Разговоры об охоте. Волк. статья написана в журнал

Валентин Лебедев
В 1986 году, закончив 5 курс обучения во Всесоюзном сельско-хозяйственном институте, я устроился на работу в Госохотинспекцию при исполкоме Мособлсовета и был направлен на работу в Талдомский район Московской области, охотоведом.
 Здесь уже работал  Фокин Александр Михайлович, опытный сотрудник и под его чутким руководством, я должен был освоить практику работы госохотинспектора.
 
Место охотоведа было определено в небольшом домике конторы Талдомского общества охотников и рыболовов МОООиР. Это было очень удобно, так как обеспечивало тесный контакт с работниками хозяйства и членами общества.

Все было интересно. Работа увлекла и замелькали трудовые будни. Встречи в охотколлективах, рейды по борьбе с браконьерством, открытие летне-осенней охоты.
Как-то в сентябре, с утра, пришлось заниматься подготовкой документов к месячному отчету и мы, с моим старшим напарником, опрашивали егерей, заполняли бланки, обсуждали итоги.

 В контору зашел молодой охотник, Покин Николай, и вывалил из рюкзака на пол серую шкуру.
 -Вот, Михалыч, волка я подстрелил…

Все присутствующие собрались вокруг Николая, стали его поздравлять, расспрашивать. Растянули шкуру, удивлялись такому случайному везению.

Фокин тоже подошел, пощупал волос на шкуре, осмотрел ее.
Вынес вердикт:
 - Самец. Большой, года четыре.

Егеря насели на Михалыча, мол, давай готовь справку на отстрел волка и оформляй человеку премию.
-Рассказывай, как тебя угораздило? - обратился тот к охотнику.

-Да вот, стоял сегодня на утренней зорьке, на перелете, уток ждал, а он выскочил на бровку карты и набежал на меня.

-Тааак… - Михалыч пальцем потыкал в дырку на шкуре и спросил:
 - Стрелял-то чем?

-Кругляком, да там не далеко было, метров тридцать пять.

-Ну, присаживайся.- Александр Михайлович достал бланк протокола и заполнил шапку.
Все удивленно смотрели на него, а он невозмутимо произнес:
-Все должно быть по закону. Часть три, пункт 14.6 гласит: Ношение во время охоты патронов, снаряженных пулями, за исключением случаев, когда проводится охота на крупных копытных зверей, является нарушением правил охоты.
 
Премию охотник получил, из нее заплатил штраф.

Так я первый раз столкнулся с фактом отстрела волка в Талдскомском районе.

Талдомский район находится на севере Московской области. Его территория порядка 147000 гектаров. Лесные массивы, поля, болота создали благоприятные условия для обитания охотничьих животных.
 Поголовье лося числилось за отметкой трехсот штук, кабана около шестисот. Заяц, лисица, норка, бобр, енотовидная собака и другая более мелкая зверушка. Из охотничьих птиц-глухарь, тетерев, вальдшнеп , утка, пролетный гусь. Всего хватало.
В районе Спас-Угла каждый год наблюдался медведь. Естественно, для волка тоже хватало места.

По поводу этого представителя семейства псовых всегда существовало и существует два мнения: волк это санитар леса и волк это безжалостный хищник. Первое суждение про санитара, мол волки подбирают, больных и слабых, тем самым сохраняя здоровую популяцию животных-великое заблуждение.
 Весь образ жизни волка выдает в нем совершенную машину для убивания, оправданный только тем, что все его поведение, повадки направлены на продолжение рода, на выживание.

 Нередко можно слышать такое выражение-волк зарезал…. Его челюстной аппарат устроен так, что при закрывании пасти зубы расходятся и режут плоть, как ножницы. Волк очень прожорлив - может съесть до 20 кг мяса за один раз. Волк необычайно умен, вынослив, силен и коварен. Наблюдения за волком в течение 25 лет только подтвердило это.

Район по зонам охот на волков можно разделить на три части. Это северо –восточная зона, деревня Кошелево. Здесь охотами руководил опытнейший егерь Лебедев Евгений Вениаминович. Центральная зона, город Талдом, руководитель охот Белоусов Евгений Васильевич и восточная зона, деревня Нушполы. Здесь охоты организовывал егерь Иванов Владимир……,под присмотром охотников Кошелева Бориса Васильевича и Чувикова дяди Володи(так все звали этого охотника).

В начале января  мне  удалось встретиться со старыми  волчатниками, побеседовать с ними, повспоминать охоты на волка, посмотреть старые фотографии.

Вот, что рассказал Евгений Васильевич Белоусов:

Для борьбы с волками в 1978 году была создана мобильная группа из 6-8 человек. В ее арсенале было около 15 км флажков, три рации(телефонов мобильных тогда не было). Машиной обеспечивало Талдомское авто-транспортное предприятие. Директор АТП Липанов Марк Михайлович был заядлым волчатником и почти всегда участвовал в охотах на волка.
 Волки заходили с Тверской области и почти сразу, если их не удавалось перехватить в обходе егеря Жени Лебедева, устраивали переполох в центре охотхозяйства. То лося зарежут, молодых совхозных телок погоняют.
 Большой урон приносили поголовью кабана.
 Как только обнаруживались следы волков, а для этого отслеживались почти все центральные дороги района, на место выезжало 2-3 человека и определяли место нахождения хищников. Затем, подсоединялись еще охотники, зафлаживали волков и уже потом подтягивались все, кого можно было собрать.
 Охоты проводились быстро и, в основном, эффективно. Конечно, иногда волки уходили-то матерый прорвется за флажки, то молодой охотник пропустит волка-не стреляет. Потом оправдывается, говорит, что испугался.

