Гибель богов натурализма 16

Виктор Аксючиц
Бо­го­че­ло­ве­че­ская диа­лек­ти­ка во­пло­ще­ния

Предлагается эскиз мироустройства, основанный на христианском Благовестии, учитывающий всё вышесказанное в книге «Под сенью Креста».
Те­ма во­пло­ще­ния веч­ной ду­ши че­ло­ве­ка – это во­прос о пло­ти ми­ра, о при­чи­нах и це­ли метаморфоз кос­ми­че­ской ма­те­рии. На­уч­но-тех­ни­че­ская ци­ви­ли­за­ция по­след­них ве­ков за­ня­та кро­пот­ли­вым тал­му­ди­ро­ва­ни­ем от­дель­ных фраг­мен­тов ми­ро­вой пло­ти. Соз­дан ог­ром­ный ап­па­рат нау­ки, на­ко­п­ле­ны гран­ди­оз­ные зна­ния, чуть ли не уд­ваи­ваю­щие­ся ка­ж­дые де­сять лет. Но зна­ния как та­ко­во­го и по­ни­ма­ния су­ти ве­щей ста­но­вит­ся всё меньше. Сле­пой эн­ту­зи­азм «все­зна­ния», гос­под­ствую­щий в на­уч­ной сре­де, уд­ру­ча­ет и вы­ну­ж­да­ет от­ка­зы­вать­ся от при­выч­ных под­хо­дов, ис­кать от­ве­ты на во­про­сы о смыс­ле, ко­то­рые сей­час не принято да­же ста­вить.
Эти по­ис­ки при­во­дят к убе­ж­де­нию, что тра­ди­ция хри­сти­ан­ско­го бо­го­слов­ст­во­ва­ния и фи­ло­соф­ст­во­ва­ния и есть за­бы­тая ус­та­нов­ка на обретение смыс­ла. Бо­го­сло­вие и фи­ло­со­фия бы­ли не от­вле­чен­ной за­умью, а ес­те­ст­вен­ной по­треб­но­стью по­зна­ния, пред­став­ле­ния­ми о жиз­нен­но важ­ных началах. Кон­цеп­ция гре­хо­па­де­ния, те­мы Бо­го­во­пло­ще­ния, тро­ич­но­сти, со­фий­но­сти, кре­сто­не­се­ния, сво­бо­ды, пер­со­на­лиз­ма – не аб­ст­ракт­ные и отвлечённые про­бле­мы, ре­ше­ние ко­то­рых ин­те­рес­но са­мо по се­бе как не­кая кра­си­вая за­да­ча. Это глу­бо­ко эк­зи­стен­ци­аль­ные про­бле­мы, яв­ляю­щие­ся ос­но­вой че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния. Без их решения мы не способны по­нять ни смысл жиз­ни, ни смысл кон­крет­ных яв­ле­ний.
Для то­го что­бы ра­зо­брать, что у нас под но­га­ми, мы долж­ны под­нять гла­за к не­бу и, очи­стив взор ли­це­зре­ни­ем выс­ших сущ­но­стей, раз­гля­деть зем­ные пред­ме­ты. В этой гла­ве я пред­ла­гаю эс­киз ми­ро­уст­рой­ст­ва, от­кры­ваю­щий­ся с бо­го­слов­ско-фи­ло­соф­ской по­зи­ции, опи­сан­ной в пре­ды­ду­щих гла­вах книги «Под сенью Креста».
В хри­сти­ан­ском ми­ре ещё не создана цельная картина хри­сти­ан­ской кос­мо­ло­гии – уче­ние о раз­ви­тии ми­ра, все­лен­ной. В существующих космологических представлениях сильны фраг­мен­ты вет­хо­за­вет­ной и ре­ци­ди­вы язы­че­ской космологии. Со­вре­мен­ное же сознание вымуштровано ан­ти­хри­сти­ан­ским гу­ма­ни­змом. В подлинно христианском «мироощущении космология становится антропоцентричной, а антропология христоцентричной» (арх. Киприан). Что­бы по­стро­ить хри­сти­ан­скую кос­мо­ло­гию – в со­от­вет­ст­вии с от­кро­ве­ни­ем Бо­го­че­ло­ве­ка, не­об­хо­ди­мо пре­ж­де об­на­жить пу­ти тео­ан­тро­по­го­нии (про­ис­хо­ж­де­ния и внут­рен­не­го взаи­мо­дей­ст­вия бо­го­че­ло­ве­че­ско­го на­ча­ла) и кос­мо­го­нии (про­ис­хо­ж­де­ния ми­ро­зда­ния), – пред­мир­ных им­пуль­сов Твор­че­ско­го Ду­ха. Кос­мо­ло­гия же есть от­ра­же­ние в пред­мет­ном ми­ре диа­лек­ти­ки тео­ан­тро­по­ло­гии – Бо­го-че­ло­ве­ко-во­пло­ще­ния.

