Лото

Федорова Любовь Алексеевна
В моем детстве в нашем доме гостей бывало немного. И те приходили только по делу или по праздникам, так как моя мама была постоянно занята работой. Иногда ее знакомые обращались к ней за помощью. Она могла лечить людей от некоторых болезней. Этот навык ей достался от ее бабушки, которую я никогда не видела. Но, о моей бабушке шла молва по всей округе там в Сибире, где она жила.Вот она и обучила свою внучку некоторым методам народного целительства. Мама могла заговаривать грыжу, чирьи, выводила "щетинку" у младенцев, лечила мастит у женщин, лишай, рожу, свищи, вправляла вывихи, убирала угри и много чего еще знала. Этой практикой она не занималась, но если люди обращались за помощью, то в помощи ни кому не отказывала.Когда приходили ее знакомые за помощью, меня выпроваживали во двор в любую погоду, поэтому мне и не нравилось это мамино занятие. И тогда я шла к своей любимой подружке Гале Черемициной.
У Гальки наоборот, в доме всегда было полно людей и дверь не закрывалась.Тетя Ксения, Галькина мать, не работала. У них работал только отец дядя Паша. Он был   конюхом и ездил на лошади с большой телегой. Иногда и нас с Галькой катал по поселку. Так вот, к моей подруге  приходили соседи и знакомые ее мамы, чтобы просто поболтать и попить чайку после домашних дел. Но, самое главное, они приходили к Черемицыным поиграть в лото. Трудно представить, что в моем детстве телевизоры и то были не у всех, а о существовании компьютеров или сотовых телефонов, мы вообще не слышали. Их тогда и впомине не было. И игры в лото или в карты составляли досуг как взрослых, так и подростков. Я то же была не исключением. Стала ходить к Черемициным, учиться играть в лото. Надо сказать, что в лото играли на деньги. Я у своей мамы для этой игры всю неделю клянчила по 20 копеек, но мама мне давала ровно половину, так как была против, что я играю в лото на деньги. Вот и приходилось мне заначивать несколько копеек от сдачи и экономии на школьных завтраках. И так к субботе у меня набиралось 20-25 копеек, на которые я ходила играть к Гальке в лото.
К Черемицыным меня тянуло как магнитом. У них всегда было шумно и весело. Пришедшим были рады, никого не выставляли за дверь и места хватало всем. Когда собиралось достаточное количество людей, примерно человек 8, а бывало и 10. Игроки рассаживались за большой деревянный, покрытый выцветшей и прорезанной клеенкой стол, и начиналась игра. Сначала создавали кон. Кон- это кучка монет на столе, в которую каждый игрок обязан положить свой пай. Ставили по копейке или двушке с игрока. Затем выбирали Кричащего или Крикуна, как говорили взрослые. Он должен был громко и четко выкрикивать цифры на бочонках, которые поочередно доставал из мешка. Опытный Кричащий не всегда говорил цифры, иногда выкрикивал непонятные и забавные слова вместо цифр. Взрослые игроки знали, какую цифру обозначает то или иное слово, а вот начинающим или детям лет двенадцати, приходилось путаться. Например, 11- называли "барабанными палочками", 22- "утята", 44- "стульчики", 55 - "перчатки, 66- "валенки", 77- "топорики", 90- "дед" и так далее. До сих пор помню эти названия. А в детстве мне было трудно сразу запомнить. Иногда, Галькина мама тетя Ксения кричала мне через стол: "Любашка, чего "топорики" не закрыла? Снова продуешь!Галька, а ну помогай Любке, а то опять заревет, если проиграет". Галька действительно помогала мне в игре и подсказывала, даже под столом меня ногой пинала, если я не закрыла какую-то цифру.
В середине игры у игроков появлялись предвыигрышные или выигрышные ситуации. Тогда, кто-нибудь с азартом кричал: "У меня "Верх"", и забирал одну треть кона. В процессе игры, кон постоянно пополнялся. И игра продолжалась дальше. Кто кричал "Середина", то забирал половину. Если закрывались все три ряда, кричали "Низ", и это был самый главный выигрыш. Игрок забирал весь банк. Его хвалили и называли "счастливчиком".После этого, игра начиналась сначала. Для меня это был целый курс математики. Часто бывало так, что у двух игроков сразу закрывался верх, середина, или низ. Тогда Галькина мама кричала нам : "Эй, Анчутки! Поделите-ка правильно кон". Нам называли сколько на кону денег и мы с Галькой в уме делили кон между выигравшими игроками. Взрослые нас проверяли, чтобы мы не ошиблись.А сколько у нас с Галькой было радости, когда мы что-то выигрывали! Галька сразу уговаривала меня на выигранные деньги,пойти в кулинарию к тете Тосе и купить коржиков.
После двух-трех часов игры в лото, устраивали перерыв. Тогда Галькина мама угощала всех супом из рыбных консервов "Килька в томате". Для меня это было  верхом наслаждения. Аромат сваренного супа не давал мне покоя всю игру. И вот, тарелка горячего и долгожданного супчика передо мной с куском свежего хлеба. До сих пор ощущаю этот аромат! А еще ,после супа, мы пили чай с вареньем. Мне мама всегда давала баночку варенья для Галькиной семьи, в благодарность за то, что они меня кормилаи этим самым супом. После чаепития, поболтав друг с другом на прощание, гости расходились. Домой бежала и я, что бы быстрее рассказать маме, про свой выигрыш в несколько копеек. И каждый раз, приходя домой , я просила маму сварить такой же суп, как у Гальки из рыбных консервов. На другой день моя мама варила мне этот суп, но он получался другим и совсем не таким , как у Гальки. Все-таки, у тети Ксении суп был вкуснее, чем у нас. А может он потому  был вкуснее , что мне было хорошо и уютно в Галькином доме, где мне хватало внимания и тепла, где меня воспринимали, как равную.