Три напёрстка - три звезды

Вадим Михановский
Сибирские  этюды               
    Книга 4-я
               
     « И горжусь я, оставляя труд и муки за спиной
      Мужиками, что делили эту каторгу со мной»
                (Редьярд Киплинг)

               
   
 На поездах дальнего и местного следования, в промежутке между Омском и Иркутском, он знал каждую станцию, каждый полустанок. И на всех этих станциях, на которых его регулярно ссаживали и доставляли в отдел милиции, он выслушивал там один и тот же вердикт: «В детский дом!». Но иногда звучало и другое: «В колонию беспризорников!»…Заметим лишь, что всё это его мало заботило, в свои одиннадцать лет он уже научился беспрепятственно ускользать из этих мест.
     Шесть лет назад он лишился матери, а позже и отца, железнодорожника, которого посадили за какую-то аварию, случившуюся недалеко от Новосибирска, посадили не одного, а чуть ли не всю бригаду путейцев, дежурившую в тот роковой день.
     Что оставалось делать подростку? Последствия недавней гражданской войны и общая разруха в Сибири выбора не оставляли. Он научился лихо крутить три напёрстка на станциях,  среди ожидающих своего поезда пассажиров, а в  вагонах подсаживался к компаниям картёжников. Память у него была отменной, а чутьё, выпестованное улицей, острое.
     В преклонном уже возрасте, он с потрясающей откровенностью напишет в книге о себе:  «В интернате, куда меня водворили, я виртуозно мухлевал в карточных играх и был общепризнанным мастаком в карманных кражах…  В Бога я, конечно, не верил. Но какая-то определённая сила вела меня по судьбе своей уверенной рукой. Ведь я же мог запросто остаться в этом блатном, воровском мире со своими, прямо скажем, недурственными способностями»…
         
      Пройдёт время. В 1945 – ом, за три месяца до окончания войны, он, Георгий Филиппович Байдуков, в генеральской бекеше, но без знаков отличия, выйдет из поезда на перрон Белорусского вокзала столицы и увидит давно забытую картину. Разбитной малый в окружении толпы будет ловко переставлять три напёрстка. Он с ординарцем подойдёт ближе. А пальцы малого, как и всё запястье, исколотые татуировками, без останова будут порхать между напёрстками.
     - Богатая же у тебя биография! – Промолвит Байдуков, без труда разобравшись в опознавательных символах на руках разбитного малого.
     - Всё своё ношу с собой! – Буркнет тот, мельком скользнув взглядом по бекеше.
    -  Так я про то и говорю! Первая твоя ходка – Вятлаг, вторая, смотрю, в Мурмашах на Нижней Туломе. А третья – Печора. Так? Железку там тянул?
     В толпе восхищённо загудели: «Во, даёт!...  Как букварь читает!...
     Малый, словно это его и  не касалось, вновь скользнёт взглядом по бекеше: «А давай на твою телогреечку?»
     - Поехали! – Кивнёт Байдуков, незаметно подмигнув ординарцу.
     Ординарец переместится, став вплотную, но чуть сзади: всё, как учили, тыл был прикрыт.
     Малый крутнул напёрстки,- «Ну, под каким?»
     - А вот под тем, что на севере!
     - Это как?
     - Ты не крути, не крути! – Байдуков твёрдо положил свою руку поверх ладони напёрсточника. – На севере, это значит впереди тех пустышек, которые стоят сзади…. Вот, видишь, я выиграл!
     - Пойдем на всё?
     - Только на то, что ты умыкнул у этих граждан, идёт?
     - У этих, что ли? – Малый презрительно обвёл глазами окружающих, - у этих только шиш в кармане!
     Вот, на этот шиш, только в моём кармане  и сыграем. Годится? – Байдуков достал из кармана бекеши и поднял над головой муляж из папье-маше, похожий на кулак с фигой. В толпе снова одобрительно загудели.
     А малый стал быстро собирать своё хозяйство, увидев двух стражей порядка, явно направлявшихся к шумливой толпе.
     - С людьми-то рассчитайся! – Строго напомнил Байдуков.
     Жулик, помедлив, затравлено глядя на Байдукова с ординарцем, бросит им под ноги пачку  денег и тут же скроется. Из толпы ринутся подбирать купюры…
     Байдуков, молча постояв, тряхнёт головой, словно пытаясь освободиться от наваждения, внезапно нахлынувшего на него:  из какого-то  далёкого  далека донесётся до него будто бы хрипловатый голос Чкалова: «С Ягором в карты не садись, всё равно облапошит!»… Он ещё раз встряхнёт головой и положит муляж в карман. С  этой безделушкой он не расставался ещё с тех, чкаловских времён, купив по случаю тотем в одной индейской лавочке в Америке. Сувенир этот понравился тогда  экипажу, взбодрившему своим перелётом всю Америку в незабываемом 1937 году.
     Сам тотем, если его поставить вертикально, в представлении индейцев символизировал собою мужское плодородие и начало новой жизни. Ну, а в нашем понимании, похожий на кукиш, он и оставался кукишем.