Со­зи­дая мир Бог идёт на твор­че­ское са­мо­рас­пя­тие и на му­ку ро­ж­де­ния. Тво­рец не­по­сред­ст­вен­но и во всей пол­но­те Сво­ей сущ­но­сти про­ни­ца­ет до­бы­тий­ный ха­ос (зем­лю), об­ра­ща­ет его в ма­те­рию Но­во­го Тво­ре­ния, в плоть Но­во­го Бы­тия. Вхо­ж­де­ние-нис­хо­ж­де­ние Бо­га в ме­о­ни­че­ские безд­ны и есть Бо­го­во­пло­ще­ние, которое на­ча­лось пред­мир­но. Но это про­цесс бо­го­че­ло­ве­че­ский, в ко­то­ром у че­ло­ве­ка свой кре­ст­оносительный путь. Бог во­пло­тил­ся и ос­вя­ща­ет этим вхо­ж­де­ние в мир, при­зы­ва­ет к во­пло­ще­нию и че­ло­ве­ка. При­няв Хри­ста, как во пло­ти при­шед­ше­го Бо­га, хри­стиа­нин при­зван при­нять вме­сте с Ним и плоть ми­ра.
«Хри­сти­ан­ст­во, по су­ще­ст­ву сво­ему, есть прин­ци­пи­аль­ное и без­ус­лов­ное уп­разд­не­ние дуа­лиз­ма бы­тия ма­те­ри­аль­но­го и ду­хов­но­го, чув­ст­вен­но­го и умо­по­сти­гае­мо­го, т.к. при­не­сён­ная им “до­б­рая весть” от­но­сит­ся к спа­се­нию це­ло­го че­ло­ве­ка, с вклю­че­ни­ем его те­лес­но­го и чув­ст­вен­но­го бы­тия, а чрез не­го и все­го ми­ра, т.е. со вклю­че­ни­ем ма­те­ри­аль­ной при­ро­ды: “но­во­го не­ба и но­вой зем­ли по обе­то­ва­нию Его ча­ем, иде­же прав­да жи­вет”. Эта идея ду­хов­ной чув­ст­вен­но­сти, обо­же­ст­в­ляе­мой те­лес­нос­ти или бо­го-ма­те­рии, оп­ре­де­ляю­щая со­бой соб­ст­вен­но хри­сти­ан­скую муд­рость, бы­ла “бе­зу­ми­ем для эл­ли­нов”» (Вл.C. Со­ловь­ев).
Че­ло­век – жи­тель не­бес, но по­слан­ник Бо­жий в ми­ру. Че­ло­ве­че­ст­во – это ок­ро­вав­лен­ные паль­цы на дес­ни­це Твор­ца, погружённой в ми­ро­вую плоть. По­то­му «не хо­тим сов­лечь­ся, но об­лечь­ся, что­бы смерт­ное по­гло­ще­но бы­ло жиз­нью. На сие са­мое и соз­дал нас Бог и дал нам за­лог Ду­ха» (2 Кор. 5, 4-5). Мы пред­на­зна­че­ны при­нять ми­ро­вую плоть с её смерт­но­стью, но с тем, что­бы пре­об­ра­зить её сво­им вос­кре­се­ни­ем (что­бы смерт­ное по­гло­ще­но бы­ло жиз­нью).
Хри­стос Все­объ­ем­лю­щий присутствует в ми­ре как Смыс­ло­об­ра­зую­щий Ло­гос, под­дер­жи­ваю­щий строй бы­тия и бы­тие са­мо­го че­ло­ве­ка. Хри­стос при­сут­ст­ву­ет в ми­ре и тем, что здесь есть че­ло­век, ибо все мы – те­ло Хри­сто­во, плоть и чле­ны Его. Бог не ос­тав­ля­ет нас ни­ко­гда, ра­ди нас Он при­ни­ма­ет во­пло­ще­ние и кре­ст­ную му­ку. Бог про­хо­дит путь, ко­то­рый при­зван прой­ти че­ло­век. Бог вен­ча­ет этот путь спа­си­тель­ным для че­ло­ве­ка за­вер­ше­ни­ем, не­ве­ро­ят­ным и чу­дес­ным про­ры­вом из ло­на смер­ти – Вос­кре­се­ни­ем. В зем­ном пу­ти Ии­су­са Хри­ста явлен ду­хов­ный смысл кос­ми­че­ско­го пу­ти че­ло­ве­че­ской ду­ши.
Тво­ре­ние ми­ра, пред­ме­тов, су­ществ, кос­ми­че­ская эво­лю­ция – яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том эк­зи­стен­ци­аль­ной диа­лек­ти­ки Бо­же­ст­вен­но­го и че­ло­ве­че­ско­го сотвор­че­ст­ва. Ми­ро­зда­ние в глу­би­нах сво­их тео­ан­тро­по­мор­фич­но – несёт бо­го­че­ло­ве­че­ские фор­мы. Тео­ан­тро­по­ге­нез (про­ис­хо­ж­де­ние бо­го­че­ло­ве­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия) кладёт на­ча­ло кос­мо­ге­не­зу (про­ис­хо­ж­де­нию кос­мо­са, все­лен­ной). Стерж­нем кос­ми­че­ской эво­лю­ции яв­ля­ет­ся ан­тро­по­ге­нез (про­ис­хо­ж­де­ние, со­тво­ре­ние, а за­тем са­мо­твор­че­ст­во че­ло­ве­ка), как путь об­ре­те­ния пер­во­об­ра­зом че­ло­ве­ка пол­но­ты лич­но­ст­но­го бы­тия. Ан­тро­по­ло­гия (раз­ви­тие че­ло­ве­ка) яв­ля­ет­ся не ре­зуль­та­том, а дви­жу­щим на­ча­лом кос­мо­ло­гии (раз­ви­тия ми­ро­зда­ния).
Метафизическое познание пытается проникнуть в глубины миросозидания, встречными векторами которого являются пути нисхождения Бога к миру и восхождения человека к Богу.

