Очерки ММ. Реальность

Борис Владимирович Пустозеров
Перевод статьи на английский язык без разрешения автора запрещается!
Реферат статьи и любое использование опубликованного в статье материала в англоязычных публикациях без разрешения автора запрещается!
Упоминание о статье в англоязычных публикациях без разрешения автора запрещается!



Очерки материального мира.
Мир и реальность.

Наука развивается благодаря постоянному добавлению новых знаний и периодическому обновлению прежних, оказавшихся не знаниями, а лишь принятыми на веру предположениями. Такие процессы замены прежнего знания происходили во времена Коперника, Галилея, Ньютона, затем подобное было в 19-м веке, и такой же процесс происходит сейчас, в веке 21-м. В обществе уже начался процесс осознания причинно-следственных связей между основными категориями (компонентами, составляющими основу) материального мира – пространством, материей и движением. Благодаря Интернету на многих сайтах и форумах большое количество авторов предлагают к обсуждению свои теории и варианты устроения мира. Логофизика лишь ускоряет этот процесс, направляя его в нужное русло.
О причинно-следственных связях, или даже – взаимосвязях уже упоминалось в начальном разделе статьи «Очерки материального мира» (http://www.proza.ru/2017/12/27/2139), а также в статье «Логофизика. Триада» (http://www.proza.ru/2017/09/15/2040), но частично и в общих чертах. Теперь их можно конкретизировать, то есть более чётко эти связи обозначить.
Взаимосвязи:
1) между материей и пространством:
ограниченная часть материи – материальный объект – в пространстве образует поле воздействия, то есть причиной воздействия и причиной возникновения поля (полей) всегда является материальный объект;
2) между пространством и материей:
значительная или неограниченная часть материи – среда – образует в конечном, ограниченном пространстве вещество материального объекта, то есть причинами образования вещества всегда являются среда и ограничение пространства;
3) между пространством и движением:
ограниченный участок пространства – поле воздействия материального объекта, – образует в движении процесс восприятия, то есть причиной восприятия и причиной возникновения процесса (процессов) всегда является пространство движущегося материального объекта;
4) между движением и пространством:
значительная или неограниченная часть пространства – поля материальных объектов – в ограниченном, конечном движении любого материального объекта создают время, то есть причинами возникновения времени всегда являются поле (пространство) и конечность движения объекта;
5) между движением и материей:
ограниченное, конечное движение – действие, колебание материального объекта – образует в материи среду, способную к движению, то есть причиной способности и причиной возникновения среды всегда является движение материального объекта;
6) между материей и движением:
значительное или неограниченное движение – колебания частиц материальной среды – создаёт в конечно ограниченной материи (в структурно устроенном материальном объекте) состояние, то есть причинами возникновения состояния всегда являются колебания среды и структура материального объекта.