     Георгий Филиппович Байдуков, бывший беспризорник, легендарный член чкаловского экипажа,  является одним из самых первых сибиряков, удостоенных звания Герой Советского Союза. На его золотой звезде стоит общесоюзная чеканка: «№10»… Наверное, слишком подробно останавливаться на биографии знаменитого сибиряка нет нужды. Всё это сейчас без труда сыщется и в интернете, который, по словам одного из поэтов, «такими баснями накормит – Крылов перевернулся бы в гробу…»
     Автора этого повествования всегда занимали люди, переступившие те самые басни и своими делами возвеличившие себя и своё отечество, даже вопреки сложившимся обстоятельствам.
     К этой категории можно смело причислить не только Байдукова или Чкалова, но и не менее известного – трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина и его легендарных тёзок – сибиряков Карелина и Тихонова. Тот и другой были неоднократными Олимпиониками, один – в борьбе, другой – в биатлоне.
     Именно такие люди в процессе своей целенаправленной организованности, я бы сказал, постоянным возделыванием своего внутреннего пространства, чаще всего становились знаковыми фигурами, героями своего времени. С детства познавшие законы улицы, они, тем не менее, сумели миновать большинство ловушек, расставленных на их жизненном пути….    Не  так уж случайно у меня однажды родились эти строки: «Из трущоб городских, Из халуп и бараков Ничего пареньки выходили, однако! В драках были круты, В спорте первыми были. С жизнью  чаще на «ты», чем на «Вы» говорили»…

     Тот же Чкалов, правнук богатыря-бурлака и внук силача-грузчика, запросто гнувшего подковы, был и сам не из хилых и носил в детстве прозвище – Буйвол. Хулиган и дебошир, завсегдатай ипподрома, на котором он просаживал немалые деньги, а за свои выходки -  тот же пролёт под мостом -  подвергался неоднократно  арестам. Неслучайно сам Чкалов говорил: «За изобретённые мной приёмы пилотажа меня сначала сажали на гауптвахту, а позже давали премии».
     Даже сейчас трудно себе представить то влияние на ход мировой истории, которое оказал на неё чкаловский перелёт. Или взять, к примеру, Юрия Гагарина и его знаменитое всему миру – «Поехали!». Мало сейчас кто знает, что с этим возгласом всегда взлетал сам Валерий Чкалов.  А само это русское слово после них вошло в обиход и многих иностранных пилотов.
     Позже, гораздо позже, автор этой повести, побывав в Германии, узнает о поразительном факте. Во время войны, как ни удивительно, портреты Чкалова, оказывается, находили и у сбитых немецких лётчиков: они брали эти портреты с собой наудачу. Небесное воинство, оно всегда и во всём невольно верило в некую потустороннюю силу, в определенные приметы и было, в какой-то степени  единым там, над облаками. Но вспомним  и  другое: «Ахтунг, в небе Покрышкин!»…. Как ни крути, а единство противоположностей тут неожиданно проявляется наиболее точно…
     Если говорить суховатым языком статистики, суммарная составляющая деятельности Байдукова  сама по себе впечатляет! Но прежде всего немного хронологии.
     Появился наш герой на свет 26 мая 1907 года в железнодорожном вагоне, недалеко от станции Татарской, Новосибирской области. Следующий небольшой промежуток, полный приключений, уже читателю известен: в основном бродяжничал. В 14 лет работал строителем на железной дороге, потом учился в омском профтехучилище. В 1926 году связал свою жизнь с армией – теперь уже навсегда!....  А последовательность событий здесь решающего значения не имеет. Вычленим главное. Окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, далее специализировался в известной «КАЧЕ» - Качинской военной авиашколе, служил лётчиком-истребителем. В 1931-1934 годы Байдуков становится лётчиком-испытателем в НИИ ВВС, где впервые участвует в отработке методов «слепых» полётов.

