Мироустроительные начала
Миротворение по существу является не процессом, а актом, не эволюцией, а революцией. Называть миросозидание эволюцией в дарвиновском смысле можно только ретроспективно, имея ввиду не заданность его, а наличную сложившуюся данность. Реально эволюция движима творческим приуготовлением воплощения человека и воплощения Бога. Богочеловеческое единение является сердцевиной бытия, богочеловеческое воплощение является источником и доминантой – господствующей идеей и силой космического преображения.
Но в этом есть и собственный путь человека. Первый шаг Первочеловека (Адама и Евы) кладёт начало крестному пути человечества. Странствия душ в мировой материи можно назвать поиском человеческим духом своего плотского облика, и вся космическая эволюция оказывается результатом созидания вечными душами собственной телесности.
Погрузившийся в хаос человеческий дух ослепляется тьмой и оглушается грохотанием меонических бурь. Чем глубже вхождение в хаос, тем более душа свёртывается до потенции, становится семенем жизни, светящимся во мраке. Человеческая душа как монада[1] стремится войти вглубь хаоса, принять на себя его стихии и вернуться к свету в преображенной материи. Душа ушла вглубь земли («В начале сотворил Бог небо и землю» - Быт. 1.1), умерла для райского состояния, ей вновь предстоит возродиться, пройдя толщу материи, обуздывая земные стихии.
Жизнь и есть одухотворение хаотической мощи, оформление кипящего, клокочущего, бушующего хаоса. Колыхание бездны, тёмное шевеление низин земли, – все виды меонической энергии преобразовательно используются духом. Но жизненная задача требует, чтобы хаотические потенции, вливаясь в космическое многообразие существ и вещей, не нивелировались в возникающем единстве, а творчески оформлялись. Меонический вулкан должен не застыть в мертвенной лаве, не рассыпаться в пепле, но каждый взрыв его должен быть обращён творческим дуновением в живой цветок космического соцветья. Цель преображения – не мертвенное разделение, но животворящая новизна бытия.
Итак, ушедшая в хаос человеческая душа:
- обращает хаотическую мощь в основу творения;
- обнажает в хаосе потенциальное единство;
- наделяет неотмирным единством;
- сама пробуждается к высшей жизни;
- возвышается и подымает с собой к Божественному единству всё созидаемое в материи.
В семенном состоянии души всё это пробивается как неосознанное влечение природной энтелехии (природной души) к Богу. В личности это влечение реализуется свободно и разумно.
Таким образом, каждая возникшая в природе сущность содержит два начала. Это частица земли, скованная и преобразованная хаотическая мощь. В одеянии земной плоти светится искорка неба – личный дух, освещающий путь персонификации мирового сущего. Первое проявляет слепую волю, вожделение или влечение, второе – свободу. Господство первого утверждает своеволие и произвол твари, верховодство второго – свободное творчество духа. Воля не отменяется свободой, а преобразуется и используется как орудие космического строительства. Человек, как поднявшийся со дна хаоса венец творения, содержит в себе и мощь меона, и благость сотворца и соратника Божьего, поэтому в воплотившемся человеке сосредоточены «и крайняя глубь бездны и высший предел неба» (Ф. Шеллинг).
Вошедшие в хаос первообразы инициируют смыслообразовательные процессы, движителем всего созидающегося в хаосе являются субстанциальные деятели – человеческие души. Метафизический центр личности частию погружается в материю и готовит её к будущему рождению в мир человека в собственном облике. Духовные монады созидают из материи собственное вместилище – человеческое тело. Душа человека изначально представлена в мире как волна разлитой в космосе психической энергии, самоконцентрирующейся и собирающей плоть вокруг входящей в мироздание души. Индивидуальные субстанции являются душами зачинающихся космических процессов, в результате их преобразовательного воздействия бессмысленные хаотические стихии постепенно приобретают начала порядка и гармонии. Все космические образования: первичные туманности, галактики, созвездия, светила и планеты – являются формами странствия человеческих душ в мировой материи. Эволюция жизни на земле оказывается проложенным в материи путём духовных монад к собственному плотскому облику. Космогенез является процессом созидания человеческой плоти, а зоогенез путём обретения человеческим духом собственного тела.
О том, что душа человека присутствует в космосе до появления на земле в собственном облике, сохраняют память мифы, в которых речь идёт не о сотворении людей, а о способе, дающем возможность людям, задолго до того существующим, выйти на землю, войти в мир. В мифе североамериканских индейцев люди выходят на землю из подземного мира. В шумерском мифе рассказывается о том, что люди первоначально росли под землей как трава, один из богов проделывал мотыгой в земле дыру, откуда и выходили люди. В мифах народов Африки первые люди выходят из скалы, земли, ямы. В такого рода представлениях отражаются определённые стороны антропогенеза – самосозидания личного духа, подготавливающего явление человека на планете Земля.
Мифы повествуют о том, что человеческое существо сложилось задолго до появления его в собственном облике, что формировалось оно в недрах земли – в глубине мировой материи, и что рождение человека вызывается, с одной стороны, собственно человеческим усилием, с другой же, является результатом некоего активного, резкого и мощного действия высшего творческого начала (богов либо героев). В представлениях последнего рода отражается факт совместной творческой активности Бога и человека. Более чётко внимание на этом акцентируется в мифах, которые описывают наряду с физическими началами, участвующими в создании человека и его составных частей, участие высших духовных сил (в некоторых мифах человек создаётся словом либо мыслью богов).
[1] Монада – единица, индивидуальный духовный субстанциальный деятель.