Путь нисхождения Творца к миру, Бога к человеку:
Теогония:
- Бог за пределами Бога – самоопределение Бога к творению.
- Становление Бога Богом-Творцом.
- Триипостасные взаимоотношения Бога-Творца в миротворении.
Космогония:
- Выделение в Боге лона рождения, формирование предвечной основы бытия.
- Противопоставление предвечного хаоса (библейская земля) и
- Мира духовных первообразов (библейское небо).
Антропогония:
- Рождение человека в Боге, предвечная богочеловечность.
- Творение первообраза человека (Адам, Ева).
- Происходящее в раю до акта «грехопадения».

Путь восхождения человека и мира к Богу:
Космология:
- Внедрение душ в хаос и становление космоса из хаоса.
- Хаос – материя – плоть – тело.
- Строение космоса, природная законосообразность.
Антропология:
- Выделение человекоподобного существа.
- Обретение человеком собственной плоти – человеческого тела.
- Кристаллизация личностного начала в человеке.
Теология:
- В природе – восстание человеческого духа из мрака хаоса и воплощение.
- В истории – очищение человеческого духа, персонализация и устремление личности к своему божественному источнику.
- Богопознание как форма самосознания разумного человеческого существа.



[1] Натурали;зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis – природный, естественный) – материалистическое атеистическое мировоззрение, рассматривающее природу как универсальный принцип объяснения всего сущего.