Патриотизм ушёл и не вернулся

Елена Бауэр
ПАТРИОТИЗМ ВНЕ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЫ, СПОРТА, ТЕАТРА и КИНО.
(Олимпиада без флага - причинно-следственная связь)
 
ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ИМИ СТАНОВЯТСЯ.
В дни вражеского прессинга МОК и горячих обсуждений олимпийского "патриотизма", подумалось, а что сделала страна для безоговорочного патрио-воспитания наших спортсменов, выступающих сегодня на международных аренах без флага и гимна Родины?

ПАТРИОТИЗМ ВОСПИТЫВАЕТСЯ ШКОЛОЙ И КУЛЬТУРОЙ!
Сегодняшняя олимпийская когорта - это дети 90-х. На чем они росли? Герои войны благополучно ушли с рамповых огней театра и синема-проката.  Национальная культура "нейтрализована" тотальной толерантностью и "свободой мнений" по отношению к истории.
 
Итог плачевный. Героев родной страны молодёжь не знает, авторов отечественной поэзии и литературы больше трёх не назовут.

ВЦИОМ сегодня констатирует: 30% россиян не знают порядка цветов родного флага, текста гимна. Отсюда  на флаг-штоках страны систематические ежегодные ляпы - "нероссийский" флаг России.

На свободных от патриотизма культуре и образовании мы теряем поколения!
Герои воспитываются на подвигах, бизнесмены на обороте капитала, коррупционеры на безнаказанности, бандиты на криминальных сериалах, а олимпийцы на "в борьбе за золото флаг не важен". На ком/чём лишённая исторических трудовых и боевых подвигов система планирует воспитывать нацию? Героизм и патриотизм ушёл и не вернулся. Патриотизм употребляется в "размазанном по тарелке" понятии. Спросите у школьника "кто такой патриот?", он вам ответит - "тот, кто болеет за ЦСКА и Спартак". Героев Советского Союза сегодняшние дети не знают, а история СССР, всё то, на чём страна завоевала гордое звание "СТРАНА ГЕРОЕВ" - для них эпоха тирании.
 
БЕЛАЯ (БЕСФЛАГОВАЯ) ОЛИМПИАДА - ПРЕДАТЕЛЬСТВО РОДИНЫ.
Всему миру продемонстрировано - "триколор для россиян НИЧТО, а золото, BMW и столичные квартиры - ВСЁ!".

Олимп-индивидуалисты - продукт отформатированного образования, лишённого идеологии воспитания, дети книг Джоан Роулинг.

Олимпийцы "без флага" не знают ни героев Катаева, ни молодогвардейцев, ни метростроевцев, ни Васька Трубачёва и всех его товарищей, ни Твардовского, ни Симонова. Не знают они, что значит боевое знамя и гордость полка, для них хоругви и княжеские стяги Дмитрия Донского и Александра Невского - "Ай доунт андестэнд". Они не знают и былинных героев. Сегодня мода на другой "хайп", а школьная литература - царство авторов-диссидентов и персонажей, подвиги которых - полёты на метле с заклинаниями и волшебной палочкой в руках.

Нашпигованное фантастикой воспитание и "обесцвеченные" уроки истории выкорчёвывают национальную идентичность, "хоронят" национальную культуру, рождают приоритеты, где выступление без символов Родины норма.

МОЖЕТ, ПОРА ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, ОСМЫСЛИВ ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ? ИНАЧЕ С НАС СМОЮТ НЕ ТОЛЬКО ТРИКОЛОР, А И НАЗВАНИЕ СТРАНЫ.
 
Что у нас для школьников в театрах и кино по теме "Урок исторической памяти" и в поддержку русской литературной классики, национальной культуры? Русской классики на подмостках гос.театров практически нет. Для младших классов театральных постановок по детской отечественной литературе днём с огнём в Москве не найдёшь. Морально устойчивые произведения зарубежных авторов немногочисленны и малозаметны. Кроме "Вождя краснокожих" (по новелле О.Генри) и историй о мушкетёрах (по роману А.Дюма) - в театрах РФ тю-тю!

ОСОБЫЙ "КАРАУЛ!" О МХАТ ИМ. М. ГОРЬКОГО.
МХАТ им.Горького - вековой культ-оплот классики жанра - сегодня оккупирован "new-формой" и откровенной аморалкой. В театре федерального подчинения на глазах 150-миллионной России "закатывают под плинтус" художественного руководителя Т.В.Доронину, Народную артистку СССР, полного кавалера ордена  «За заслуги перед Отечеством», знаменосца традиций Русского театра, выводя на стратегическую должность откровенного ино-агента, продюсера-затейника, "крестоносца" Э.Боякова. И понеслась МХАТовская душа в толерантный стриптиз-рай. 