     В одной из своих будущих книг, а их издано около десяти за его долгую жизнь, он напишет: « Это не секрет, были и такие лётчики, которые ловко кувыркаясь в небе,  боялись посадки. Но это уже, видимо, дело из области психологии»…
     О «слепых» полётах, по крайней мере, об одном из них, речь впереди. Если же говорить о самых дальних перелётах, а их было у чкаловского экипажа два, то необходимо сказать, прежде всего, о подборе коллектива. Случайности здесь исключены!
     Чкалов был прирождённым лётчиком-истребителем: взлёт и посадка – это его дело. «Он не промажет!» – писал Байдуков в своей книге о Чкалове. А Беляков был отменным навигатором, штурманом. Определение точки полёта по звёздам, улавливание и определение сигналов зарубежных радиостанций, знание английского в определённом объёме и некоторых других языков – это по его части. А в обязанности Байдукова входило и то, и другое, и третье…
     Чкалов до полёта в Америку, к примеру, дотошно осваивал солнечный указатель курса, так называемый – СУК. Он должен был, при полёте вслепую,  играть важную роль: идти по прямой вблизи Северного полюса невозможно. Магнитный полюс оказывает здесь такое сильное воздействие на обычные компасы, что ориентироваться по ним – дело гиблое.
     - Вот здесь-то и нужен СУК! – Объяснял Чкалову Беляков. – При своей довольно сложной оптической системе и надёжном высокоточном часовом механизме, СУК помогает штурману не ошибиться.
      - А как быть лётчику с  этими вашими  «суками»? – Не унимался Чкалов.
     - А для лётчика перед стеклом кабины мы укрепим штырь, тень от него будет падать на тот или иной участок белого круга, - вступал в разговор Байдуков, - который изображает циферблат солнечных часов. Остаётся только держать курс машины по заданному меридиану при полёте на север. - Или на юг! – Продолжал Беляков, - но здесь опять требуется корректировка. При этом надо ловить, вращая рамку радиокомпаса, сигналы  чужих радиомаяков.
     - Вот вы и ловите, звездочёты! – Отругивался Чкалов, - а моё дело баранку крутить вдоль этого вашего заданного меридиана.
        Взаимозаменяемость внутри экипажа, в конце концов, была достигнута. В известном беспосадочном «Сталинском маршруте» в 1936 году (Москва – остров Удд на Камчатке) Чкалов сумел посадить самолёт на острове у самой кромки воды.
     - Если бы не Чкалов, - признавался позже Байдуков, мы бы на этом острове погибли. Прямо-таки – снайперская посадка огромной машины!..
      Так, в общем и целом, постепенно, неторопливо у Байдукова складывалось по кирпичику и  будущее строение книги, посвящённой другу и однодельцу, каким стал для него на все времена Валерий Чкалов.
     Придёт час и книга об этом неудержимом авиаторе и человеке войдёт в серию ЖЗЛ, основанную Максимом Горьким. В ней будет 600 страниц. А ещё 2200 страниц, вымаранных цензурой, лягут в личный архив автора. За этим архивом после кончины Байдукова  начнётся вдруг настоящая охота….  Но об этом позже.

     Между прочим, перелёт до острова Удд указал экипажу сам Сталин, даже условно прочертил его на карте: «Потренируйтесь, прежде чем проситься через Северный полюс в далёкую Америку. Обязательно потренируйтесь!».
     По свидетельству Байдукова, после этой «тренировки», на правительственном приёме Чкалов, который был вообще со всеми на «ты», неожиданно подошёл к вождю: «Товарищ Сталин, язык не поворачивается называть тебя на «Вы», давай, выпьем на брудершафт!»
     Все присутствующие онемели, а Сталин, помедлив, улыбнулся: «Давай!»…. Во второй раз подобная история случилась на таком же правительственном уровне после полёта в Америку. Здесь, в одном из тостов,  Сталину предложили «байдукнуть по чкалику белячка!»…  Как позже писал сам автор: «байдукнули и не раз»…

                ВЫСТРОЕННОЕ  НЕБО
                «Когда машина загребает воздух
                И на куски ломает синеву,
                Когда с крыла соскальзывают
                звёзды,
                Я твёрдо знаю, для чего живу».
                (Ф. Чуев)

     Слова эти принадлежат лётчику и поэту Феликсу Чуеву. Он знал Байдукова, неоднократно встречался с ним и однажды преподнёс кумиру книгу своих стихов, в которой были строки и из эпиграфа нашего раздела…. Здесь приходиться согласиться с некогда произнесёнными словами Евгения Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт!». На титульном листе подаренной Байдукову книги было выведено: «Мою страну выстраивало небо - и вместе с небом Родина росла»… В какой-то степени так оно и было! И в этом мы ещё убедимся на страницах нашей повести.
     Между прочим, Байдуков создаст занимательный и правдивый сценарий, по которому будет снят довоенный фильм о Чкалове. Будут впереди ещё  книги  и о героизме лётчиков в годы Великой Отечественной войне. До начала этой войны он будет принят в Союз советских писателей.

