Рецензия на фильм Легенда 17

Лев Вишня
«Леге;нда № 17» — российский полнометражный художественный фильм 2013 года режиссёра Николая Лебедева производства студии «ТриТэ». Основан на реальных событиях и рассказывает о восхождении к славе советского хоккеиста Валерия Харламова и о первом матче «Суперсерии СССР — Канада» 1972 года.

Премьера картины состоялась 18 апреля 2013 года в Москве в кинотеатре «Октябрь».

29 января 2014 года фильм удостоен шести премий «Золотой орёл» за 2013 год, в том числе стал победителем в категории «Лучший игровой фильм года».
Данила Козловский (Валерий Харламов), Светлана Иванова, (Ирина Сергеевна Смирнова), Олег Меньшиков (Анатолий Тарасов), Гётц Отто (Фил Эспозито) 


Почитал отзывы (в том числе и участников событий), попытаюсь оставить свой, как человек допустим «не знакомый с хоккеем» и «не патриот». Просто как абсолютно абстрактный ничего не знающий и впервые все открывший для себя человек:

Что напрягло?
1. Крайне напрягли карикатурные образы фона: «продавщицы», «менты», «врачихи», «забулдыги» и «подлые номенклатурщики». Напряг образ гор. Чебаркуля, который выглядит натурально як «гиена огненная».
2. Напрягли голливудовские штампы, которые наметанный глаз сразу видит и распознает: те же тореодорские быки в самом начале фильма, истеричный надрыв в конце матча, тема алкогольного «упадка духа» и т. д.… 
3. Напугало непрерывное как заклинание «вот это канадцы, профессионалы!» весь фильм… Хватит, уже понятно, зачем еще повторять. Нет через каждые 5-6 минут экранного времени, снова это заклятие!
4. Фильм дешевый: не показан ни СССР того времени, ни Москва, а город Чебаркуль явно нарисованный на компьютере. Слава богу, что на режиссуре и на актерах не стали экономить!

Что понравилось?
1. Актерская игра конечно на уровне советского кино и ее почти не чувствуешь. Даже у второстепенных персонажей не замечаешь игры. Все очень слажено, все очень точно, вовремя и красиво. Бесподобна пара Меньшов и Козловский! Оба как будто играют самих себя. Великолепный тендем! Женские роли чуть хуже, но тоже неплохо, причем особенно, хорошо играют второстепенные персонажи.
2. Блестящее идейно-духовное содержание фильма: ты – не герой, ты часть команды, кем бы ты не был, один за всех, все за одного. Подано великолепно! Фильм учит и воспитывает, причем лучшее.
3. Канадцы конечно показаны натурально гориллами, но финальный диалог Экспозито и Харламова полностью нивелирует негатив. Равновесие соблюдено! 
4. Эпическая сцена финального матча – по моему лучшая батальная сцена за последние 10-15 лет как в советском, так и зарубежном кино. Отличная подача материала: враг наваливается всей мощью… кажется спасения нет… но вдруг… начинаем отбиваться… потом… Харламов… гнутся шведы… отчаянье врагов…  бессилие и злоба… победа… полный триумф! И диалог Харламова и Экспозито, как двух равных после боя. Мощная точка! Игра Тарасова с прутиком на мокром асфальте и одновременные синхронные действия наших игроков на канадском льду – блестящая находка! Отличное сочетание сцены бегущих разъяренных быков (все время думал, когда же они потребуются режиссеру?) и озверелых канадцев, переигрываемых тореадором Харламовым. Вся мощь противника против него самого! Бесподобна реакция второстепенных персонажей (зрителей) на события, сама наивность их подана чисто и безукоризненно. В принципе батальную 30-минутную сцену матча можно спокойно пересмотреть раз 10 и не устать, она сделана прекрасно!

Выводы:
Фильм снят НЕ на уровне советского кино, а скорее ПОСТсоветского, перестроечного. Все 4 «напрягающих» недостатка – именно из этой оперы. Если бы они были устранены режиссером, то получился буквально шедевр, на который ходили бы по 10-15 раз целыми семьями. А так получился все-таки средний фильм, но на твердую четверку.
Будем надеяться, что в следующем фильме весь этот шлак, который по небрежности присутствует в «Легенде № 17» будет преодолен и вычищен. Но даже в таком виде фильм лучше американских на эту тему.
Касательно «правдоподобия» и «историчности» (кто был кем и т. д.): если у свидетелей этого времени вопросов нет, значит и у меня их НЕТ. Как считает Третьяк, значит, так оно и было. Все остальные «Ыкспертные» рассуждения – это от лукавого.