Государственные драмтеатры кишат творчеством "новых" форматов с полуголыми мизансценами "свободной" режиссуры. Русскую литературу в театральных постановках   можно найти, но она неузнаваема, как пушкинская "Метель" в московском Театре на Перовской, где герои 2 часа ходят с металлическими чемоданами, а на их путях-дорогах поются современные песни под гитару. Школьников на такого А.С.Пушкина без переводчика не отправишь. Ждали классику и дружбу Культура+Образование, а родилась "не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка" с чемоданом в руке. Увы, ждали отца родного русской классики, а получили квест-фантазию "найди Пушкина в чемодане".
Вторая "школьная" премьера того же театра - "ОТЦЫ И ДЕТИ" выставлена с цензом 16+, что сразу ставит шлагбаум школярам.
Скидок на групповые культ-походы театр не даёт, в предоставлении контрамарок учителям/родителям, вынужденным сопровождать несовершеннолетних, театр отказывает. Вот такая "дружба" Театра и Школы.

А ведь театр открывал сезон девизом "ТЕАТР ШКОЛЕ", обещал "приобщать школьников к театру", объявляя себя помощником школьной программе. Напомню: МДТ на Перовской - ЕДИНСТВЕННЫЙ профессиональный драматический театр  ВАО, радиус его школьного бездействия  широк - Новогиреево, Перово, Вешняки, Ивановское, Новокосино, Измайлово и далее по списку.

Есть моноспектакли по Пушкину, Чехову, Достоевскому, Есенину, цена билета - самая школьная - 100 руб. НО НЕ ИДУТ. Угадайте почему.

Есть такая повесть для театра Бориса Васильева «Завтра была война», написанная в 1972 году. Сюжет: старшеклассники в канун Великой Отечественной войны. В 80-ых годах она нашла своё воплощение в постановке Гончарова на сцене театра им. Маяковского. Классический исторический спектакль поражает пронзительной актуальностью! Здесь молодёжь, которая не знает, что завтра война, она живёт восторженно и поэтично. Их кумиры герои Гражданской войны, Павка Корчагин, челюскинцы, Валерий Чкалов. Школьники  гордятся, что живут в самой лучшей на свете стране. Они принципиальны, дорожат дружбой, они  убеждены, что впереди целая жизнь, наполненная светом и любовью.  Их сердца в чкаловских полётах, а не на метле «Хогвартса». Их глаза искрят не отражённым светом "айфонов"!
Когда началась война, им было всего семнадцать.. и они, их патриотизм, стали щитом Родины. Не пьеса, а  Ах, какая патриотическая  "конфетка"!",  Ух, какой Урок исторической памяти! 
Сегодня этот спектакль редко где встретишь. Исключение - сцена Самарского академического театра драмы. Успех этой постановки в Самаре - аншлаги! В Самарской драме спектакль по этой повести дополнен ещё и юношеской поэзией, лирическим и боевым творчеством молодёжи, ставшей в 1941 году  в-ружьё.
В театрах Москвы этой повести нет. 

Никто из театров Москвы не рискнул  просиять в юбилейный 2017 год и героями Гражданской войны - Павкой Корчагиным, В.Чапаевым. МинОбразования, вытравив из мозга поколений всё уважение к советской стране, а из школьных учебников истории  имена героев Великой Отечественной войны, затащив в школьную программу Солженицына, призывающего бомбить СССР, передало  эстафету Минкульту. В театрах и кино убита ВОВ-тема. Современные ТВ-сериалы о войне - сплошной фейк. На что можно привести школьные классы надышаться атмосферой "они сражались за Родину"? Тю-тю.. Нет такого восторга на наших сценах. Патриотизм – не кассовый продукт, не продаётся. А если есть, то единственная пьеса в каждом театре на случай 23 февраля и 9 мая.

В чем дело то? Может, нет пьес? Есть. Нет режиссеров? Есть! Есть и народные/заслуженные/ведущие безработные артисты. Может что-то в "консерватории" не так?
Коммерческий приоритет в оценке культуры с полной творческой свободой в формировании репертуара - это причина отсутствия в драмтеатрах Русской классики для школьников. Выездными спектаклями на школьные территории вопрос не решишь, но для отчёта сойдёт!