     Но за несколько лет до этого состоится  беспримерный беспосадочный перелёт чкаловского экипажа через Северный полюс в Америку. И в процессе этого полёта перед экипажем неожиданно возникнут такие головоломки, от быстрого решения которых будет зависеть сама жизнь коллектива.
     … Две трети пути уже позади. Двигатель одномоторного гиганта АНТ-25  работает нормально. Сидя за штурвалом, Байдуков вспоминает шутку Чкалова, высказанную на приёме у Сталина: «Один мотор – это лишь 100 процентов гибели самолёта, а четыре мотора – это все 400 процентов! Так что лучше всего лететь на одномоторном!»… Но вот, что-то заставляет Байдукова  насторожиться, что-то непонятное происходит с водомерным устройством, определяющим уровень жидкости, охлаждающей мотор…. Не дай Бог, если при таком морозе (а за бортом -  минус 50) выйдет из строя расширительный бачок системы охлаждения: тогда заклинит винт мотора!
     Как описывал позже это почти безнадёжное дело сам Байдуков: «Спасли нас так называемые шары-пилоты. В них содержалась наша моча, собранная за двое суток полёта. Мы её спешно, как могли, заправили в бачок, я отогрел, постепенно увеличив обороты мотора, обледеневший насос пароотводной трубки. Насос перестал работать вхолостую… Оказалось, что при обледенении отказал, было, клапан, через который и выбросило всю воду»…
     Вот так, молниеносная догадка подсказала выход из почти неразрешимой задачи – и никакого волшебства! Тем не менее, отдадим должное Байдукову: провидческий талант – это всегда и во всём остаётся некой загадочной составляющей высокого интеллекта.
      Когда ушла в сторону эта смертельная опасность, Александр Беляков скажет: «Это всё равно что, настраивая пианино, заранее знаешь, что будешь играть!»
     - Но не в четырёх километрах над землёй, залив мочой все пианино! – Проворчит Чкалов, орудуя тряпкой у кресла пилота.
     Позже, рассказывая об этом случае в узком кругу, Байдуков с улыбкой отметит: «Промолчи мы об этом, всё равно бы родилась легенда, да ещё с такими подробностями, которые и придумать трудно… Содержимое шаров этих мы должны были привезти обратно и сдать в лабораторию для анализа»…
     А в свой архив он занесёт совершенно другие строки: «10 лет назад, в 1927 году лётчик Семён Шестаков на одном из первых самолётов Туполева АНТ-4 с промежуточными посадками из Москвы в США летел больше месяца.  Наш АНТ-25 без посадки преодолел почти такое же расстояние за 63 часа».

     Задумаемся вот над чем. А  с  чего всё начиналось? Для формирования первых регулярных авиачастей  страна  закупила в 1923 году полтора десятка самолётов-истребителей «Фоккер» в Голландии, куда перекочевала эта немецкая фирма после поражения кайзеровской Германии. К этому, очень небольшому числу, добавим английские истребители «Мартинсайд» и несколько немецких пассажирских  Ю-13. К тому же на первых порах использовалась и трофейная техника, доставшаяся от интервентов.
     По этим образцам заводы «Дукс» и «Авиаработник» в Москве выпускали английские самолёты «Де Хэвиленд», а в Петрограде – английский Авро-504. В то же самое время организуются школы красных лётчиков в Москве, Серпухове, Егорьевске, Липецке, Борисоглебске и на Каче в Крыму.
     А уже в августе 1924 года Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот был переименован в Военно-Воздушные Силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА). Первые 19 самолётов Р-1 конструкции Поликарпова, выпущенные заводом ГАЗ №1, были переданы одной из военных эскадрилий Центрального аэродрома столицы.
     Одновременно с этим начался всесоюзный сбор денег в трудовых коллективах на Советский Воздушный Красный Флот. Руководило сбором средств Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ), переименованное чуть позже – в ДОБРОЛЁТ… В 1925 году в Новосибирске и Омске побывал по этому поводу С.М. Будённый, совершивший накануне  несколько прыжков с парашютом… Потом, в совсем уже преклонном возрасте, он шутил: «Жаль, в ту пору коней на парашютах не спускали! Быть бы мне первым десантником!»…
     Пребывание красного маршала в Сибири значительно подстегнуло местную общественность в сборе средств на отечественный воздушный флот. Об этом у автора данного материала подробно рассказано в очерке «Небесные побратимы», выложенном на сайте «Проза.Ру». Вот из него всего один абзац: «Какова была эпоха, таковы были и надписи на бортах самолётов, собранных на народные средства, -  «Сибирский рабочий», «Красный сормович»,  «Московский коммунальщик», «Иваново-вознесенский ткач», «Луганский пролетарий», «Рабстькор Одессьщины», «Червоний уманец»… Над названием «Красные Хамовники» шутило полстраны». Но ведь было!»…

     В начале 1925 года началась разработка перелёта через всю Россию с запада на восток. Проект маршрута от Москвы до Пекина, - сообщала газета «Правда», - в короткие сроки был рассмотрен, одобрен и доработан группой специалистов при обществе «ДОБРОЛЁТ» под руководством начальника управления ВВС П.И. Баранова. В её состав входили представители комиссариата иностранных дел, инспекции ГВФ, газеты «Правда» и Госкино.
     Добавим: одной из целей задуманного мероприятия, официально  не афишируемой, была проверка возможности переброски по воздуху авиационных соединений к восточным границам. А через прессу было объявлено, что «планируемый перелёт – это установление культурно-экономических связей с восточными окраинами и одновременно – проверка воздушного пути на Восток, тренировка личного состава воздушного флота и проверка первых достижений авиапромышленности страны».
      Таково было, как сказал поэт, «громадьё наших планов» - и не только с выстраиванием и мирным завоеванием неба.
     На земле тоже кипела планомерная работа. Прежде всего, мощно работали социальные лифты. Коллективизация в своём широком охвате, перевернув глубинные пласты, помогла поднять наверх крестьянство, которое получило престижные профессии. Буквально за десять лет был создан класс технической и гуманитарной интеллигенции. К началу 30-х годов в стране было свыше полумиллиона студентов и 10 миллионов профессиональных рабочих. А накануне кровопролитной войны страна имела 5 миллионов студентов и 25 миллионов  рабочих. Это был действительно беспрецедентный скачок в будущее!...

