано, а сугубо бытовые, порой юморные. А также и присутствующие в них обычные люди, соседи или товарищи.

В 1954 году наша семья вселилась в квартиру в только что построенный в г. Солнечногорске  2-х этажный дом по улице Ленинградской -7, о чем даже было сообщение в местной газете. Хорошая двухкомнатная квартира, на первом этаже, с газом и ванной.   
Одним из соседей по дому был мастер, а впоследствии директор завода металлических сеток Александр Александрович Антропов - симпатичный высокий мужчина, 1928 года рождения, прибывший на завод после окончания металлургического техникума. Ну
жили и жили соседями, я учился в школе, он - руководил производственным коллективом. При встрече здоровались, естественно. Я называл его дядя Саша, его жену - тётя Надя (она также работала на заводе где-то в ОТК). Мои родители и рабочие завода очень хорошо отзывались о нем лично и об их семье. Был он очень компанейским мужиком, в дружбе со многими простыми работягами, даже когда стал директором, эти привычки сохранил до конца жизни. Уже гораздо позднее, примерно годах в семидесятых, когда я переехал в Москву, мне приходилось часто бывать       у родителей в Солнечногорске, где невольно сталкивался с Сан Санычем; тогда уже я называл его Александром Александровичем.

Помню: в один из воскресных дней, Генка Тихонов (тоже житель дома) выкатил свой "Москвич" из гаража для его помывки (гараж был во дворе дома, как раз напротив окон Сан Саныча), а сам с товарищами занялись распитием спиртного. В это время на балкон вышел Сан Саныч (в то время уже директор завода) покурить. Мужики, увидев его, кричат: "Саш! Чего дома торчишь?! Давай к нам! Все есть!". Через минуту он к ним спускается  с банкой красной икры и приобщается к компании.
В обиходе его называли "народный директор" - уж очень он близок был к простой народной массе.

Запомнился и другой случай. Году в 82-м я навещал родственников в Солнечногорске. Уже ни отца, ни матери не было в живых, квартира отошла государству. Идя на станцию, решил пройти мимо своего (теперь уже не своего) дома. Смотрю, у подъезда Антропова стоит "Волга", возле неё водитель - Вадим Суренков, давнишний мой знакомый. Разговорились.Он мне сказал, что является водителем директора и что сейчас они едут в Москву на приём к министру чёрной металлургии Казанцу. Пошёл на второй этаж к Сан Санычу с просьбой подбросить и меня до Москвы. Тётя Надя как раз собирала ему бутерброды на дорогу. Конечно, он не отказал. Сели, поехали...  Отъехали километров десять. Я поведал, что в сумке у меня имеется бутылочка. На что он отреагировал положительно, сказав Вадиму, чтобы тот заехал в ближайшую рощицу. Там мы хорошо побеседовали за перекусом, где он подвел окончательный итог: "Ну его на хер, этого министра. Поеду на встречу в следующий раз, а тебя, раз обещали, довезем до Москвы..." Меня довезли до ближайшей станции метро, я поехал домой,  а они возвратились в Солнечногорск.

При проводах его на пенсию в 1989 году, коллектив Солнечногорского механического завода, преподнес ему в подарок - огромную тяжелую коробку, на которой крупными буквами было написано:"Вскрывать только дома!". Открыв дома коробку, обнаружили оригинальный подарок - десятки бутылок отборнейшего коньяка различных марок.
В последний раз пришлось встретиться с Александром Александровичем в 1996 году, когда я приезжал на завод Лепсе за сеткой, для строительной организации, в которой я работал после увольнения из армии. Он тогда продолжал работать на том же заводе зам. директора по режиму. Зашёл в кабинет, поговорили, вспомнили прошлое... Он предложил мне подождать до окончания его рабочего дня - продолжить разговор, но мне дела не позволяли. Это была наша последняя встреча с отличным человеком, настоящим "народным директором".
Но и руководителем Александр Александрович был отменным. С назначением его директором завода началось глобальное техническое перевооружение и переоснащение производства.В годы его руководства завод «Лепсе» производил 35% всех металлических сеток в СССР, обеспечивал рабочими местами около 2000 человек.
Александр Александрович с гордостью вспоминал, что когда в 1963 году он принимал  завод, выпуск составлял  3,5 млн. кв.м. сетки в год, а , уходя, оставил на отметке 35 млн. кв.м..  Ему приходилось решать не только производственные задачи, было много и бытовых забот, нужно было заниматься и жилищными вопросами, и помогать сельхозпредприятиям района.

Вспоминаются и другие мои встречи с работягами завода - соседями по дому. Как-то, приехав в очередной отпуск к родителям, в воскресный день вышел погулять во двор. Стояла прекрасная летняя погода. Смотрю: за столиком, сколоченном из досок, сидит компания знакомых мне мужиков - рабочих завода, играют в "интеллектуальнейшую" игру рабочего класса того времени - домино. Столик, естественно, обит кровельным железом для более четкого звука при выставлении кости. Звук обязательно должен присутствовать, это ведь не тихая игра в шахматы. Всё - чин чинарем.
Поздоровались. Спросили о службе (я тогда служил в Омске). И, конечно же, предложили отметить приезд на родную землю.
Хотел было бежать в магазин, за угощением, но ребята тормознули, сказали, что все, что надо имеется. Открыли один из сараев (а столик располагался рядом с сараями жильцов), и из поленицы дров извлекли бутыль горячительного напитка мутноватого цвета. Приезд был успешно отмечен в дружеской компании моих товарищей, трудящихся завода. Вспомнился девиз тогдашнего времени: "Народ и армия - едины!".
Поразился высокой степенью конспирации моих товарищей: ведь надо было додуматься так надёжно, с большой любовью, сохранять от посторонних глаз драгоценную для души и тела влагу. 
Но Генка Тихонов пошёл ещё дальше. Его жена - Валя, стала замечать, что как только он сходит в туалет, то выходит "с душком" и всегда в хорошем настроении. С ног сбилась, искавши. Но все-таки, по прошествии значительного времени, выследила... Оказалось, что он "втихаря" покупал четвертинку и помещал её в сливной бачок туалета (бачки располагались на значительной высоте). А, посещая туалет, охолащивал её "из горла". Очень удобно - водочка охлажденная, сама так и выливалось в рот. Хотя был и недостаток - отсутствие закуски. Но не все же хорошее сразу, должны быть и издержки.
В связи с этим, запомнился случай с моим товарищем - лейтенантом Валей Овчаренко. Он всегда хранил денежную заначку под стелькой своего сапога. Однажды положил, как и всегда "пятерку", а сам отправился на трассу в другой обуви - в новых сапогах. Его жена, делая уборку в квартире, посчитала, что сапоги старые и выбросила их на помойку. Приехав домой, Валентин прежде всего обратил внимание на отсутствие сапог. Спросил жену. После её ответа, молча обследовал всю помойку, но сапог и "след простыл". Долго он горевал, не о сапогах, конечно, а об утраченной заначке.
Так что у рабочего класса было чему поучиться. Недаром В. И. Ленин характеризовал его авангардом всего народа.

Вот такие фрагменты воспоминаний сохранились в моей памяти...


01.04.2017               
Москва