Пункт 1 показывает, что любое поле – гравитационное, электрическое, магнитное – это структура пространственная, нематериальная, но причина появления поля заключается как раз в присутствии материального объекта. Говоря иначе – для любого материального объекта пространство является полем его воздействия, и с этой позиции каждый материальный объект является субъектом. Так что не поле воздействует, а материальный объект воздействует посредством своего поля на окружающую среду и другие материальные объекты, а мерой этого воздействия служит, в зависимости от вида воздействия, гравитационная сила притяжения, механическая сила давления или электрические силы отталкивания и притяжения и т.д.
Пункт 5 показывает, что среда – это структура материальная, но рассуждать о среде можно лишь при наличии в ней хотя бы одного движущегося материального объекта, так как именно его движение возбуждает способность частиц среды к колебанию, что собственно и делает множество частиц средой с определёнными качествами. Говоря иначе – для любого материального объекта окружающая материя, в том числе и другие материальные объекты, является средой, и с этой точки зрения каждый материальный объект является субъектом. Двигаясь в среде, материальный объект сталкивается с частями этой среды – частицами и другими материальными объектами – и передаёт им частично (или всю) свою способность к действию, или, как мы привыкли говорить – энергию. На самом деле энергия – это лишь мера способности, имеющейся у материального объекта или передаваемой им другому объекту и частицам среды.
Пункт 3 показывает, что любой процесс возникает как влияние движущегося объекта и его движущегося поля на окружающее пространство, в котором есть материальная среда (в том числе другие материальные объекты), которая своим пространством – полем или полями – воспринимает движение материального объекта, и это восприятие, собственно, и есть процесс. В итоге, для любого материального объекта окружающее движение является процессом, то есть объект рассматривает (воспринимает) движение как процесс, происходящий относительно себя «любимого», и с этой позиции каждый материальный объект является субъектом. И тем больше он «чувствует себя субъектом», чем больше занимает места в пространстве его поле, то есть чем шире его поле влияния. Он движется и воздействует на окружение, а своё воздействие он тоже воспринимает, как процесс, происходящий относительно себя. Всё это связано с тем, что любой материальный объект является системой, состоящей из более мелких объектов и, в конце концов, из частиц, и в объёме его пространства частицы не только расположены в определённом структурном порядке, но и движутся-колеблются с определёнными частотами по определённым траекториям в определённых направлениях. Движение как самого объекта, так и другого объекта относительно него, нарушает, то есть изменяет не только направления движений частиц в объекте, но и частоту и траектории их движений, что связано уже с изменением направлений расположения траекторий относительно бывших ранее или относительно центра тяжести объекта. Поэтому мерой восприятия, мерой процесса является информация – совокупность меняющихся направлений. Эту совокупность можно выразить и графически в форме волны – траектории с длиной периода и частотой смены направлений, и в виде векторной суммы направлений, и количественно в виде массива волн определённого типа. Из вышесказанного легко сделать вывод, что человеческое восприятие окружающей среды – это тоже процесс, возникающий как результат внешнего движения среды, объектов, частиц относительно человека как субъекта. Мы знаем как минимум о пяти видах наших чувств, о пяти видах восприятия. Например, свет – это процесс восприятия субъектом (и человеком в том числе) движения инерционных частиц с предельной (или близкой к предельной) скоростью. А уже цвет или яркость – это информация, определённая мера света, то есть мера процесса, рассматриваемого с разных позиций – с позиции частоты изменения направлений, скорости изменения направлений и др., – то есть совокупность меняющихся направлений движения частиц, которую мы расшифровываем уже с помощью изобретённых приборов как частоту передачи колебаний, длину волны и т.д. Или звук – это процесс восприятия движения более крупных объектов (атомов, молекул) с меньшими скоростями, а вот громкость, тембр, тональность – это информация, мера звука с разных позиций.
Пункт 2 показывает, что любое ограничение материальной среды в пределах определённого пространства (объёма) – это, по сути, образование материального объекта с конкретным веществом, причём в данном случае под понятие «вещество» попадает даже нуклон или электрон, так как и тот, и другой состоят из более мелких частиц и могут иметь определённую плотность распределения этих частиц. Плотность, как известно, является мерой вещества. Кроме того, пункт 2 указывает на неограниченную возможность усложнения структуры материальных объектов – если множество уже существующих материальных объектов считать средой, то из неё в ограниченном объёме возникает новый материальный объект – более крупная система – с совершенно другими свойствами и другой плотностью.
Пункт 4 показывает, что ограниченность движения, другими словами – конечность своего существования сопоставляется материальным объектом с количеством воздействующих на него полей других объектов. Это сопоставление вызывает в объекте чувства – ощущение скорости своего движения относительно других объектов и осознание направления движения относительно воспринимаемых воздействий, – и называется оно временем. Иначе говоря, время материального объекта – это сопоставление конечности движения объекта с количеством событий (других движений) в его движении. Если какие-то поля воздействуют на объект последовательно и периодически, у объекта возникает ощущение длительности, то есть объект для себя уже делит время на части и знает, какой процесс за каким следует, и насколько различаются периоды процессов. Так что ощущаемая длительность, как мера времени, является уже явным признаком субъекта.
И наконец, пункт 6 показывает, что состояние материального объекта, включающее в себя консистенцию вещества (твёрдое, пластичное, текучее, жидкое, газообразное), зависящего в свою очередь от определённого устройства материального объекта, называемого его структурой (аморфная, кристаллическая), определяется количеством и частотой полученных от среды колебаний. А мерой состояния, как мы знаем с детства (все ведь, наверно, болели гриппом!) является температура.