     К слову, через полмесяца после перелёта чкаловского экипажа в Америку, знаменитая американская лётчица Амелия Эрхарт попыталась сделать нечто подобное. Но простое копирование в экстремальных ситуациях до добра не доводит. Она пропала без вести в полёте над Тихим океаном. На подобном маршруте погиб и не менее известный в Америке Вилли Пост. А вскоре после этого разбился и наш Герой Советского Союза Сигизмунд  Леваневский.
     А вот экипаж Чкалова стойко выдержал все испытания. Не хватало кислорода, из носа течёт кровь. Но в эфир летит бодрая радиограмма: «Москва, Кремль, Сталину. Полюс позади. Идём над полюсом недоступности. Полны желания выполнить ваше задание».

     И не будем удивляться тому, что и в ту далёкую пору за крепнувшей год от года страной Советов внимательно следили зарубежные специалисты всех мастей. Буквально через несколько дней после вышеупомянутого выступления «Правды» о нашем движении на Восток, Великобритания тут же удвоила свои экспортные цены на авиационные моторы и запчасти к ним. То же самое мгновенно проделала и Франция. Капиталисты никогда не дремали и не дремлют в поисках своих выгод. Экономическая разведка  работает у них отменно! Профессиональная информированность там – не только двигатель торговли, но и её самый верный страж…
   
      В книге одного из ведущих авиаконструкторов военной техники Александра Яковлева «Цель жизни» приводятся примеры  сопоставления производства самолётов и автомобилей. Так, на автомобиль в то время в среднем по Европе затрачивалось 600 часов, на истребитель (без мотора) – от 12 до 16 тысяч часов. Продажная цена автомобиля в той же Франции выражалась в 20-25 франках за 1 кг веса.  Самолёт же стоил в таком сопоставлении до 1000 франков. Разница существенная!
     Понятно, что массовое производство автомобилей зависит от требований рынка. Но в нашей стране в ту пору опирались всё же на новую социальную и моральную атмосферу: «Трудовой народ – строй воздушный флот!». Призыв этот воплощался в неизменное желание – летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!...  Именно это пожелание народа в те непростые годы полностью выполнил мужественный экипаж Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова.
     Байдуков, человек по натуре прямой, кому-то из членов правительства однажды вдруг  признался, что не так уж сильно стремился в этот перелёт, наделавший столько шума кругом: «У меня в это время как раз началась подготовка к поступлению на инженерный факультет Академии имени Жуковского».
     - Пусть мечтает! – махнул рукой Чкалов, - там 14 человек на одно место.
     - Всё равно поступлю! – Упорствовал Байдуков и писал рапорты в различные инстанции с просьбой отпустить на учёбу. А «инстанции»  эти добро не давали: он был нужен им здесь и сейчас, особенно в должности лётчика-испытателя. И, пусть чуть позже, но в Академию он    поступит, несмотря на ещё больший конкурс.
     - У Ягора котелок всегда варил – будь здоров! – Произнесёт Чкалов по этому поводу, провозглашая  тост. – И навигатор он, особенно в слепых полётах, безупречный!
     Один из младших сотоварищей Байдукова по испытаниям новых конструкций, провожая его в последний путь, скажет: «Он был не только выдающийся лётчик, он был по-настоящему умным человеком, что не такое частое явление даже в нашей среде. Он умел ёмко говорить и формулировать свои мысли. К тому же он – личность сильная, волевая, как говорится, человек дела и результата.

                ЧТО  ДЕНЬ  ГРЯДУЩИЙ…
                «Обстоятельства могут
                меняться,
                принципы никогда»
                ( Мигель де Сервантес )         

        Что-то подобное изрёк когда-то герой Сервантеса. Примем за основу этот постулат отважного рыцаря, успешно крушившего  ветряные мельницы, с ними воевать, наверное, было проще и при меняющихся иногда обстоятельствах.  А вот в нашей стране складывались действительно тревожные времена: с Запада и с Востока потянуло порохом.
 