 Был случай, когда седьмого марта затянули круг уже поздно ночью. В окладе была стая в семь штук. Шуметь не стали. Приехали утром, Восьмого марта, прошли вдоль флажков и заметили, что волки уже подходили к флажкам. Потихоньку расставились, и один человек пошел в круг. Все семь волков были убиты.
 После каждой охоты проводили разбор полетов. Анализировали ошибки.
 
Флажки шили сами, материал (красные лоскуты) брали на предприятии «Юность», которое, занималось пошивом детской одежды. Усовершенствовали рамки на которых наматывали флаги. Вертикальные планки укрепляли под углом. Верх делался шире – низ уже. Так легче было разматывать. В катушках использовали подшипники. На случай нехватки флажков, наготовили плакатов, то есть отдельные флаги, не скрепленные бечевкой. Их развешивали или дополнительно в ненадежных местах, или там, где не хватило флажков. Изучали методы облавных охот в других областях, помогали с отстрелом волков в соседних хозяйствах. До четырнадцати штук убивали за сезон.

Евгений Васильевич достал с полки серую шапку и сказал:
-Мой последний.

В прошлом году справил 80 летний юбилей.

И под конец разговора неожиданно поведал:
-Вот теперь занимаюсь вышивкой…- и показал мне на стену, где в деревянной рамке, на полотне, висел вышитый серый волк.

Бориса Васильевича Кошелева только выписали из больницы. Здоровье стало подводить, как никак уже 83 года. В деревне Нушполы небольшой, еще крепкий дом.

-Давай, Валентин, посидим в террасе. Здесь посвежее и реку видно.
Из окна была видна пойма реки Дубна. На мой вопрос рассказать про волков, ответил:
-Буд-то сам не знаешь? А так - вон, смотри, пойма перед тобой. Еще пацаном с мужиками здесь лошадей в ночное водил. Налетали бывало, стрелял дядя. Овец резали, до десятка, двух утащат, остальных бросят-жадные до крови.

У Бориса Васильевича дядька  был егерем и весь охотничий опыт он перенял от него. Про повадки волков старый охотник рассказывал с упоением. Как правильно зафлажить волков, где расставить стрелков:

-Разматывать катушки надо в стороны от входного следа и сразу ставь здесь стрелка. Ложится волк в чащобнике, носом к югу, к теплой стороне-больше запах чувствует. И бежит сразу на юг, если ветер не сбивает запахи. Это уже потом, после выстрела, разбегаются кто куда.

Вовка Иванов, егерь наш, салага еще был. Не понимал ничего. Все спрашивал-что да как... Мы его с Чувиковым Володей натаскали. Теперь разбирается, понимает, что к чему. Да и ему сейчас уже шестьдесят поди... Опытный стал...

Помню прибежал: - Дядь Борь, пара за Нушполкой лося завалила и ушла в вырубки. Что делать?
Говорю: беги за Чувиковым, а сам флаги с печки достал, лыжи, ружье в охапку и побежали обкладывать. Зафлажили, уже по темному. Километров семь получилось. Хотели завтра с утра придти, а потом думаю-луна яркая, видно все, давай попробуем толкнем…
Я на входном встал, Чувиков на перекрестке просек , а Иванов тихонько крикнул с противоположной стороны. Светло, тени черные от деревьев. Смотрю катит, тень впереди бежит. И второй за ним. Подпустил и по заднему выстрелил-первый-то куда денется? Тот завертелся, первый бежать. По нему стрельнул, ткнулся мордой в снег и понесся к Володе. Чувиков конечно не пропустил…

 Ну что тебе еще рассказать? - сам с нами все исползал.

 Коварный зверь. Помнишь в Апсареве корову с лосенком погубили? Лосихе ноги пооборвали, а телка сожрали.

Появляются, в основном, когда гон начинается, в январе, а с осени, так, одиночки забегают. Заходят обычно с Тверской, уходят, через реку в Загорский район.

Как-то поздно осенью за карьерами, сидели на гуся с молодыми. Стемнело. Они и попросили меня: подвой волком. Ну я и подвыл. А волк рядом оказался, метрах в ста. Ответил мне-моих ребят как ветром на скирду занесло. Комиссия приезжала как-то из МОООиРа, просили приехать, повыть, а они будут слушать! Отказался…Господа какие!?

Помнишь? Раньше все пешком, на лыжах, катушки на себе. Сейчас все на машинах да снегоходах. Да и флажить почти перестали. Загонами стараются.

Во! Небылицу хочешь?

 Володю Чувикова похоронили в декабре, уж не помню сколько лет назад. Кладбище знаешь у нас? Да… Так вот, на второй день, к нему пара волков забегала на могилку, удостовериться прибегали. Вот и думай.

Поговорили еще немного и разошлись.

Сейчас иногда доходят слухи.
 Пару лет назад егерь Решетов застрелил из карабина двух волков прямо на подкормочной площадке для кабанов. Прошлый год подранил под Нушполами егерь Щербаков волка, весной, тот ушел. А зимой зафлажили его, убили. Больной был, тощий, как скилет.

Совсем редко стали появляться волки. Лося стало меньше, кабана практически нет. Дачные участки перекрыли пути миграций животных. По охотугодьям колесят снегоходы и машины. Охотники вооружились нарезным оружием, приборами ночного видения, электронными манками.

Куда деваться зверю? Удастся ли выжить?

 P.S.  С Лебедевым Женей встретиться уже не удалось. Осталась только память и фотографии.

 Фото: Евгений Вениаминович Лебедев.