Вышеперечисленные причинно-следственные связи лежат в основе устройства материального мира и скрепляют, как цементом, фундамент мироздания, состоящий из трёх главных образующих – пространства, материи, движения. Если бы полтора века назад учёные имели представление об этих взаимосвязях, они (Фогт, Лоренц и др.) не стали бы «изобретать» относительность времени в своих преобразованиях, поскольку им бы не пришла в голову такая глупость – деление времени на длительности приравнивать по смыслу к делению протяжённости пространства на расстояния. Минковский по этой же причине не стал бы «изобретать» своё абстрактное пространство, а Эйнштейн, по причине ненадобности объяснять физический смысл преобразований Лоренца, не «изобретал» бы новых теорий относительности, поскольку принципы относительности Галилея устраивали всех. В итоге, человечество в физике за эти полтора века продвинулось бы вперёд намного дальше той точки, в которой оно остановилась сейчас из-за принятия концепции ОТО.
И, возможно, не появились бы в культуре такие явления, как абстракционизм и сюрреализм, поскольку они явились именно следствием абстрактных научных воззрений начала 20-го века, как мода на абстракцию и всеобщую относительность. Возможно, не имея к тому предпосылок, не появились бы многие философские течения. В целом в философии, вероятно, сложилась бы примерно такая картина.
Есть пространство. Пространство имеет протяжённость. Протяжённое пространство способно заполняться. (Это значит, что у пространства есть свойство – «своё качество» – и способность использовать это качество. Откуда взялось пространство, и что это такое, кто ему дал качество и способность, неведомо никому – это слабое место. Слабым местом в любой философии является попытка представить причину создания мира, поэтому в логофизике эта причина даже не рассматривается.)
Заполнение пространства представляется такой последовательностью. Способность вызывает движение частицы, пространство сопротивляется движению частицы, но это движение одолевает и преодолевает пространство. Одоление пространства – начальный этап движения – движение с ускорением, связанное с сопротивлением пространства, преодоление пространства – это уже движение равномерное с постоянной предельной скоростью, потому что уже нет сопротивления пространства. Сопротивление пространства придаёт частице массивность, то есть частица в процессе одоления пространства и приобретения массы становится материей. (А тот, кто дал пространству способность, вероятнее всего, толкнул сразу не одну «самую первую» инерционную частицу, а сразу много и в кучу, то есть с разных сторон).
Так как способность всегда порождает движение, можно утверждать, что движение частицы есть следствие способности пространства к заполнению, то есть пространство, как объект, передаёт свою способность частям объекта. В этом случае, если мы подразумеваем под протяжённостью зависимое от объекта качество (то есть свойство, «своё» качество), то способность является качеством независимым, кем-то свыше данным пространству с имеющейся возможностью присваиваться частям объекта в пропорциональных соотношениях, то есть качеством с включенной в него мерой – энергией. Качество это тем более независимо, что вызывает движение частицы, в свою очередь вызывающее сопротивление пространства этому движению. Таким образом, единство и противление заложены изначально в качествах пространства, одно качество (протяжённость) показывает полное единство его частей – их одинаковость во все стороны, другое (способность) показывает противление одних частей другим, покоящихся (ячеек) – движущимся (частицам).
В таком ключе выше приведённые предположения, являясь на первый взгляд рассуждениями с материалистической точки зрения, тем не менее не опровергают ни в коей мере идеалистических или дуалистических воззрений, поскольку не касаются происхождения пространства с его качествами и уже «вложенным» в него законом единства и борьбы, а касаются лишь следствия этого факта – появления движения и материи. Так что вопрос "кто создал мир?" остаётся открытым.

Мир и количество.

Что позволяет нам предполагать, что в природе есть квант материи – частица с предельной (минимальной) массой, квант пространства – ячейка предельного (минимального) размера, квант движения – действие с предельной (максимальной) скоростью? – Наши ощущения, которые выливаются в примерные определения. Этих мерных определений, с помощью которых не только человек, но и любой субъект начинает ощущать и познавать мир, не так уж и много.
«Легко-тяжело» – это субъективные меры определения материи.
«Быстро-медленно» являются субъективными мерами определения движения.
«Далеко-близко, высоко-низко, широко-узко», «длинно-коротко, толсто-тонко, плоско-объёмно» и «внутри-снаружи» есть субъективные меры пространства, их несколько из-за количества измерений – пространство человек наделяет тремя измерениями – высота, длина, ширина (или по-иному, вертикаль, горизонталь, углубление), в отличие от движения и материи, каждое из которых наделено одним измерением.
Производные категории понятий (воздействие, способность, вещество, время, восприятие, состояние), которые являются следствием связей между основными категориями – материей, движением и пространством – также определяются человеком в ощутимых пределах.
Воздействие субъект характеризует примерными определениями «сильно-слабо».
Способность – «живо-дохло».
Время – «долго-скоро».
Вещество – «плотно-рыхло, чисто-грязно, прозрачно-мутно».
Состояние – «твёрдо-мягко, жидко-воздушно, горячо-холодно».
Восприятие – «много-мало, редко-часто, резко-плавно, тихо-громко, темно-светло, полно-пусто и т.д. до смешно-грустно». Наличие нескольких разносодержательных мерных определений в последних категориях показывает их явную «зависимость» от пространства, у которого больше измерений, чем у материи с движением вместе взятых. Но сейчас мы заострим внимание лишь на примерном определении количества «много-мало». Так как мерой восприятия является информация, то количество – это тоже информация, один из её видов.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2018/01/31/2244