          Всколыхнувший народные массы чкаловский перелёт, сумел организовать огромный интерес народа к своей авиации, что сказалось потом  и на успешной борьбе страны Советов с фашистской Германией. В небе войны появятся новые герои – Гастелло, Талалихин, Кожедуб и земляк Байдукова сибиряк Александр Покрышкин, ставший трижды Героем Советского Союза.
     Эти новые герои в тот период как бы заслонят собою тех, кто ещё недавно дрался с фашистами в небе Испании, проделывал огромную, многотрудную работу, пересекая Северный полюс. Именно чкаловский экипаж, по большому счёту, своим героическим поступком впервые в истории постарается соединить народы России и Америки…  Величие русского духа в том всегда и состояло, что сумел он и Европе, и Америке показать свою природную выносливость, терпеливость, способность выживать в любой обстановке…

     Сижу вот и думаю, и хочется отступить от  этюда  чуть в сторону, хотя знаю заранее, что  всё равно это приведёт к основной теме. В самом деле, мы как-то забыли о человеке, который с открытым сердцем встретил, приютил и обогрел чкаловский экипаж у себя в доме? Это был бригадный генерал Джордж Кэтлетт Маршалл, дослуживающий свой срок в маленьком городишке Ванкувер американского штата Вашингтон….  И вдруг сюда, на военный аэродром, неожиданно спустилась к нему  краснокрылая птица – советский летательный аппарат АНТ-25.
     Буквально через час маленький Ванкувер стал объектом пристального внимания всей Америки! А на другой день генерал Маршалл вместе с чкаловским экипажем был вызван на приём к президенту США Франклину Рузвельту. Это уже говорило о многом!... Словом, генералу как в сказке выпал счастливый билет. В дальнейшем президент Рузвельт сумел разглядеть в старом служаке что-то такое, что позволило ему назначить вскоре  Маршалла руководителем Генерального штаба США.
     Маршалл прослужил в этой должности всю войну,  став в 1944 году первым в истории американской армии «пятизвёздным» генералом. Он принимал участие в известных Тегеранской и Ялтинской конференциях. Был награждён правительством СССР  орденом Суворова 1-ой степени. В должности Госсекретаря, а затем и министра обороны США стал обладателем Нобелевской премии. Последняя награда, скорее всего, была обусловлена известным всему миру «Планом Маршалла», принятом в 1947 году европейскими странами. Некоторые из них так и остались до сих пор в роли просителей с рукой,  протянутой в сторону Америки… Что ж, случай выпадает тем, кто умеет им воспользоваться, оставаясь благодарным Провидению.… В психологии нечто подобное объясняется как « закономерная и необходимая зависимость явлений от порождающих их факторов»….  Несколько расплывчато, но звучит впечатляюще! Ладно, согласимся…

     Во время войны они снова встретятся – будущий патизвёздный генерал Маршалл и будущий трёхзвёздный генерал Байдуков. Советский лётчик приедет в США  организовывать по ленд-лизу  доставку американских самолётов на поля сражений с фашистской Германией.
     Примечательно, что эту идею подскажет Сталину президент Рузвельт: «Мы будем разговаривать по этому поводу с вашими героями, которых помнит Америка, с ними дело продвинется быстрее, чем с послами».
     Байдуков выполнит эту задачу успешно: наша страна получит от США более 22 тысяч самолётов. Между прочим, он сам облетал в американском небе несколько типов истребителей и остановился, в основном, на «Аэрокобре». Американцам, правда, пришлось по его настоянию переделать пулемётное вооружение этого самолёта на пушечное. Здесь ему большую помощь окажет старый знакомый Джордж Кэтлетт Маршалл.
      Позже Байдуков напишет об этом: «Наверное, незря в самом начале войны Сталин послал именно меня для ведения переговоров по авиационным поставкам?  Меня, ничего не смыслящего в дипломатии, на бытовом уровне знающего английский язык. А в том-то и состоял расчёт вождя, что скуповатые американцы хрен откажут мне, герою перелёта, который они прекрасно помнили»…
      Между прочим, для сведения: трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, прославленный сибиряк, летал почти всю войну  на «Аэрокобрах».

      Опускаю воинские должности и успехи Георгия Байдукова во время Великой Отечественной войны. Я не биограф. Тем более, сухим языком интернета об этом всё сказано.
     За его плечами было уже пять книг, в том числе и эта - самая  главная – о Чкалове. Писательство не стало для него всепоглощающим делом. Это был всего лишь ряд поступков в рассказах о своих боевых товарищах, шагнувших за край обыденного, направленного к возвышению человека. Творческое тщеславие в таких делах отходит на второй план, на первом же остаётся просто восхищение жертвенностью людей в отдельных случаях и в определённых обстоятельствах.  Всё это касалось  рассказов и о минувшей войне.
     Тем и ценна подобная литература, что она публицистична. А этот жанр сегодня -  наисовременнейший! Благодаря именно этому жанру восстанавливается уходящая в небытие  связь времён….  Только вот с читателями у нас появились проблемы. Совсем не случайно заговорили сейчас о так называемой шкале читательской восприимчивости, падающей буквально  до нуля у значительной части молодёжи.
   
      Будем объективны, не единицы, далеко не единицы живут сегодня в этом мире как в полумраке. Для них «и солнцы, знать, не дышут, и жизни нет в морских волнах» (Ф. Тютчев). К тиражируемому ныне слову, особенно благодаря электронным средствам массовой информации, приобщились  миллиарды людей. Но в том-то и дело, что жонглирование словами и мыслями,  стало обыденным точно так же, как и растление духа, начиная чуть ли не с детского возраста. А власть всё больше (и не только в культуре!) стали захватывать «умные»  коучи-управленцы и «бойкие» перья. И такому явлению порой трудно противостоять, как принято сейчас говорить, публика хавает всё без разбора.

