О самоуважении

Евгений Терещенко
«Прежде всего, не теряй самоуважения».
Пифагор.

«От недостатка уважения к себе происходит больше пороков, чем от излишнего к себе уважения.»
М.Монтень.

Не могу не согласиться с мнением авторов приведенных выше афоризмов, о важности самоуважения, оно соответствует и моему жизненному опыту. Как мне кажется, дефицит самоуважения способствует появлению и усилению в человеке таких порочных качеств, как лживость, завистливость, мстительность, неискренность, плутовство, склонность к воровству и других. Лишенный самоуважения человек всегда готов “за глаза” осуждать других людей, творить им мелкие пакости, клеветать, вступать в заговоры, изменять, предавать. Уважающему себя человеку, на мой взгляд, такие качества и поступки чужды.

Но какие же пороки имел в виду Монтень, когда говорил об излишнем к себе уважении? Честно сказать, я не знаю, что такое излишнее к себе уважение. Вероятно, говоря о таком качестве, Монтень имел перед своими глазами пример людей самоуверенных, амбициозных, высокомерных, надменных, не способных к адекватной оценке самих себя. Но, мне кажется, подобные черты характера являются, на самом деле, проявлением банальной тупости и гордыни, а не самоуважения. На мой взгляд, уважающий себя человек, склонен уважать и других людей, их мнения, суждения, интересы, то есть, ему свойственны такие качества, как снисходительность и терпимость. Если самоуважение становится «излишним», то это уже не самоуважение, а нечто другое, о чем было сказано выше.

Одного понимания важности самоуважения недостаточно для того, чтобы уважать себя. Нужно быть достойным уважения, прежде всего, в собственных глазах. А для этого нужно, в первую очередь, избегать бесчестных поступков, всегда говорить правду, что не исключает, в отдельных случаях, умолчания правды. Нужно, в каких-то пределах, следить за своим внешним видом, не опускаться, но и не придавать своей внешности преувеличенного значения, что было бы уже проявлением тщеславия. Нужно уважать свои увлечения и интересы в семейной жизни, в случаях, когда наши близкие считают их пустой забавой. Также, в семейной жизни, нужно осознавать свое право на определенную долю свободы, не превращать себя в «средство» для других людей, хотя бы и очень близких. Об этом Иаков Нижегородский:
«Из любви к ближним, не должно делать того, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их беспорядочные привычки».
Увы, непросто бывает сохранить самоуважение в семейной жизни, в которой жена и муж, хорошо зная недостатки друг друга, постоянно друг другу о них напоминают!

Возникает вопрос: а правы ли те, очень религиозные люди, которые считают и называют себя «рабами Божьими», «слугами Божьими»? Совместимо ли такое самоопределение с уважением к себе? Не знаю, но мне как-то плохо в это верится. Возможно я ошибаюсь, но, мне кажется, правильнее для нас считать себя «сотрудниками», «штатными работниками» Всевышнего, а не слугами и рабами. Но, не возвеличиваем ли мы себя, не проявляем ли гордыню, понимая таким образом свое отношение к Богу? Не думаю. Разве, произнося молитву «Отче наш», мы не обращаемся к Богу, как к отцу, считая себя, следовательно, Его детьми? Такое самовозвеличивание куда больше, а оно разрешено нам Христом.