Где патриотизм в кино-театрально-музейно-концертных-отчётах? В каком процентном соотношении он в продажах?
Понятно, что некоммерческая тема не даст торжественных показателей сборов годового отчета Минкульта. В отчётах Минкульта и без патриотизма всё красиво - мы в «плюсовой» динамике и без русской классики и героико-патриотических тем. "Отрасль прибыльная!" - рапортовал министр культуры на ежегодном докладе президенту.
   
Деньги не пахнут.. Будем оценивать успешность Минкульта рублевой отдачей?  Забросаем идеологического врага финансовой отчётностью с положительной динамикой? Если так, то и получим продажу Родины с ежегодной эффективностью.

Результат "продажной" оценки мы уже получили, - отношение к "белой" Олимпиаде показало, что на дрожжах толерантной FREE-культуры взошло -  плевать на символы страны, "Олимпиада же у них   одна.. Они так хотели.. они так готовились" (Тарасова)
А потом мы призываем праздновать День флага России.

Но если не ведомства культуры и образования, то кто призван заниматься сохранением и передачей традиционных моральных, духовных, эстетических ценностей? Кто в ответе за сохранение традиций Непобедимости России? Русскую классику, героев Отечества из кино-театральной культуры вывели, "простигосподи" без штанов  ввели. 
На ком/чём будем воспитывать молодежь?
Вопрос не праздный и не риторический. 

ТРАДИЦИИ ПОБЕЖДАТЬ - КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ.
Преемственность поколений, традиций - в этом непобедимое единство отечественной культуры, это авангардная, ключевая тема культ-тур-проектов нашего ПАТРИА-Центра.
История Государства Российского, Великой Отечественной войны, жизнь и творчество представителей русской литературы были приоритетными темами для всего школьного и туризма. Сегодня в отечественной туриндустрии  нет госполитики, она беспринципна. В школьном образовании нет системы накопления знаний, а есть  вырванная из контекста информация, тесты, квесты, квизы. Это очень заметно на вопросах  во время исторических и литературных экскурсий. ВОВ и отечественную литературу знают только в формате "да", "нет", "не знаю".

На этом хаосе исторических знаний и свободе культуры правительство планирует вырастить защитников Отечества? Возникает вопрос - чьего? Под чьим флагом бесфлаговые "патриоты" будут воевать? 

Что нам завтра скажут дети, когда наши экскурсоводы будут читать им "Зою" Алигер по дороге в Петрищево? Как им, после "белой" (нейтральной) Родины, объяснить, почему их сверстница, сознавая, что жизнь одна, приняла мучительную смерть, не предав интересы страны? Нам дети не поверят. Они поверят ТВ-репортажам с "белой" Олимпиады, где у их страны нет флага,нет Родины, а главным является борьба за золото.
В мёртвые соляные столбы превратятся завтра плиты зала Славы ЦМ ВОВ на Поклонной горе и в блеклое стекло хрустальные слёзы зала Скорби, если сегодня наше слово будет расходиться с делом.

Походы школьников на театральные комедии и экскурсии по шоколадным фабрикам - это сейчас востребованная шикарная альтернатива продаж и украшение любой бухгалтерии. Там весело и вкусно пахнет, всем доходно - на экскурсионный "мармелад-шоколад" родители охотно сдают деньги.
Переведем рельсы Культуры и Просвещения на экономическую выгоду, как того требует Минкульт? И куда приедем? Так давайте поставим в военно-исторических музеях бочку варенья и ящик печенья, - подсластим их посещение и сделаем отчет чемпионскими!

Патриотизм перестаёт быть темой не только Образования, Культуры и Спорта, а и частью сознания. А это опасный поворот для державы.
А ведь Сергей Михалков давно предупреждал - "сегодня дети, завтра народ".

P.S. В декабре 2017 года глава государства напомнил культработникам о юбилее Даниила Гранина, процитировав писателя: «РУКОВОДИТЬ КУЛЬТУРОЙ НЕЛЬЗЯ, ЕЁ НУЖНО НЕСТИ В СЕБЕ», дав понять штурманам Культпросвета необходимость откорректировать свои пути-дороги и смело "шагнуть на грозу"

Е. Бауэр
Начальник Центра патриотического туризма ТК "RUS-вояж",
Город-герой Москва