     По поводу гибели Чкалова в своём дневнике Байдуков оставит такую запись: «Чкалова фактически убили в 1938 году, обязав лететь на недостроенном самолёте»… Сам Байдуков уйдёт из жизни на 88-м году, Беляков – на 85-ом. Чкалов погиб при испытании недоделанного самолёта на 34-ом году жизни. В таком же возрасте разбился и Гагарин.
     Не все они, великие труженики, смогли оставить после себя письменные воспоминания. Байдуков сумел сделать и это….  И вот за этими воспоминаниями после его кончины началась, как мы уже говорили, настоящая охота. О «Всемогущем оке государевом» автор материала умалчивает потому лишь, что «искали и не нашли»…

     Но сделаем  ещё один, необходимый для нас,  шаг назад.  В 1963 году, во время пребывания Александра Ивановича Покрышкина в Новосибирске, когда он выступал перед рабочими своего родного завода «Сибсельмаш», улучив момент, я спросил у него, знает ли он что-либо о пребывании немецких лётчиков и их учёбе в Липецке до войны?
     - Это – к Байдукову! Он среди нас ходячая энциклопедия! – Улыбнувшись, как отрубит Александр Иванович.
     Года через два мне удалось задать тот же вопрос и Георгию Филипповичу Байдукову, посетившему Новосибирск.
    - Сэкономим время! – Сразу же предупредил Байдуков. – Если вас интересует Герман Геринг, якобы проходивший лётную практику в Липецкой военной школе, то я это считаю чьей-то необузданной фантазией. Не было Геринга в Липецке. Факт проверенный!...

     Вопросы эти прославленным лётчикам были тогда заданы не из праздного любопытства. В далёком 1943 году автор этих строк был принят в только что открывшееся Воронежское суворовское военное училище. Нас, прибывших сюда на учёбу, Воронеж поразил своей опустошённостью и сплошными развалинами. Всего несколько уцелевших домов на весь город! А ведь здесь  до войны проживало  более 300 тысяч  человек. Было видно, что город подвергался сплошным, как их называют, ковровым бомбардировкам.
     И уже тогда здесь ходили слухи о том, что делалось это фашистами неспроста: вместо приказа разбомбить Липецк, лично, мол, сам Геринг развернул всю армаду бомбардировщиков на Воронеж…
     Байка эта до сих пор жива ещё и потому, что в 2005 году в московском издательстве «Вече» появилась книга «Сто великих тайн Второй мировой» тиражом 15 тысяч экземпляров. Заглавие очерка интриговало: «Лётчик, или почему немцы не бомбили Липецк». Здесь говорилось и о том, что будущий рейхсмаршал  авиации  Герман Геринг в середине двадцатых годов минувшего века проходил лётную подготовку в военной авиашколе Липецка вместе с советскими и немецкими лётчиками.
     Тогда, в обход Версальских соглашений, на нашей земле строились совместные с Германией заводы, химические лаборатории, аэродромы, танковые и авиационные школы. По данным ПГУ (Первого главного управления КГБ), на счета швейцарских банков были перечислены значительные суммы – более 85 миллионов рейхсмарок, частично золотом.
     Как сообщалось в книге, жилось в России немцам-курсантам вольготно, обзавелись они в Липецке и местными девушками. Была такая пассия и у Геринга….  Ну, а когда началась война, девушек этих, как и следовало ожидать, отправили на поселение в Казахстан.
   
      Признаться, до выхода упомянутой книги узнать что-либо путное обо всём этом было практически невозможно. Поэтому автор этих строк и пытался обходными путями добраться до истины. Короче говоря, проведя массу кропотливых исследований, пришлось убедиться в том, что прав был тогда Георгий Байдуков. Всё это оказалось самой настоящей брехнёй! Но брехнёй, очень  и очень похожей на правду, хоть по существу  – лживым  изделием тех самых бойких перьев, которые в погоне за очередной «клюквой», готовы идти на любые подлоги. Их так и подмывает приобщиться к чему-нибудь  «из ряда вон»...  И уличить их в этом бывает  очень и очень непросто.
     Говорю об этом сейчас с горечью, потеряв около двух лет на добывание истины. Пришлось ради этого провести глубокие «раскопки», ознакомиться со статьями той поры из шведской и, частично, немецкой прессы о жизни Геринга в Швеции, где он скрывался как военный преступник  1-ой мировой войны.
      Правда, это не помешало ему работать на одной из местных авиационных фирм, участвовать в её спортивных мероприятиях и даже разлучить одного из шведских олимпийских чемпионов по гимнастике с женой, которую Геринг позже увёзёт с собой  в Германию….  Помогли  в этих розысках не столько интернет, сколько письменные журналистские запросы. Но каждый раз приходилось доказывать  свою принадлежность к профессии официально, как и цель своих, так сказать,  изысканий…  Муторное это дело!  Но отрицательный результат – тоже результат.

