Блок. Вхожу я в темные храмы... Прочтение

Виталий Литвин
16. «Вхожу я в темные храмы…»





                Вхожу я в темные храмы,
                Совершаю бедный обряд.
                Там жду я Прекрасной Дамы
                В мерцаньи красных лампад.

                В тени у высокой колонны
                Дрожу от скрипа дверей.
                А в лицо мне глядит, озаренный,
                Только образ, лишь сон о Ней.

                О, я привык к этим ризам
                Величавой Вечной Жены!
                Высоко бегут по карнизам
                Улыбки, сказки и сны.

                О, Святая, как ласковы свечи,
                Как отрадны Твои черты!
                Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
                Но я верю: Милая — Ты.
                25 октября 1902




     Первая строфа: герой входит в “темный храм” и совершает обряд, цель которого призвать “Тебя”.
     Вторая строфа: цель обряда достигнута только частично: призван “ Только образ, лишь сон о Ней”.
     Третья строфа: результат “привычен”.
     Четвертая строфа: выражается истовая вера, что “ Милая — Ты ”.
(
     “Милая” –
     Блок. Дневник 1912 года, 11 июня: «Сегодня был сильный дождь, я разбирал письма, вдруг приехала моя милая, было так хорошо. Пришел Франц, посидел немного. Я милую проводил на вокзал, до слез люблю ее.
     4 октября. «…Заря была огромная, ясная, желтая, страшная... А милой тяжело, и она этого сказать и почувствовать как надо не умеет. Вечером пошла в польский театр, а потом в «Бродячую собаку…»
     Дневник 1913 года. 3 февраля: «Милая тихо хозяйничала, всех угощала, относилась ко мне нежно.»
     29 апреля: «Милая, милая – далеко. – Пишу ей. Милая пишет. Еще раз пишу.»
     Дневник 1917 года. 4 июня: «Милая моя, мы, если будем, состареемся, и тогда нам с    тобою будет хорошо. Господь с тобой».
     1 августа. «Милая приехала утром.»

     “Ты” –
     Блок. Из не отосланного письма к Л.Д.:
     «…так называемая жизнь (среди людей) имеет для меня интерес только там, где она соприкасается с Вами. Отсюда совершенно определенно вытекает то, что я стремлюсь давно уже как-нибудь приблизиться к Вам (быть хоть Вашим рабом, что ли, — простите за тривиальности, которые не без намеренья испещряют это письмо).   Разумеется, это и дерзко и, в сущности, даже недостижимо… однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать).»
)


     Вымолил? Он согласился на «завет» (в прошлом стихотворении):

                "…Со мной всю жизнь — один Завет:
                Завет служенья Непостижной…"

     … и его пустили, хоть с краешку постоять? –

                Вхожу я в темные храмы,
                Совершаю бедный обряд.
                Там жду я Прекрасной Дамы
                В мерцаньи красных лампад.

                В тени у высокой колонны
                Дрожу от скрипа дверей.

     Или это стихотворение нужно читать с конца:

                …я верю: Милая — Ты.

     Запутавшись меж миров и мерцаний светил, он, как в якорь, вцепился в эту простенькую тезу: Милая, то есть его Любовь Дмитриевна – Ты, то есть Прекрасная Дама, Дева, Купина, Премудрость Господня, Невеста Апокалипсиса, Непостижная:

Блок. Из не отосланного письма к Л.Д.:
     «…так называемая жизнь (среди людей) имеет для меня интерес только там, где она соприкасается с Вами. Отсюда совершенно определенно вытекает то, что я стремлюсь давно уже как-нибудь приблизиться к Вам (быть хоть Вашим рабом, что ли, — простите за тривиальности, которые не без намеренья испещряют это письмо). Разумеется, это и дерзко и, в сущности, даже недостижимо… однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать).»

     А когда он это принял – перед ним открылись двери…
     Вот только лампады в тех храмах мерцают  – красные, вот только лазурь небес закрыты темными сводами…

Андрей Белый:
     «Появление сумрака – появление сумрака в храме, который трепещет сиянием "красных лампад"; распространяется розовый отблеск и смешивается с погасающей золотой лучезарностью 901 года в ту особую, розово-золотую, густую и пряную обрядовую атмосферу, в которой таится нетерпеливое ожидание встречи с ней, материализованной в образ, входящий в храм. Розовое, озаренное заменяет лазурь золотистую, лучезарную.»

     Помните «средний храм», который «меж десяткой и девяткой» – в который весной 901-ого года завлекла его Л. Д.? –

                "Но ужасней — средний храм —
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам."

     Правда, похож?
     (Подробнее о том «храме» в 9-ой главе 1-ой части – «Пять изгибов сокровенных» http://www.proza.ru/2017/11/17/951 )

     И приведу перебранные Блоком варианты последней строки.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
                Но я верю: Милая – ты!
                Но я верю: милая – Ты.

В окончательном варианте Блок уравнял обеих:

                Но я верю: Милая — Ты.




Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Первое стихотворение Блока, в котором героиня названа Прекрасной Дамой.
     [
     В цикле СПД – оно единственное. Второе упоминание о Прекрасной Даме прозвучит через три года в «томе II»:

                «… вон идет глупый поэт:
                Он вечно о чем-то плачет.

                …Ему хочется за море,
                Где живет Прекрасная Дама.
 
                …Она не придет никогда:
                Она не ездит на пароходе.
                Июль 1905»

И на этом всё.
     ]

     При публикации стихотворений Блока в СЦ-1903 [“Северные цветы”] Брюсов воспринял данный текст как программный. Рукой Брюсова на автографе записаны: заглавие цикла "Стихи о Прекрасной Даме", помета" NB , В Сев(ерные) Цветы" и нумерация "1".
     [
     То есть, скорее всего, свое название цикл, а потом и книга получили от этого стихотворения.
     ]

     Публикации: I1. С. 10, в отделе "Неподвижность"; I2. С. 134, I3. С. 190 и I4. С. 164 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 162.
     »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922



*
*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
                Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

     Ультиматум:

13. «Свобода смотрит в синеву…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/769 )
Прощание.
14. «Ушел он, скрылся в ночи…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/913 )
Ультиматум: или вы, которые там, сверху, возвращаете «луг с лилиями», либо он – уйдет.
15. Religio                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/792 )
Ему ответили: «…всю жизнь — один Завет: / Завет служенья Непостижной»
                16. «Вхожу я в темные храмы…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/955 )
                …И пустили с краешку постоять – в «темном храме», где бегут по карнизам «улыбки и сны».

*