     А вот о «бойких» перьях и резвых клоунах, ведущих отдельные телепрограммы, разговор особый. Некоторые из них не только бойкие, но ещё и наглые….  После смерти Георгия Филипповича Байдукова его близкие далеко не сразу, случайно,  нашли между двумя стенками шкафа тайник. Там хранились некоторые документы и дневники Байдукова, а, главное, полный черновик его книги о Чкалове и другие воспоминания, не попавшие в публикации. Были там и личные записи автора о том, как трудно продвигалась эта книга в издательстве и многое другое.
     Муж внучки Байдукова, сам журналист,  поделился с кем-то на работе  о семейной находке. И тут же нашлись желающие ознакомиться с этими документами. Самым цепким из них оказался небезысвестный Валдис Пельш, который до этого сумел  прославиться только тем, что лихо махал пальцами в такт мелодиям, которые предлагал угадывать певцам и певичкам в своей программе. Каким-то образом он сумел завладеть некоторыми записями легендарного лётчика. Быстренько слаптал из них сценарий и удосужился выпустить в свет четыре серии документального фильма под названием «Люди, сделавшие землю круглой», обозначив в титрах, что фильм является новым проектом  Российского  географического общества…
     Понятно, что часть документов так и не вернулась обратно в семью Байдуковых. А зрители  этой поделки лишний раз смогли убедиться только в том, что земля людей, оказывается,  «сделана круглой» и уж точно  не имеет  формы чемодана…
     Заодно стоит вспомнить, что совсем недавно, в 2012 году, появился новый, теперь уже художественный восьмисерийный телефильм о самом Чкалове. Помог и здесь архив Байдукова.  Но, по словам Ольги, младшей дочери Чкалова, из этого фильма получилось что-то в духе ходульного вестерна, «выстроенного по бездарному сюжету, в котором нет ничего общего с правдой. Сохранены лишь только какие-то реперные точки  в биографии героя, которого безжалостно оболгали»…
     Назовём авторов фильма – сценарист Алексей Поярков и режиссёр Игорь Зайцев. В семьях  не только Чкалова, но и Байдукова мнение об этом изделии, понятно,  абсолютно единодушное: «Безобразная попытка интерпретировать собственные представления авторов о поведении людей в предлагаемых авторами обстоятельствах». То же самое говорят и у  Беляковых: «Весь фильм – карикатура и бездарный гротеск!»…
   
      Как видим, члены семей лётчиков (героев фильма) люди далеко не безграмотные, сумели найти нужные, точные и ёмкие слова, чтобы охарактеризовать нечто подлое, что имело место быть и получило довольно широкий резонанс в обществе…. Между прочим, автору этого материала тоже приходилось сталкиваться с подобными небезобидными  заимствованиями. Тогда и родились эти строки: «По мотивам». «Инсценировка». - Раньше это звалось «плагиат». Только жаль, литжульём на Петровке заниматься никак не хотят!»… И дальше: «Мне приснится однажды, поверьте, вот такая афиша моя: «По мотивам» и мелкими - «Верди», ну а крупными буквами – «Я»!
     Необходимо ещё  подчеркнуть, что прежде было  не принято, особенно  в массовом издании, столь неуважительно отзываться о героях своей страны, тем более, ушедших из жизни. Теперь же вот читаю на сайте «Академик» о книгах Байдукова: «…и др. сочинения в шапкозакидательском, ура-патриотическом духе»…
      Понятно, откуда ветер дует! … Что ж, подобные горе-патриоты «и др.»,  так  до сих пор и не усвоили в своей жизни  принципов достойного служения отечеству! Занятые мышиной вознёй на ниве собственного благополучия, они  теперь уже открыто  голосуют  за однополые браки, поддерживая  и в других скользких вопросах   западное сообщество. Главное, что характерно, некоторые, «шибко продвинутые особи»  в своём пресловутом столичном  бомонде,  начали вдруг тешить себя мыслью  о занятии престижных мест на самых, так сказать, верхах. Мечтать, конечно, не запретишь. Даже если очень чешется…

     Не хотелось бы на этой грустной ноте заканчивать свой очередной сибирский этюд, да ещё в 80-ю годовщину легендарного полёта чкаловского экипажа в Америку! Имя Байдукова никому не замазать грязью. Его имя носят улицы в четырёх городах страны, в том числе в Новосибирске - и  ещё памятная доска на здании  главного аэропорта столицы Сибири. В местном музее авиации на почётном месте висит мундир с тремя большими звёздами на погонах, принадлежащий генерал-полковнику Георгию Филипповичу Байдукову. На мундире этом, как было принято говорить раньше, -  целых  два пуда орденов…
     А в народе, нет-нет, да и услышишь: «Есть в нашем городе станция метро имени Покрышкина. Почему бы не дать одной из новых станций имя Байдукова?
      А что? Дело говорят!   

  *   *   *